Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Шуровой Л.Ф.
судей:
Егорова Е.И.
Радюгиной Е.А.
При участии в заседании:
от МКП "Воронежтеплосеть"
не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом
от ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа
не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом
рассмотрев кассационную жалобу ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа на решение арбитражного суда Воронежской области от 20.12.2010 (судья Соболева Е.П.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2011 (судьи Ольшанская Н.А., Скрынников В.А., Михайлова Т.Л.) по делу N А14-9596/2010/345/28
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное предприятие города Воронежа "Воронежтеплосеть" (далее - Предприятие, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования N 2582 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 07.09.2010.
Решением арбитражного суда Воронежской области от 20.12.2010 заявление налогоплательщика удовлетворено в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора, просит их отменить.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит суд отказать в её удовлетворении, поскольку полагает, что доводы жалобы являлись предметом проверки судов, опровергаются материалами дела, представленными доказательствами и положениями действующего законодательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на неё, кассационная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых решения и постановления.
Как усматривается из материалов дела, Инспекция по мере выявления в результате мероприятий налогового контроля числящейся за Предприятием задолженности, в т.ч. по ЕСН, выставляла в адрес налогоплательщика следующие требования: N 12759 от 28.10.2005, N 12645 от 29.09.2005, N 1569 от 12.05.2006, N 6680 от 04.08.2006, N 6631 от 27.07.2006, N 77 от 28.03.2007, N 8701 от 08.11.2006, N 3987 от 25.04.2007, N 3988 от 25.04.2007, N 3995 от 25.04.2007, N 8134 от 01.08.2007, N 1630 от 19.05.2006.
Поскольку указанные требования налогового органа в установленные сроки Предприятием в добровольном порядке исполнены не были, Инспекция, руководствуясь ст. 46 НК РФ, вынесла решения N 1596 от 09.12.2005, N 1258 от 20.10.2005, N 492 от 26.05.2006, N 506 от 29.05.2006, N 1083 от 30.08.2006, N 807 от 17.04.2007, N 1786 от 22.11.2006, N 1038 от 15.05.2007, N 1039 от 15.05.2007, N 1046 от 15.05.2007, N 3775 от 19.09.2007, N 557 от 07.06.2006 "О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках".
В связи с недостаточностью денежных средств на банковском счете МКП "Воронежтеплосеть", налоговым органом на основании ст. 47 НК РФ были приняты решения и вынесены постановления о взыскании недоимки по уплате налога, пени, штрафа за счет имущества Предприятия N 77 от 29.05.2006, N 174 от 02.10.2006, N 134 от 14.05.2007, N 230 от 27.11.2006, N 144 от 16.05.2007, N 296 от 21.09.2007, N 88 от 16.06.2006.
Данные постановления были направлены для исполнения в Ленинский районный отдел судебных приставов г. Воронежа и на их основании было возбуждено исполнительное производство.
В ходе исполнительного производства задолженность по налогам и пеням в суммах, указанных в постановлениях Инспекции N 77 от 29.05.2006, N 174 от 02.10.2006, N 134 от 14.05.2007, N 230 от 27.11.2006, N 144 от 16.05.2007, N 296 от 21.09.2007, N 88 от 16.06.2006 Предприятием была полностью погашена, в связи с чем 28.06.2010 судебным приставом - исполнителем были вынесены постановления об окончании исполнительного производства.
Инспекция 07.09.2010, полагая, что у нее имеются основания для возобновления начисления пени за те периоды, когда пени не начислялись в силу требований п. 3 ст. 75 НК РФ (в связи с приостановлением налоговым органом операций по счетам налогоплательщика в банках и наложением ареста на имущество налогоплательщика судебными приставами), выставила Предприятию требование N 2582 с предложением в срок до 17.09.2010 уплатить пени в сумме 767 009, 57 руб. за период с 01.01.2007 по 05.10.2007, начисленные на недоимку по ЕСН в общей сумме 26 838 274, 30 руб., в т.ч. 776 142 руб. - по сроку уплаты 15.08.2005; 794 076 руб. - по сроку уплаты 15.09.2005; 5 022 638, 30 руб. - по сроку уплаты 26.09.2005; 5 455 186 руб. - по сроку уплаты 17.10.2005; 827 149 руб. - по сроку уплаты 15.11.2005; 868 245 руб. - по сроку уплаты 15.12.2005; 2 555 840 руб. - по сроку уплаты 16.01.2006; 29 854 руб. - по сроку уплаты 15.02.2006; 25 904 руб. - по сроку уплаты 15.03.2006; 9 980 238 руб. - по сроку уплаты 14.04.2006; 12 747 руб. - по сроку уплаты 17.04.2006; 159 843 руб. - по сроку уплаты 17.04.2006; 11 814 руб. - по сроку уплаты 15.05.2006; 7886 руб. - по сроку уплаты 15.06.2006; 9731 руб. - по сроку уплаты 17.07.2006; 68 669 руб. - по сроку уплаты 17.07.2006; 20 279 руб. - по сроку уплаты 15.08.2006; 74 707 руб. - по сроку уплаты 15.09.2006; 9257 руб. - по сроку уплаты 16.10.2006; 10 008 руб. - по сроку уплаты 15.11.2006; 5604 руб. - по сроку уплаты 15.12.2006; 6682 руб. - по сроку уплаты 15.01.2007; 9897 руб. - по сроку уплаты 15.02.2007; 9889 руб. - по сроку уплаты 15.03.2007; 63 278 руб. - по сроку уплаты 16.04.2007; 13 148 руб. - по сроку уплаты 15.05.2007; 9563 руб. - по сроку уплаты 15.06.2007.
В связи с неисполнением требования в установленный в нем срок, Инспекция вынесла решение N 5113 от 20.09.2010 "О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках".
Полагая, что требование N 2582 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 07.09.2010 не соответствует законодательству РФ о налогах и сборах, нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере экономической деятельности, Предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные налогоплательщиком требования, суд обоснованно руководствовался следующим.
На основании ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В силу п. 2 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, под которой, исходя из п. 2 ст. 11 НК РФ, понимается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Согласно п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях для взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
На основании п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (п. 2 ст. 70 НК РФ).
В п. 4 ст. 69 НК РФ установлено, что требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном ст.ст. 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счёт иного имущества в порядке, предусмотренном ст.ст. 47, 48 НК РФ.
На основании ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства организации на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств.
В соответствии с п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
В силу п. 7 ст. 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации в соответствии со ст. 47 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 47 НК РФ в случае, предусмотренном п. 7 ст. 46 НК РФ, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в т.ч. за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 настоящего Кодекса.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
До 01.01.2007 ст. 47 НК РФ не устанавливала какого-либо другого срока, отличного от срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 НК РФ, для принятия налоговым органом решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента, поэтому 60-дневный срок, предусмотренный в ст. 46 НК РФ, применялся ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента.
В редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, действующей с 01.01.2007, ст. 47 НК РФ устанавливает срок для принятия решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента), составляющий один год после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ данная норма дополнена также положением о том, что решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Следует учитывать, что ст.ст. 46, 47 НК РФ предусматривают возможность восстановления судом пропущенного налоговым органом по уважительной причине срока обращения в суд, в связи с чем, установленные НК РФ сроки принятия решений о взыскании налога за счет денежных средств и имущества налогоплательщика не являются пресекательными и их пропуск не влечет такого последствия, как безусловная утрата возможности взыскания недоимки.
Вышеприведенные нормы, в силу прямого указания п. 8 ст. 45, п. 9 ст. 46, п. 8 ст. 47, п. 8 ст. 69, п. 3 ст. 70 НК РФ, применимы при взыскании пени, в отношении которой досудебный порядок урегулирования спора состоит в направлении налоговым органом требования об их уплате.
При проверке законности направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате пени, суд должен установить наличие в этом требовании всех необходимых сведений для проверки правильности начисления пени, соблюдение Инспекцией срока направления требования в отношении каждого дня просрочки, а также установить, не утрачена ли возможность взыскания основной задолженности, на которую начислены пени.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что пени, указанные в требовании N 2582 от 07.09.2010, начислены Предприятию на суммы задолженностей по уплате ЕСН, образовавшихся по срокам уплаты 2005-2007 г.г.
Задолженность по уплате в бюджет налога была погашена Предприятием 21.06.2010 в процессе осуществления в отношении него исполнительных действий в рамках исполнительного производства, оконченного 28.06.2010.
Начисление пени с 01.01.2007 по 21.06.2010 налоговым органом (в период осуществления им в отношении Предприятия действий по принудительному взысканию задолженности) не производилось, а после окончания исполнительного производства пени были начислены единовременно на соответствующие суммы взысканной задолженности за период с 01.01.2007 по 05.10.2007, в связи с чем налогоплательщику направлено оспариваемое требование N 2582 по состоянию на 07.09.2010.
Кассационная коллегия соглашается с выводом суда апелляционной инстанции о том, что в рассматриваемом случае Инспекция нарушила срок направления требования, установленный ст. 70 НК РФ, в отношении пеней, начисленных за период с 01.01.2007 по 05.10.2007.
Поскольку исчисление сроков совершения всех действий по принудительному взысканию недоимки по налогу (пени) начинается с момента истечения срока исполнения требования, указанного в нем, пропуск налоговым органом законодательно установленного срока направления требования об уплате налога (пени) в рассматриваемой ситуации является основанием для признания его недействительным, т.к. данное обстоятельство влечет нарушение законодательно определенного порядка взыскания обязательных платежей.
На основании спорного требования Инспекцией принято решение об обращении взыскания на денежные средства Предприятия N 5113 от 20.09.2010, т.е. данное требование послужило способом искусственного продления налоговым органом срока принятия решения, ограниченного, согласно ст. 46 НК РФ, двумя месяцами с момента истечения срока исполнения требования, указанного в нем самом.
Судом обоснованно отклонена ссылка Инспекции на наличие у нее права на возобновление начисления пеней за несвоевременную уплату ЕСН за период с 01.01.2007 по 05.10.2007 и на направление налогоплательщику требования N 2582 от 07.09.2010 об их уплате за этот период на основании п. 3 ст. 75 НК РФ, поскольку налоговый орган не доказал, что за спорный период начисление пени не производилось им в связи с наличием обстоятельств, указанных в рассматриваемой норме (приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке либо наложение ареста на имущество налогоплательщика).
Более того, как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, наличие таких обстоятельств в случае, если их существование было бы доказано налоговым органом, свидетельствовало бы не о наличии у Инспекции права приостановить и впоследствии возобновить (восстановить) начисление пеней в связи с устранением таких обстоятельств, а о наличии у нее обязанности не начислять пени за весь период существования законодательно установленных препятствий для исполнения налогоплательщиком обязанностей по уплате недоимки.
По смыслу п. 3 ст. 75 НК РФ, после того, как обстоятельства, указанные в данной норме, отпали, начисление пени должно бы было производиться налоговым органом с такого момента, а не за период, когда такие обстоятельства существовали.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств.
Доводы Инспекции, приведённые в кассационной жалобе, являлись обоснованием позиции налогового органа по делу в ходе разрешения спора по существу, они не опровергают выводов судов, а, по существу, направлены на их переоценку, что в силу ст. 286 и п. 2 ст. 287 АПК РФ, не допускается при рассмотрении жалобы в суде кассационной инстанции.
Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Воронежской области от 20.12.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2011 по делу N А14-9596/2010/345/28 оставить без изменений, а кассационную жалобу ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.Ф. Шурова |
Судьи |
Е.И. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании спорного требования Инспекцией принято решение об обращении взыскания на денежные средства Предприятия N 5113 от 20.09.2010, т.е. данное требование послужило способом искусственного продления налоговым органом срока принятия решения, ограниченного, согласно ст. 46 НК РФ, двумя месяцами с момента истечения срока исполнения требования, указанного в нем самом.
Судом обоснованно отклонена ссылка Инспекции на наличие у нее права на возобновление начисления пеней за несвоевременную уплату ЕСН за период с 01.01.2007 по 05.10.2007 и на направление налогоплательщику требования N 2582 от 07.09.2010 об их уплате за этот период на основании п. 3 ст. 75 НК РФ, поскольку налоговый орган не доказал, что за спорный период начисление пени не производилось им в связи с наличием обстоятельств, указанных в рассматриваемой норме (приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке либо наложение ареста на имущество налогоплательщика).
...
По смыслу п. 3 ст. 75 НК РФ, после того, как обстоятельства, указанные в данной норме, отпали, начисление пени должно бы было производиться налоговым органом с такого момента, а не за период, когда такие обстоятельства существовали."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15 июля 2011 г. N Ф10-2067/11 по делу N А14-9596/2010