Дело рассмотрено 20.07.2011
Постановление изготовлено в полном объеме 25.07.2011
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего
Степиной Л.В.
судей:
Ключниковой Н.В.
Ермакова М.Н.
при участии в заседании:
от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Зеленина А.Е.
от администрации Каширского муниципального района Воронежской области
от 3-его лица:
главы крестьянского (фермерского) хозяйства Тюрина И.И.
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Зеленина А.Е. на решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.01.2011 (судья Шишкина В.М.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2011 (судьи Протасов А.И., Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А14-9100/2010/255/5,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Зеленин Андрей Евгеньевич обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к администрации Каширского муниципального района Воронежской области (далее по тексту - Администрация) о признании недействительным постановления от 10.09.2009 N 488, с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением от 08.09.2010 N 887 "О предоставлении земельных участков в аренду из земель сельскохозяйственного назначения индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Тюрину Ивану Илларионовичу", в части предоставления в аренду последнему земельных участков с кадастровыми номерами: 36:13:3200001:20 площадью 92,2 га; 36:13:3200001:21 площадью 64,5 га (требование уточнено в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечен глава крестьянского (фермерского) хозяйства Тюрин И. И.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 11.01.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2011 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе глава крестьянского (фермерского) хозяйства Зеленин А.Е. просит указанные решение и постановление отменить, так как выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судебные акты приняты с нарушением норм материального права и принять новый судебный акт об удовлетворении требования заявителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судом, 24.02.2009 Зеленин А.Е. с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - КФХ) на основании Земельного кодекса Российской Федерации, статей 2, 11, 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении ему в аренду сроком на 49 лет названных земельных участков сельскохозяйственного назначения из фонда перераспределения земель, расположенных в районе с. Каширское, в границах землепользования бывшего колхоза "Большевик".
Письмом от 23.03.2009 N 726 Администрация сообщила заявителю о предоставлении на праве аренды сроком на 49 лет 200 га земель сельскохозяйственного назначения из земель спецземфонда района на территории Старинского сельского поселения для создания КФХ, для чего ему в 2-х недельный срок необходимо заключить договор аренды с Администрацией. Последняя также указала, что в отношении остальных испрашиваемых Зелениным А.Е земельных участков дано информационное сообщение в газету "Молодой Коммунар" и в связи с этим предложено принять участие в торгах по продаже права аренды, когда они будут назначены.
Постановлением от 10.09.2009 N 488 с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением от 08.09.2010 N 887 "О предоставлении земельных участков в аренду из земель сельскохозяйственного назначения индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Тюрину Ивану Илларионовичу" администрация на основании статей 2, 11, 12 Закона N 74-ФЗ предоставила последнему в аренду земельные участки с кадастровыми номерами: 36:13:3200001:20 площадью 92,2 га; 36:13:3200001:21 площадью 64,5 га.
Поскольку заявление главы КФХ Тюрина И.И. о предоставлении в аренду спорных участков было подано 11.08.2009, то есть позже заявления Зеленина А.Е. от 24.02.2009, торги на право заключения договоров аренды спорных земельных участков, на которые ссылалась Администрация в своем письме, не проводились, поэтому при предоставлении земельных участков главе КФХ Тюрину И.И. были нарушены положения гражданского, земельного и антимонопольного законодательства, в связи с чем глава КФХ Зеленин А.Е. оспорил вышеупомянутое постановление в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что главой КФХ Зелениным А.Е. не представлено достаточных доказательств нарушения его прав оспариваемым постановлением.
В соответствии с положениями, изложенными в статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в установленном Кодексом порядке.
Согласно требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований (возражений).
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого постановления) земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, для ведения сельскохозяйственного производства.
Гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В силу пункта 3 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, регламентируется Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Статьей 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" определен специальный порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности. Названная норма Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", является специальной по отношению к соответствующим положениям Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Судом установлено, что Зеленин А.Е. обратился в Администрацию района с заявлением как лицо, изъявившее желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство. Данное заявление содержало ссылки на положения статей 2, 11, 12 Закона N 74-ФЗ, в нем он указал конкретную цель предоставления земельных участков в аренду - для создания крестьянского (фермерского) хозяйства и ссылался на положения статей 2, 11, 12 Закона N 74-ФЗ, а не на положения Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статья 10 которого предусматривает предоставление гражданам земель сельскохозяйственного назначения на торгах.
Учитывая указанные в заявлении Зеленина А.Е. цели получения земельных участков сельскохозяйственного назначения, а именно, для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, и принимая во внимание, что оно оформлено с соблюдением требований статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", суды правильно сочли, что данное заявление полностью исключает возможность рассматривать его как поданное в порядке ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ, граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
Пунктом 2 указанной статьи Закона предусмотрено, что к заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется (ст. 4 Закона N 74-ФЗ).
Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 5 Закона).
Согласно пунктам 3, 4, 5 статьи 12 Закона N 74-ФЗ орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.
Согласно пункту 6 статьи 12 Закона N 74-ФЗ решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
Материалами дела подтверждено, что в письме от 23.03.2009 N 726 Администрация района выразила согласие на предоставление земельных участков для создания крестьянского (фермерского) хозяйства из земель спецземфонда района на территории Старинского сельского поселения и, вместе с тем, фактически отказала Зеленину А.Е. в предоставлении в аренду земельных участков, информация о которых была опубликована в газете "Молодой коммунар" от 19.02.2009.
Данный отказ, в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 12 Закона N 74-ФЗ, Зелениным А.Е. не оспорен.
Суд первой инстанции и апелляционный суд, исходя из содержания ответа Администрации и с учетом положений статьи 12 Закона N 74-ФЗ, согласно которой для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, проведение торгов не предусмотрено, при этом, учитывая, что законодательно не установлена форма отказа, предусмотренного пунктом 6 названной статьи, обоснованно расценил письмо Администрации от 23.03.2009 N 726 как отказ заявителю в предоставлении спорных земельных участков.
В тоже время, доказательств обращения Зеленина А.Е. в Администрацию на основании ст. 10 Закона N 101-ФЗ суду не представлено.
Помимо указанного, заявитель и сам расценивал направленный ответ Администрации от 23.03.2009 как отказ в предоставлении ему земельных участков, что нашло отражение в судебном акте арбитражного дела N А14- 6420/2010, рассмотренного по заявлению КФХ Зеленина А.Е. об оспаривании бездействия Администрации по предоставлению в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, апелляционный суд правильно указал, что гражданин Зеленин А.Е., пропустив процессуальный срок обжалования ненормативного правового акта местного самоуправления, счел необходимым повторно 12.03.2010 обратиться в качестве главы КФХ в адрес Администрации района с заявлением в порядке статей 2, 11, 12 Закона N 74-ФЗ о предоставлении ему в аренду тех же земельных участков.
Однако 10 сентября 2009 года Администрацией района вынесено оспариваемое заявителем по настоящему делу постановление о предоставлении на основании статей 2, 11, 12 Федерального закона N 74-ФЗ от 11.06.2003 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" земельных участков в аренду из земель сельскохозяйственного назначения индивидуальному предпринимателю главе КФХ Тюрину Ивану Илларионовичу", в том числе и тех, на которые претендовал глава КФХ Зеленин А.Е.
Таким образом, на момент обращения главы КФХ Зеленина А.Е. с заявлением о предоставлении ему в аренду данных земельных участков, Администрацией района по заявлению главы КФХ Тюрина И.И. предоставлены данные земельные участки последнему для расширения и осуществления деятельности его крестьянского (фермерского) хозяйства.
По смыслу положений ст. 34 Земельного кодекса РФ следует, что в аренду могут быть переданы земельные участки, находящиеся в собственности муниципальных образований, и не переданные в пользование третьим лицам.
В связи с тем, что спорные земельные участки на 12.03.2010 уже были переданы в пользование третьим лицам, поэтому они не могут быть предоставлены в аренду до того момента, пока не прекратятся соответствующие правоотношения сторон.
Оценив указанные обстоятельства и исследовав в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений документы, суды пришли к выводу, о том, что заявитель вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательства, подтверждающие факт нарушение его прав оспариваемым постановлением, а, следовательно, не подтвердил наличие совокупности условий, предусмотренных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания ненормативного правового акта недействительным, ввиду чего суды правомерно не усмотрели оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования суда первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка и оснований для переоценки выводов суда, подтвержденных соответствующими доказательствами, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства не имеется.
Кассационная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отвечают нормам материального права, содержащиеся в них выводы - фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.01.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2011 по делу N А14-9100/2010/255/5 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Помимо указанного, заявитель и сам расценивал направленный ответ Администрации от 23.03.2009 как отказ в предоставлении ему земельных участков, что нашло отражение в судебном акте арбитражного дела N А14- 6420/2010, рассмотренного по заявлению КФХ Зеленина А.Е. об оспаривании бездействия Администрации по предоставлению в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, апелляционный суд правильно указал, что гражданин Зеленин А.Е., пропустив процессуальный срок обжалования ненормативного правового акта местного самоуправления, счел необходимым повторно 12.03.2010 обратиться в качестве главы КФХ в адрес Администрации района с заявлением в порядке статей 2, 11, 12 Закона N 74-ФЗ о предоставлении ему в аренду тех же земельных участков.
Однако 10 сентября 2009 года Администрацией района вынесено оспариваемое заявителем по настоящему делу постановление о предоставлении на основании статей 2, 11, 12 Федерального закона N 74-ФЗ от 11.06.2003 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" земельных участков в аренду из земель сельскохозяйственного назначения индивидуальному предпринимателю главе КФХ Тюрину Ивану Илларионовичу", в том числе и тех, на которые претендовал глава КФХ Зеленин А.Е.
...
По смыслу положений ст. 34 Земельного кодекса РФ следует, что в аренду могут быть переданы земельные участки, находящиеся в собственности муниципальных образований, и не переданные в пользование третьим лицам."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25 июля 2011 г. N Ф10-2269/11 по делу N А14-9100/2010/255/5