Резолютивная часть постановления объявлена 04.07.2011.
В полном объеме постановление изготовлено 11.07.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Ключниковой Н.В.
Судей:
Шелудяева В.Н.
Степиной Л.В.
При участии в заседании:
от заявителей:
Администрации Губкинского городского округа
Муниципального учреждения Управление социальной политики
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу Администрации Губкинского городского округа и муниципального учреждения Управление социальной политики на решение Арбитражного суда Белгородской области от 15.10.2010 (судья Головина Л.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2011 (судьи Протасов А.И., Сергуткина В.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А08-4493/2010-27,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Губкинского городского округа (далее - Администрация) и Муниципальное учреждение Управление социальной политики (далее - Учреждение) обратились в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании недействительным п. 2 и п. 4 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 18.05.2010.
Решением суда от 15.10.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.03.2011 решение суда от 15.10.2010 оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Администрация и Учреждение просят отменить решение, постановление суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых решения, постановления.
Как видно из материалов дела, Отделом муниципального заказа администрации Губкинского городского округа в интересах муниципального заказчика "Управление социальной политики" проведен открытый аукцион по выбору генерального подрядчика на выполнение работ по завершению капитального ремонта "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, ул. Дзержинского 56 "а".
Рассмотрев заявку ООО "Регионстрой" на участие в аукционе, Единая комиссия по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд Губкинского городского округа (далее - Комиссия) приняла решение, оформленное протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе от 22.04.2010 N 345, об отказе обществу в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) несоответствие требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона - несоответствие участника размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющие выполнение работ, которые являются предметом проводимого аукциона (п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона N 94-ФЗ):
- отсутствует свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией, на выполнение работ по строительству объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (Градостроительный кодекс РФ, Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ; приказ Министерства регионального развития РФ от 09.12.2008 N 274), а именно: 4530858 - пусконаладочные работы систем автоматики, сигнализации и взаимосвязанных устройств; 45304652 - установка светильников;
- отсутствует лицензия на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (п. 7 ст. 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ), постановление Правительства РФ от 25.10.2006 N 625, письмо Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 11.03.2010 N 19-1-15-1282)".
Полагая такой отказ в допуске к участию в аукционе незаконным, ООО "Регионстрой" обратилось в УФАС с жалобой на действия Комиссии при проведении открытого аукциона по выбору генерального подрядчика на выполнение работ по завершению капительного ремонта "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, ул. Дзержинского 56 "а", по результатам рассмотрения которой антимонопольным органом было принято решение от 18.05.2010, пунктом 1 которого жалобу ООО "Регионстрой" признана необоснованной. Пунктом 2 этого решения признан факт нарушения отделом муниципального заказа Администрации Губкинского городского округа, МУ "Управление социальной политики" администрации Губкинского городского округа ч. 2.1. ст. 34, ч. 2.2., ч. 3 ст. 35 Закона N 94-ФЗ. Согласно п. 3 было решено не выдавать предписание об устранении нарушений в связи с заключением муниципального контракта. Материалы дела следовало передать должностному лицу УФАС, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по основаниям, указанным в пунктах N 2, 3, 4 мотивировочной части настоящего решения (п. 4).
Посчитав пункты 2 и 4 указанного решения незаконными и нарушающими их права и законные интересы, Администрация и Учреждение обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 N 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушением их изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 94-ФЗ аукционная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Частью ч. 2.1 ст. 34 Закона N 94-ФЗ установлен запрет на включение в аукционную документацию (в том числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ заявка на участие в аукционе, в том числе, должна содержать сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг. В случаях, предусмотренных документацией об аукционе, также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товарам, работам, услугам.
При этом не допускается требовать предоставление указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром (п. 2 ч. 2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ).
Также заявка должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом аукциона, и такие требования предусмотрены документацией об аукционе (подпункт "б" п. 3 ч. 2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ).
Положениями ч. 3 ст. 35 Закона N 94-ФЗ установлен запрет по истребованию от участника размещения заказа иного, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и сведений.
В силу ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе в случае: непредставления документов, определенных частью 2 статьи 35 настоящего Федерального закона, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах, а также в случае несоответствия требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
Отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в части 1 настоящей статьи случаев, не допускается (ч. 2 ст. 12 Закона N 94-ФЗ).
Анализируя требования ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, пунктов 29, 30 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасности объектов капитального строительства, утвержденного приказом Минрегионразвития РФ от 09.12.2008 N 274, а также п. 39 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", суд обоснованно пришел к выводу о том, что требования аукционной документации к участникам размещения заказа о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к производству пусконаладочных работ, работ по установке светильников, а также лицензии на производство работ по ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий сооружений законно и обоснованно, а непредставление указанных документов является законным основанием для отказа в допуске к участию в аукционе.
Между тем содержащиеся в аукционной документации требование к участникам размещения заказа о получении предварительного согласия субподрядчиков, привлекаемых на выполнение работ, являющихся предметом аукциона и представлении сведений о таких субподрядчиках в составе заявки на участие в аукционе, незаконно, поскольку не входит в перечень документов и сведений, подлежащих представлению в составе заявки на участие в аукционе в соответствии с ч. 2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ.
Таким образом, данное требование, включенное в документацию об аукционе, противоречит ч. 2.1 ст. 34 Закона N 94-ФЗ, поскольку является требованием о наличии у участников размещения заказа ресурсов в виде договорных отношений (иных отношений сотрудничества) с субподрядчиками, обладающими соответствующими производственными мощностями, технологическим оборудованием, трудовыми, финансовыми ресурсами.
Частью 2.2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ установлены требования к оформлению заявок на участие в аукционе, а именно: все листы заявки на участие в аукционе, все листы тома заявки на участие в аукционе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в аукционе и том заявки на участие в аукционе должны содержать опись входящих в ее состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа. Соблюдение участником размещения заказа указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе, поданы от имени участника размещения заказа, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе документов и сведений. Не допускается устанавливать иные требования, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению заявки на участие в аукционе.
Указания на положения ГОСТ Р 51141-98, ГОСТ Р 6.30-2003 не могут быть приняты во внимание, поскольку положения ч. 2.2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ прямо устанавливают требования по оформлению заявок на участие в аукционе и не содержат отсылочных положений к иным актам.
Таким образом, ч. 2.2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ не предусматривает заверение каждого из входящих в состав заявки документа в отдельности и признает достаточным в целях подтверждения подлинности и достоверности таких документов оформление соответствующим образом заявки на участие в аукционе как единого и неделимого документа, поданного от имени участника размещения заказа.
При указанных обстоятельствах и решение УФАС (п. 4) о передаче материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении отдела муниципального заказа администрации Губкинского городского округа, МУ "Управление социальной политики" администрации Губкинского городского округа должностному лицу антимонопольного органа, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по основаниям, указанным в пунктах N 2, 3, 4 части решения, является законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы заявителей, явившиеся обоснованием их позиции, они исследованы судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора, им дана надлежащая оценка и оснований для переоценки установленных судом обстоятельств в силу ст. 286 АПК РФ у кассационной коллегии не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 15.10.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2011 по делу N А08-4493/2010-27 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
В.Н. Шелудяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 2.2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ установлены требования к оформлению заявок на участие в аукционе, а именно: все листы заявки на участие в аукционе, все листы тома заявки на участие в аукционе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в аукционе и том заявки на участие в аукционе должны содержать опись входящих в ее состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа. Соблюдение участником размещения заказа указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе, поданы от имени участника размещения заказа, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе документов и сведений. Не допускается устанавливать иные требования, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению заявки на участие в аукционе.
Указания на положения ГОСТ Р 51141-98, ГОСТ Р 6.30-2003 не могут быть приняты во внимание, поскольку положения ч. 2.2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ прямо устанавливают требования по оформлению заявок на участие в аукционе и не содержат отсылочных положений к иным актам.
Таким образом, ч. 2.2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ не предусматривает заверение каждого из входящих в состав заявки документа в отдельности и признает достаточным в целях подтверждения подлинности и достоверности таких документов оформление соответствующим образом заявки на участие в аукционе как единого и неделимого документа, поданного от имени участника размещения заказа.
При указанных обстоятельствах и решение УФАС (п. 4) о передаче материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении отдела муниципального заказа администрации Губкинского городского округа, МУ "Управление социальной политики" администрации Губкинского городского округа должностному лицу антимонопольного органа, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по основаниям, указанным в пунктах N 2, 3, 4 части решения, является законным и обоснованным."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11 июля 2011 г. N Ф10-2043/11 по делу N А08-4493/2010