Резолютивная часть постановления объявлена 16.08.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.08.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Леоновой Л.В.
Судей
Шуровой Л.Ф.
Ермакова М.Н.
При участии в заседании:
от ИП Никулина Г.Н.
г. Орел, ул. Горная, д. 7
ИНН - 575300435970
ОГРН - 305575309700020
Никулина Г.Н. - предпринимателя (паспорт 54 08 090067 от 24.02.2009),
от ИФНС России
по Советскому району г. Орла
г. Орел, бул. Победы, д. 6
Картелевой Н.И. - представителя (дов. от 14.03.2011 N 06),
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Орловской области, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Орла на решение Арбитражного суда Орловской области от 24.12.2010 (судья Володин А.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2011 (судьи Михайлова Т.Л., Ольшанская Н.А., Скрынников В.А.) по делу N А48-3832/2010,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Никулин Геннадий Николаевич (далее - Предприниматель, налогоплательщик) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Орла (далее - Инспекция, налоговый орган) от 28.07.2010 N 29 в части доначисления земельного налога за 2007-2009 годы в сумме 184 678,11 руб., пени по земельному налогу в сумме 32 092,27 руб., а также привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа 12 311,87 руб. (с учетом уточнений).
Решением арбитражного суда Орловской области от 24.12.2010 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2011 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты по делу в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав объяснения представителей налогоплательщика и Инспекции, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Предпринимателя по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 20.05.2009 N 1411 и принято решение от 28.07.2010 N 29, согласно которому налогоплательщику, в том числе, предложено уплатить земельный налог за 2007-2009 годы в сумме 184 678,11 руб., пени по земельному налогу в сумме 32 092,27 руб., а также Предприниматель привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 12 311,87 руб. за неполную уплату земельного налога за 2009 год.
Не согласившись с решением Инспекции, Предприниматель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, принял обоснованные судебные акты по существу спора.
Основанием для оспариваемых доначислений послужило расхождение между сведениями о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 57:25:0010121:0002, указанной налогоплательщиком в налоговых декларациях, и имеющимися у налогового органа сведениями о кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Как установлено судом, постановлением администрации г. Орла от 28.04.2004 N 1639 Предпринимателю на праве собственности предоставлен земельный участок площадью 1342,41 кв.м. по адресу: г. Орел, ул. Инженерная, д. 29, кадастровый номер - 57:25:0010121:0002, вид разрешенного использования - для эксплуатации и обслуживания станции технического обслуживания автомобилей. Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 57 АА N 207423 от 13.07.2004 и кадастровой выпиской о земельном участке от 15.04.2010.
В соответствии с актом установления кадастровой оценки земельного участка, выданным 15.06.2006 по заявке Предпринимателя начальником территориального (межрайонного) отдела N 1 Сониной Л.М., кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 620 515,60 руб. из расчета 462,24 руб. за кв. метр.
Исходя из указанной кадастровой стоимости Предприниматель представлял в Инспекцию налоговые расчеты авансовых платежей и налоговые декларации по земельному налогу за налоговые периоды 2007-2009 год.
В то же время, при проведении выездной проверки налоговым органом в ответ на его запросы получены письма ФГУ "Земельная кадастровая палата по Орловской области" и Управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла информацией, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего предпринимателю, составляет 4 724 491,17 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
На основании изложенного, судом обоснованно указано, что необходимым условием для исчисления земельного налога является наличие у налогоплательщика информации о кадастровой стоимости земельного участка, являющегося объектом налогообложения.
Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом РФ по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
В соответствии с указанными правилами организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
При этом государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Результаты государственной кадастровой оценки земель по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и вносятся в государственный земельный кадастр.
В соответствии с п. 1 ст. 7 ЗК РФ в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ установлено, что земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного (функционального) использования земель в Российской Федерации установлены в ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которой в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
При этом, в состав территориальных зон одного вида могут включаться зоны другого вида. Правом определения функционального назначения территориальных зон и изменения их вида, в соответствии с пунктом 15 статьи 35 Градостроительного кодекса, наделены органы местного самоуправления.
Согласно п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта этого года.
При этом до 01.01.2008 порядок доведения до налогоплательщиков сведений о кадастровой стоимости земельных участков на начало каждого налогового периода (1 января календарного года) определялся органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
В силу п. 14 ст. 396 НК РФ (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ) по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведений налогоплательщиков" данные сведения бесплатно предоставляются налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со ст. 388 НК РФ, на основании их письменного заявления, в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения, до 01.03.2008 - в порядке, установленном ст. 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре", с 01.03.2008 - в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Также указанные сведения могут быть размещены на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Показатели кадастровой стоимости земель поселений Орловской области, в том числе в городе Орле, утверждены постановлением Коллегии администрации Орловской области от 15.08.2003 N 126 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений области", опубликованным в установленном законом порядке.
Вместе с тем, данный нормативный акт содержит лишь сведения о средних показателях по государственной кадастровой оценке земель по видам функционального использования в разрезе поселений, без учета данных о территориальном зонировании земель на территории конкретного населенного пункта, в частности, г. Орла.
Постановлением администрации города Орла от 05.12.2005 N 4957 поручено опубликовать результат государственной кадастровой оценки земли по кварталам, т.е., исходя из территориального зонирования, по муниципальному образованию г. Орел, приведенной в постановлении Коллегии администрации Орловской области от 15.08.2003 N 126, и разместить ее в сети Интернет на сайте WWW.VORLE.RU.
В соответствии с постановлением Орловского совета народных депутатов от 24.11.2004 N 63/647-ГС нормативные акты администрации г. Орла подлежат официальному опубликованию в газете "Город Орел".
Однако в данном средстве массовой информации постановление администрации города Орла от 05.12.2005 N 4957 опубликовано не было.
Статьей 71 АПК РФ установлено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Размещение информации на сайте WWW.VORLE.RU обоснованно не признано судом официальным опубликованием, в связи с чем вышеуказанные правовые акты правомерно не приняты в качестве устанавливающих кадастровую стоимость земель на территории г. Орла.
Представленная налоговым органом кадастровая выписка от 15.04.2010 о земельном участке 57:25:0010121:0002 правомерно не принята судом в качестве надлежащего доказательства кадастровой стоимости земельного участка для определения суммы земельного налога, поскольку не подтверждает кадастровую стоимость земли по состоянию на 01.01.2007, 01.01.2008, 01.01.2009 и не имеет ссылки на ее утверждение органом исполнительной власти.
Кроме того, в материалы дела представлено письмо Администрации г. Орла от 14.07.2010 N 71/4326, направленное Предпринимателю в ответ на его запрос, согласно которому за период 2006-2007 годы информация о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Орел, ул. Инженерная, д. 29, с кадастровым номером 57:25:0010121:0002 до налогоплательщика не доводилась и корреспонденция в его адрес не направлялась.
Ссылке Инспекции на письма ФГУ "Земельная кадастровая палата по Орловской области" от 21.04.2010 N 422 и управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла от 13.04.2010 N 2263, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего Предпринимателю, определяется исходя из удельного показателя стоимости земель по виду функционального использования - земли объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания и составляет 4 724 491,17 руб., дана надлежащая оценка судом.
Доказательства публикации указанных сведений в официальных источниках либо изменения вида функционального использования спорного земельного участка (для эксплуатации и обслуживания СТО), указанного в Постановлении администрации г. Орла N 1639 от 28.04.2004 и акте установления кадастровой оценки земельного участка от 15.06.2006, налоговым органом не представлены.
Ссылка жалобы на Определение ВАС РФ от 02.12.2010 N ВАС-15606/10 подлежит отклонению, поскольку выводы суда об отказе в удовлетворении требований налогоплательщика основаны на иных, отличных от настоящего дела, обстоятельствах, а именно - кадастровая стоимость земельных участков признана доведенной до сведения налогоплательщиков в установленном законом порядке.
Учитывая изложенное, вывод суда о том, что налогоплательщик обоснованно руководствовался сведениями о кадастровой стоимости земельного участка, указанной начальником территориального (межрайонного) отдела N 1 Сониной Л.М. в акте установления кадастровой оценки земельного участка от 15.06.2006 с учетом его функционального использования, поскольку налоговым органом не доказана необходимость использования при расчете налоговой базы за 2007-2009 годы иных показателей кадастровой стоимости земельного участка, следует признать правильным.
Таким образом, у суда имелось достаточно оснований для удовлетворения заявленных налогоплательщиком требований.
При таких обстоятельствах, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления, также не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 24.12.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2011 по делу N А48-3832/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Показатели кадастровой стоимости земель поселений Орловской области, в том числе в городе Орле, утверждены постановлением Коллегии администрации Орловской области от 15.08.2003 N 126 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений области", опубликованным в установленном законом порядке.
...
Постановлением администрации города Орла от 05.12.2005 N 4957 поручено опубликовать результат государственной кадастровой оценки земли по кварталам, т.е., исходя из территориального зонирования, по муниципальному образованию г. Орел, приведенной в постановлении Коллегии администрации Орловской области от 15.08.2003 N 126, и разместить ее в сети Интернет на сайте WWW.VORLE.RU.
В соответствии с постановлением Орловского совета народных депутатов от 24.11.2004 N 63/647-ГС нормативные акты администрации г. Орла подлежат официальному опубликованию в газете "Город Орел".
Однако в данном средстве массовой информации постановление администрации города Орла от 05.12.2005 N 4957 опубликовано не было.
...
Размещение информации на сайте WWW.VORLE.RU обоснованно не признано судом официальным опубликованием, в связи с чем вышеуказанные правовые акты правомерно не приняты в качестве устанавливающих кадастровую стоимость земель на территории г. Орла.
...
Ссылка жалобы на Определение ВАС РФ от 02.12.2010 N ВАС-15606/10 подлежит отклонению, поскольку выводы суда об отказе в удовлетворении требований налогоплательщика основаны на иных, отличных от настоящего дела, обстоятельствах, а именно - кадастровая стоимость земельных участков признана доведенной до сведения налогоплательщиков в установленном законом порядке."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17 августа 2011 г. N Ф10-2630/11 по делу N А48-3832/2010