13 апреля 2011 г. |
Дело N А48-3832/2010 |
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Скрынникова В.А.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Косякиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Орла на решение арбитражного суда Орловской области от 24.12.2010 по делу N А48-3832/2010 (судья Володин А.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Никулина Геннадия Николаевича (ИНН - 575300435970, ОГРН - 305575309700020) к инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Орла о признании незаконным решения N 29 от 28.07.2010 в части,
при участии в судебном заседании:
от налогового органа: Карловой Р.В., специалиста 1 разряда юридического отдела по доверенности N 01 от 12.01.2011,
от налогоплательщика: индивидуального предпринимателя Никулина Геннадия Николаевича,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Никулин Геннадий Николаевич (далее - предприниматель Никулин Г.Н., предприниматель, налогоплательщик) обратился в арбитражный суд Орловской области с заявлением (с учетом уточнений) о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Орла (далее - инспекция, налоговый орган) N 29 от 28.07.2010 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса в виде штрафа 12 311,87 руб. (подпункт 1 пункта 1 резолютивной части решения), начисления пени по земельному налогу в сумме 32 092,27 руб. (пункт 2 резолютивной части решения), начисления недоимки по земельному налогу за 2007-2009 годы в сумме 184 678,11 руб. (пункт 3 резолютивной части решения).
Решением арбитражного суда Орловской области от 24.12.2010 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Налоговый орган, не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой на него, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта как принятого с нарушением норм материального права, и просит принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований налогоплательщика.
В апелляционной жалобе налоговый орган указывает на несостоятельность вывода суда области о том, что им неправильно была определена кадастровая стоимость спорного земельного участка, сославшись на то, что кадастровая оценка земель на территории Орловской области произведена в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации и утверждена постановлением коллегии администрации Орловской области от 15.08.2003 N 126. Результаты кадастровой оценки земель на территории г. Орла доведены до сведения налогоплательщиков постановлением администрации г. Орла от 05.12.2005 N 4957.
Также налоговый орган считает необоснованным вывод суда области о том, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего налогоплательщику, не доведены до него, так как в силу соответствующих положений Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" и Постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 сведения о кадастровой стоимости земельного участка предоставляются налогоплательщику по его письменному заявлению, в связи с чем налогоплательщик мог самостоятельно в порядке, установленном названными правовыми актами, обратиться в органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра за получением данных сведений.
При этом в апелляционной жалобе налоговый орган пояснил, что в соответствии с постановлением N 52 от 07.02.2008 сведения о кадастровой стоимости земельного участка для цели налогообложения были также размещены на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
К тому же инспекция указала, что при доначислении земельного налога она также руководствовалась сведениями о кадастровой стоимости, полученными в ходе выездной проверки предпринимателя Никулина от ФГУ "Земельная кадастровая палата по Орловской области" и от управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего предпринимателю, составляет 4 724 491,17 руб.
Кроме того, налоговый орган пояснил, что на период начисления авансовых платежей за 3 квартал 2009 года предпринимателю уже было сообщено о расхождениях в данных о кадастровой стоимости земельного участка, использованных им при определении налоговой базы по земельному налогу, в связи с чем ему предлагалось внести соответствующие исправления в налоговый учет за данный период, однако налоговая декларация скорректирована не была.
Основываясь на изложенных обстоятельствах, налоговый орган полагает правомерным доначисление предпринимателю земельного налога в сумме 184 678,11 руб., соответствующих пеней и санкций.
Предприниматель Никулин с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу предприниматель указал, что с 2006 года при исчислении земельного налога он руководствовался актом установления кадастровой оценки земельного участка, выданным ему 15.06.2006, где была установлена кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка 620 515,60 руб. При этом никаких претензий к нему со стороны налоговых органов, связанных с порядком исчисления, до 17.12.2009 не предъявлялось.
Также предприниматель указал, что никаких уведомлений об изменении кадастровой стоимости земельного участка к нему не приходило, а из официальных публичных источников и информационного сайта самостоятельно определить стоимость своего земельного участка было невозможно, что и послужило основанием для обращения предпринимателя с заявлением в территориальные органы Роснедвижимости.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей налогового органа и налогоплательщика, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Орла была проведена выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя Никулина Геннадия Николаевича по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов (за исключением налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в качестве налогового агента и земельного налога) за период с 01.01.2007 по 31.12.2008, правильности счисления, удержания и перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в качестве налогового агента за период с 01.01.2007 по 31.01.2010, правильности исчисления и своевременности уплаты земельного налога за период с 1.01.2007 по 31.12.2009, правильности исчисления и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии со статьей 2 и пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" за период с 01.01.2007 по 31.12.2008.
По результатам выездной налоговой проверки был составлен акт выездной налоговой проверки N 27 от 09.06.2010.
Исполняющий обязанности заместителя начальника инспекции, рассмотрев акт проверки N 27, принял решение N 29 от 28.07.2010 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", согласно которому предприниматель Никулин, в том числе, привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 12 311,87 руб. за неполную уплату земельного налога за 2009 год (пункт 1.1 резолютивной части решения). Также данным решением ему начислены пени за несвоевременную уплату налога в сумме 32 092,27 руб. и предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2007-2009 годы в общей сумме 184 678,11 руб.
Основанием для доначисления земельного налога, а также соответствующих ему пеней и штрафа послужил вывод налогового органа о занижении налоговой базы вследствие применения налогоплательщиком неправильного значения кадастровой стоимости земельного участка.
Решением управления Федеральной налоговой службы по Орловской области от 06.09.2010 N 189, принятым по апелляционной жалобе предпринимателя, решение инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Орла N 29 от 28.07.2010 было утверждено без внесения в него изменений, а в удовлетворении жалобы было отказано.
Не согласившись с решением инспекции N 29 о привлечении к ответственности, предприниматель Никулин обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением (с учетом уточнений).
Как установлено судом при рассмотрении спора и подтверждается материалами дела, индивидуальный предприниматель Никулин Г.Н. является собственником земельного участка площадью 1342,41 кв. м., расположенного по адресу: г. Орел, ул. Инженерная, д. 29, кадастровый номер - 57:25:0010121:0002, вид разрешенного использования - для эксплуатации и обслуживания СТО, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 57 АА N 207423 от 13.07.2004 и кадастровой выпиской о земельном участке от 15.04.2010.
Данный земельный участок поступил предпринимателю Никулину в собственность на основании постановления от 28.04.2004 N 1639 о продаже Никулину Г.Н. земельного участка по ул. Инженерная, д. 29 в кадастровом квартале N 57:25:001 01 21 для эксплуатации и обслуживания станции технического обслуживания автомобилей.
В соответствии с актом установления кадастровой оценки земельного участка, выданным 15.06.2006 по заявке предпринимателя Никулина начальником территориального (межрайонного) отдела N 1 Сониной Л.М., кадастровая стоимость земельного участка площадью 1342,41 кв. метров в кадастровом квартале 010121, по виду целевого назначения использования - эксплуатация и обслуживание СТО, составляет 620 515,60 руб. из расчета 462,24 руб. за кв. метр.
Исходя из указанной кадастровой стоимости предприниматель Никулин представлял в инспекцию налоговые расчеты авансовых платежей по земельному налогу за 1 квартал, полугодие и девять месяцев 2007 года, за 1 квартал, полугодие и девять месяцев 2008 года, за 1 квартал, полугодие и девять месяцев 2009 года, а также налоговые декларации по земельному налогу за 2007-2009 годы, в разделе 2 "Расчет налоговой базы и суммы налога" которых указана кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 57:25:0010121:0002 в сумме 620 516 руб. (код строки 050 раздела 2 расчета). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет с кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 57:25:0010121:0002 с применением налоговой ставки 1,5% составила 9 308 руб. за каждый налоговый период (2007-2009 годы), сумма авансовых платежей за каждый отчетный период (квартал, полугодие и девять месяцев) - 2 327 руб.
При проведении выездной проверки налогоплательщика налоговым органом было установлено расхождение между сведениями о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 57:25:0010121:0002, указанной предпринимателем в своих декларациях (620 516 руб.), и полученной им из писем ФГУ "Земельная кадастровая палата по Орловской области" и управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла информацией о кадастровой стоимости того же земельного участка с кадастровым номером 57:25:0010121:0002, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего предпринимателю, составляет 4 724 491,17 руб.
В соответствии со статьей 388 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 389 Налогового кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Статьей 390 Кодекса налоговая база по налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. В силу статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 393 Налогового кодекса налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогам, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санк-Петербурга) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 396 настоящего Кодекса.
Из буквального смысла указанных статей главы 31 Налогового кодекса следует, что необходимым условием для исчисления земельного налога является наличие у налогоплательщика информации о кадастровой стоимости земельного участка, являющегося объектом налогообложения.
На основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в порядке, установленном земельным законодательством.
Министерство финансов России в письмах от 05.09.2006 N 03-06-02-02/120 и от 16.08.2007 N 03-05-07-02/81 разъяснило, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка, определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в том числе в зависимости от перевода земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования земельного участка), если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на указанную дату.
В соответствии с порядком проведения государственной кадастровой оценки земель, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель", организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
При этом государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Результаты государственной кадастровой оценки земель по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и вносятся в государственный земельный кадастр.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса установлено, что земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного (функционального) использования земель в Российской Федерации установлены в статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
При этом, в состав территориальных зон одного вида могут включаться зоны другого вида. Правом определения функционального назначения территориальных зон и изменения их вида, в соответствии с пунктом 15 статьи 35 Градостроительного кодекса, наделены органы местного самоуправления.
Таким образом, под государственной кадастровой оценкой земли вышеприведенными нормативными правовыми актами понимается определение по установленным правилам и утверждение в установленном порядке кадастровой стоимости единицы земельной площади в границах определенных оценочных зон, однородных по своему целевому назначению и виду функционального использования, выделенных на территории конкретного поселения.
Соответственно, кадастровая стоимость конкретного земельного участка определяется путем умножения площади этого земельного участка на кадастровую стоимость единицы земельной площади (одного квадратного метра).
В силу пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта этого года.
При этом, до 01.01.2008 порядок доведения до налогоплательщиков сведений о кадастровой стоимости земельных участков на начало каждого налогового периода (1 января календарного года) определялся органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
С 01.01.2008, в связи с внесением изменений в пункт 14 статьи 396 Налогового кодекса Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ, порядок доведения сведений о кадастровой стоимости земельных участков до налогоплательщиков определяется Правительством Российской Федерации, принявшим постановление от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведений налогоплательщиков", в соответствии с которым данные сведения бесплатно предоставляются налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании их письменного заявления, в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения, до 01.03.2008 - в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре", с 01.03.2008 - в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Также указанные сведения могут быть размещены на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Как установлено судом области, показатели кадастровой стоимости земель поселений Орловской области, в том числе в городе Орле, утверждены постановлением Коллегии администрации Орловской области от 15.08.2003 N 126 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений области".
Статьей 53 Закона Орловской области от 15.04.2003 N 319-ОЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области" (с учетом изменений от 27.01.2006) установлено, что постановления Коллегии администрации Орловской области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат опубликованию в газете "Орловская правда" или в Собрании нормативных правовых актов Орловской области.
Постановление Коллегии администрации Орловской области от 15.08.2003 N 126 было опубликовано в Собрании нормативных правовых актов Орловской области, N 20 за 2004 год.
В то же время, данный нормативный акт содержит лишь сведения о средних показателях по государственной кадастровой оценке земель по видам функционального использования в разрезе поселений, без учета данных о территориальном зонировании земель на территории конкретного населенного пункта, в частности, г. Орла.
Постановлением администрации города Орла от 05.12.2005 N 4957 поручено опубликовать результат государственной кадастровой оценки земли по кварталам, т.е., исходя из территориального зонирования, по муниципальному образованию г. Орел, приведенной в постановлении Коллегии администрации Орловской области от 15.08.2003 N 126, и разместить ее в сети Интернет на сайте WWW.VORLE.RU.
В соответствии с постановлением Орловского совета народных депутатов от 24.11.2004 N 63/647-ГС нормативные акты администрации г. Орла подлежат официальному опубликованию в газете "Город Орел".
Однако, в данном средстве массовой информации постановление администрации города Орла от 05.12.2005 N 4957 опубликовано не было.
Размещение информации на сайте WWW.VORLE.RU, исходя из содержания закона Орловской области от 15.04.2003 N 319-ОЗ и постановления Орловского совета народных депутатов от 24.11.2004 N 63/647-ГС, официальным опубликованием не является, вследствие чего арбитражным судом Орловской области указанные выше правовые акты правомерно не приняты в качестве нормативных правовых актов, устанавливающих кадастровую стоимость земель на территории г. Орла.
Ссылка налогового органа на размещение сведений о кадастровой стоимости земли на территории г. Орла, в том числе сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, на сайте управления Роснедвижимости по Орловской области в электронном виде, не может быть принята во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как указанный порядок опубликования сведений о кадастровой стоимости земли действует с 01.01.2008, в то время как для определения налоговой базы и исчисления земельного налога за налоговые периоды 2007-2008 годы налогоплательщик должен был руководствоваться сведениями, утвержденными и опубликованными по состоянию на 01.01.2008, т.е. в порядке, действовавшем до указанной даты.
Кроме того, необходимо отметить, что надлежащих доказательств опубликования сведений, необходимых для исчислении земельного налога, в сети Интернет налоговой инспекцией также не представлено, в связи с чем данные сведения не могли быть использованы налогоплательщиком и для определения своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате земельного налога за 2009 год.
Помимо этого, представленная налоговым органом кадастровая выписка от 15.04.2010 о земельном участке 57:25:0010121:0002 также правомерно не принята судом области в качестве надлежащего доказательства кадастровой стоимости земельного участка для определения суммы земельного налога, поскольку не подтверждает кадастровую стоимость земли по состоянию на 01.01.2007, 01.01.2008, 01.01.2009 и не имеет ссылки на ее утверждение органом исполнительной власти.
Ненадлежащими доказательствами являются также сведения, содержащиеся в письмах ФГУ "Земельная кадастровая палата по Орловской области" от 21.04.2010 N 422 и управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла от 13.04.2010 N 2263, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего предпринимателю, определяется исходя из удельного показателя стоимости земель по виду функционального использования - земли объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания и составляет 4 724 491,17 руб. из расчета 3 519,41 руб. за 1 кв. метр, поскольку доказательства публикации указанных сведений в официальных источниках отсутствуют, также как и отсутствуют доказательства изменения предпринимателем вида функционального использования земельного участка (для эксплуатации и обслуживания СТО), указанного в Постановлении администрации г. Орла N 1639 от 28.04.2004 и акте установления кадастровой оценки земельного участка от 15.06.2006.
Кроме того, как установлено судом области, в письме N 71/4326 от 14.07.2010 администрация города Орла на запрос предпринимателя сообщила, что за период 2006-2007 годы информация о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Орел, ул. Инженерная, д. 29, с кадастровым номером 57:25:0010121:0002 до предпринимателя Никулина Г.Н. не доводилась и корреспонденция в его адрес не направлялась.
Таким образом, судом установлено, что надлежащим образом кадастровая стоимость спорного земельного участка до сведения налогоплательщика уполномоченным органом доведена не была. Доказательств обратного налоговым органом не представлено.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" в пункте 7 определено, что если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражным судам следует руководствоваться положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которым, если кадастровая стоимость земли не определена, в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 319 от 15.03.1997 "О порядке определения нормативной цены земли" нормативная цена земли ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям, их группам.
В пункте 2 названного Постановления предоставлено право органам местного самоуправления по мере развития рынка своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать установленную органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации нормативную цену земли, но не более чем на 25%.
В Орловской области на момент принятия оспариваемого в рамках настоящего дела решения инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Орла N 29 от 28.07.2010 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" действовало Постановление коллегии администрации Орловской области N 127 от 15.08.2003 "О нормативной цене земли на 2004 год", в соответствии с которым нормативная цена земельных участков в Орловской области определялась в размере кадастровой стоимости земли.
Следующие уточнения нормативной цены земли были внесены т Постановлением Правительства Орловской области от 22.11.2010 г. N 400, которым были утверждены показатели нормативной цены 1 кв. метра земель населенных пунктов по городским округам Орловской области, в том числе, и по городу Орлу. Данное постановление вступило в законную силу с 01.01.2011 года.
Поскольку, как установлено материалами рассматриваемого дела, сведения о кадастровой стоимости земли в г. Орле не были опубликованы в официальных источниках и надлежащим образом доведены до сведений налогоплательщика, в связи с чем не подлежали применению, то, соответственно, в рассматриваемой ситуации невозможно определить и нормативную цену спорного земельного участка.
Из изложенного следует, что налогоплательщик обоснованно при исчислении земельного налога руководствовался сведениями о кадастровой стоимости земельного участка, указанной начальником территориального (межрайонного) отдела N 1 Сониной Л.М. в акте установления кадастровой оценки земельного участка от 15.06.2006 с учетом функционального использования земельного участка с кадастровым номером 57:25:0010121:0002 (кадастровый номер квартала 010121) - эксплуатация и обслуживание станции технического обслуживания, так как налоговым органом не доказана необходимость использования при расчете налоговой базы (кадастровой стоимости земельного участка) по земельному налогу за 2007-2009 годах иных показателей кадастровой стоимости земельного участка или нормативной стоимости земельного участка.
При таких обстоятельствах, доначисление предпринимателю Никулину Г.Н. земельного налога за 2007-2009 годы в сумме 184 678,11 руб. является неправомерным.
В силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Так как условием начисления пеней является несвоевременная уплата налога, с учетом вывода суда об отсутствии у налогового органа оснований для доначисления земельного налога в сумме 184 678,11 руб. за 2007-2009 годы, у него также не имелось оснований и для начисления пеней в сумме 32 092,27 руб. за несвоевременную уплату налога в бюджет.
В соответствии со статьей 106 Налогового кодекса налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
В силу статьи 108 Налогового кодекса никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статьей 109 Кодекса установлено, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, в частности, в силу отсутствие события налогового правонарушения.
Поскольку материалами дела доказана неправомерность доначисления предпринимателю земельного налога, то в действиях предпринимателя отсутствует событие налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации - неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий.
Следовательно, налоговым органом необоснованно начислен штраф в сумме 12 311,87 руб.
С учетом изложенного, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены требования предпринимателя Никулина о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Орла N 29 от 28.07.2010 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса в виде штрафа 12 311,87 руб. (подпункт 1 пункта 1 резолютивной части решения), начисления пени по земельному налогу в сумме 32 092,27 руб. (пункт 2 резолютивной части решения), начисления недоимки по земельному налогу за 2007-2009 годы в сумме 184 678,11 руб. (пункт 3 резолютивной части решения).
Рассматривая данное дело, арбитражный суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, и, правильно применив нормы материального и процессуального права, дал им надлежащую правовую оценку.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Все доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, являлись предметом исследования в суде первой инстанции. Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Решение суда первой инстанции по указанным основаниям отмене не подлежит.
Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, а также то обстоятельство, что на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 337.37 Налогового кодекса налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд в качестве истца и ответчика, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины апелляционная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Орловской области от 24.12.2010 по делу N А48-3832/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Орла - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья: |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-3832/2010
Истец: ИП Никулин Геннадий Николаевич, Никулин Г. Н.
Ответчик: Инспекция ФНС России по Советскому району г. Орла, ИФНС России по Советскому району г. Орла, УФНС России по Орловской области
Третье лицо: ИФНС России по Советскому району г. Орла