Резолютивная часть постановления объявлена 15.08.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.08.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Нарусова М.М.
Судей:
Солодовой Л.В.
Толкачевой И.Ю.
при участии в заседании:
от истца:
Богдановой Н.С. - прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе (дов. N 08/2011 от 10.02.2011)
от ответчиков:
от Отделения по Новооскольскому району УФК по Белгородской области
от Администрации Яковлевского сельского поселения
Горягиной Д.Е. - заместителя начальника юридического отдела (дов. N 749 от 23.08.2010)
не явился, извещен надлежаще
от третьих лиц
не явились, извещены надлежаще
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения по Новооскольскому району Управления Федерального казначейства по Белгородской области и Администрации Яковлевского сельского поселения муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 02.12.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2011 по делу N А08-5159/2010,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Белгородской области обратился в Арбитражный суд Белгородской области с исковым заявлением о признании недействительным Соглашения о проведении и учете операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями местного бюджета, от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности от 11.01.2010, заключенного между Администрацией муниципального образования "Яковлевское сельское поселение" муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области (далее Администрация) и Отделением по Новооскольскому району Управления Федерального казначейства по Белгородской области (далее Отделение УФК).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Муниципальное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система Новооскольского района", Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад с. Яковлевка Новооскольского района Белгородской области", Муниципальное учреждение культуры "Новооскольская клубная система".
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 02.12.2010 (судья В.И. Белоусова), оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2011 (судьи А.Е. Шеин, Л.А. Колянчикова, Н.П. Афрнина), исковые требования удовлетворены.
С кассационной жалобой обратились Администрация и Отделение УФК и просят принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на несоответствие выводов суда двух инстанций фактическим обстоятельствам дела и нарушение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель Отделения УФК поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представитель истца, считая доводы кассационной жалобы необоснованными, просил оставить ее без удовлетворения, а судебные акты без изменения.
Второй ответчик, третьи лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителей истца и Отделения УФК, обсудив доводы кассационных жалоб и отзывов на них, суд кассационной инстанции считает необходимым обжалуемые судебные акты оставить без изменения исходя из нижеизложенного.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, 11.01.2010 между Отделением по Новооскольскому району Управления Федерального казначейства по Белгородской области и Администрацией муниципального образования "Яковлевское сельское поселение" муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области заключено Соглашение о проведении и учете операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями местного бюджета, от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, по условиям которого Администрация поручает Отделению осуществление определенных настоящим соглашением функций, с открытием и ведением лицевых счетов по разделу операций.
Согласно ст. 3 Соглашения учет операций по средствам, полученным из внебюджетных источников, осуществляется Отделением на счете, открытом на уровне УФК по Белгородской области в ГРКЦ ГУ Банка России по Белгородской области г. Белгорода, на балансовом счете N 40703.
Ссылаясь на то, что Администрация не может быть наделена полномочиями на осуществление приносящей доход деятельности и не вправе иметь внебюджетный лицевой счет по учету средств от приносящей доход деятельности, в связи с чем заключение спорного Соглашения противоречит действующему законодательству, заместитель прокурора Белгородской области обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд двух инстанций со ссылкой на ст. 168 ГК РФ, ст. ст. 38.2, 41 ч. 3, 166.1 Бюджетного кодекса РФ, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", п. 3.3 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджета субъектов РФ и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н (далее Порядок), правильно исходил из их обоснованности.
В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу ч. 3 ст. 15 ФЗ РФ "О защите конкуренции" запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
Пунктом 3.3 Порядка предусмотрено, что в соответствии с Соглашением о проведении и учете бюджетными учреждениями субъекта РФ (муниципального образования) операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, органы Федерального казначейства при наличии у них организационной и технической возможности осуществляют с начала финансового года кассовое обслуживание операций получателей средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) со средствами, полученными от приносящей доход деятельности:
а) с ведением на лицевом счете бюджета учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности;
б) с открытием лицевых счетов получателям средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов), наделенным полномочиями на ведение приносящей доход деятельности, в соответствии с информацией, предоставленной в органы Федерального казначейства финансовыми органами и ведением на данном лицевом счете учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности.
Между тем, согласно п. 1 спорного Соглашения Администрация поручает Отделению осуществление определенных настоящим Соглашением функций по кассовому обслуживанию и учету операций со средствами, полученных от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в том числе с открытием лицевых счетов по разделу операций от приносящей доход деятельности получателям средств местного бюджета муниципального района, что противоречит подпункту "б" пункта 3.3 названного Порядка.
Кроме того, как правильно указано судом, Администрация, как орган местного самоуправления в силу положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не имеет права осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, а, следовательно, не вправе открывать и иметь лицевой счет на балансовом счете 40703, на который поступают средства от приносящей доход деятельности бюджетных учреждений.
В соответствии с имеющимися в материалах дела Соглашениями N 1 от 11.01.2010, заключенными между Администрацией Яковлевского сельского поселения муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области с одной стороны и 1) МУК "Централизованная библиотечная система Новооскольского района", 2) МДОУ "Детский сад с. Яковлевка", 3) МУК "Новооскольская клубная система" с другой стороны, последние передают ведение бухгалтерского учета по исполнению сметы доходов и расходов по всем статьям централизованной бухгалтерии администрации сельского поселения, которая ведет учет исполнения сметы доходов и расходов учреждений, в том числе и доходов от платных услуг, оказываемых учреждениями.
Вместе с тем, в п. 4 спорного Соглашения от 11.01.2010 не отражено целевое назначение средств, полученных бюджетными учреждениями местного бюджета от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, что, как правильно отмечено судом со ссылкой на п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", может привести к нецелевому расходованию средств, и отсутствию возможности муниципальных учреждений муниципального образования "Яковлевское сельское поселение" муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области не только на учет полученных ими средств от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, но и на их выплаты.
Принимая во внимание вышеизложенное, вывод суда о правомерности заявленного истцом требования о признании недействительным Соглашения от 11.01.2010, соответствует фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу ст. 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 02.12.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2011 по делу N А08-5159/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
М.М. Нарусов |
Судьи |
Л.В. Солодова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с имеющимися в материалах дела Соглашениями N 1 от 11.01.2010, заключенными между Администрацией Яковлевского сельского поселения муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области с одной стороны и 1) МУК "Централизованная библиотечная система Новооскольского района", 2) МДОУ "Детский сад с. Яковлевка", 3) МУК "Новооскольская клубная система" с другой стороны, последние передают ведение бухгалтерского учета по исполнению сметы доходов и расходов по всем статьям централизованной бухгалтерии администрации сельского поселения, которая ведет учет исполнения сметы доходов и расходов учреждений, в том числе и доходов от платных услуг, оказываемых учреждениями.
Вместе с тем, в п. 4 спорного Соглашения от 11.01.2010 не отражено целевое назначение средств, полученных бюджетными учреждениями местного бюджета от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, что, как правильно отмечено судом со ссылкой на п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", может привести к нецелевому расходованию средств, и отсутствию возможности муниципальных учреждений муниципального образования "Яковлевское сельское поселение" муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области не только на учет полученных ими средств от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, но и на их выплаты."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18 августа 2011 г. N Ф10-2598/11 по делу N А08-5159/2010