14 апреля 2011 г. |
Дело N А08-5159/2010-6 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 апреля 2011 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шеина А.Е.,
судей Колянчиковой Л.А.,
Афониной Н.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анохиной К.Г.,
при участии:
от Отделения по Новооскольскому району Управления Федерального казначейства по Белгородской области: Горягиной Д.Е. - заместителя начальника юридического отдела, доверенность N 749 от 23.08.2010;
от Заместителя прокурора Белгородской области: Кривцова В.А. - прокурора отдела прокуратуры Воронежской области, письмо-поручение N 8-102ар-10 от 25.02.2011;
от Администрации Яковлевского сельского поселения муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области: представитель не явился, надлежаще извещена;
от Муниципального учреждения культуры "Централизованная библиотечная система Новооскольского района": представитель не явился, надлежаще извещено;
от Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад с. Яковлевка Новооскольского района Белгородской области": представитель не явился, надлежаще извещено;
от Муниципального учреждения культуры "Новооскольская клубная система": представитель не явился, надлежаще извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации Яковлевского сельского поселения муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области и Отделения по Новооскольскому району Управления Федерального казначейства по Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 02.12.2010 по делу N А08-5159/2010-6 (судья Белоусова В.И.) по исковому заявлению Заместителя прокурора Белгородской области к Администрации Яковлевского сельского поселения муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области (ОГРН 1063114000608, ИНН 3114008680), Отделению по Новооскольскому району Управления Федерального казначейства по Белгородской области (ОГРН 1023101035979, ИНН 3114002462), при участии третьих лиц: Муниципального учреждения культуры "Централизованная библиотечная система Новооскольского района", Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад с. Яковлевка Новооскольского района Белгородской области" (ОГРН 1023101036540, ИНН 3114005819), Муниципального учреждения культуры "Новооскольская клубная система", о признании сделки недействительной,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Белгородской области обратился в Арбитражный суд Белгородской области с исковым заявлением о признании недействительным в силу ничтожности Соглашения о проведении и учете операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями местного бюджета, от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности от 11.01.2010, заключенного между Администрацией муниципального образования "Яковлевское сельское поселение" муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области и Отделением по Новооскольскому району Управления Федерального казначейства по Белгородской области.
Определением суда от 08.11.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Муниципальное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система Новооскольского района", Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад с. Яковлевка Новооскольского района Белгородской области", Муниципальное учреждение культуры "Новооскольская клубная система" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Белгородской области Белгородской области от 02.12.2010 по делу N А08-5159/2010-6 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчики обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых указывают на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, в связи с чем просят его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Истец против доводов апелляционных жалоб возражает по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Третьи лица отзывы на апелляционные жалобы не представили.
Администрация Яковлевского сельского поселения муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области, и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалоб в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, отзыв на жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 11.01.2010 между Отделением по Новооскольскому району Управления Федерального казначейства по Белгородской области и Администрацией муниципального образования "Яковлевское сельское поселение" муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области заключено Соглашение о проведении и учете операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями местного бюджета, от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Считая заключенное Соглашение недействительным, заместитель прокурора Белгородской области обратился в суд с настоящим иском.
В обоснование заявленных требований заместитель прокурора указывает, что Администрация муниципального образования "Яковлевское сельское поселение" муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области не может быть наделена полномочиями на осуществление приносящей доход деятельности и не вправе иметь внебюджетный лицевой счет по учету средств от приносящей доход деятельности. Заместитель прокурора области полагает, что оспариваемое Соглашение заключено в нарушение требований действующего законодательства. Оспариваемым Соглашением муниципальные учреждения муниципального образования "Яковлевское сельское поселение" муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области лишены возможности не только на учет полученных ими средств от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, но и на их выплаты. Кроме того, истец полагает, что в пункте 4 Соглашения в полной мере не отражено целевое назначение средств, полученных бюджетными учреждениями местного бюджета, от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, что может привести к их нецелевому расходованию.
Отделение по Новооскольскому району УФК по Белгородской области возражало против заявленных требований. Пояснило, что приказом Федерального казначейства от 07.10.2008 N 7н утвержден порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, в пункте 2.1 которого перечислены виды лицевых счетов, порядок их открытия, переоформления и закрытия. В числе прочих указывается лицевой счет, предназначенный для учета операций по кассовым поступлениям в бюджеты субъектов Российской Федерации и кассовым выплатам из бюджетов субъектов РФ, а также операций, осуществляемых получателями средств бюджетов субъектов РФ со средствами от приносящей доход деятельности. Именно такой счет и был открыт Администрации муниципального образования "Яковлевское сельское поселение" муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области, что по мнению ответчика не противоречит действующему законодательству. Кроме того, ответчик считает, что истцом не разделяются понятия балансового счета N 40703, открываемого органу Федерального казначейства в учреждении Банка России, и лицевого счета получателя бюджетных средств, открываемого в органе Федерального казначейства. Доводы заместителя прокурора в качестве основания признания Соглашения ничтожным, по мнению ответчика, могут быть применимы в случае оспаривания обоснованности открытия лицевого счета получателя бюджетных средств администрации в Отделении для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности. Ответчик считает, что основания для признания оспариваемого Соглашения недействительным в силу ничтожности отсутствуют.
Администрация Яковлевского сельского поселения муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области против исковых требований также возражала, указывая, что учреждения, подведомственные администрации Яковлевского сельского поселения не могут учитывать средства от оказания платных услуг, на отдельном балансе, не отражая их в составе доходов бюджета, в связи с чем нет необходимости открывать лицевой счет каждому учреждению.
По мнению суда апелляционной инстанции, рассматривая заявленные требования по существу и удовлетворяя их, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со ст.168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно ст.38.2 Бюджетного кодекса РФ принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.3 ст.41 Бюджетного кодекса РФ к неналоговым доходам бюджетов относятся доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
В силу ст.166.1 Кодекса органами Федерального казначейства на основании соглашений между ними и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (местными администрациями муниципальных образований) могут осуществляться отдельные функции финансовых органов субъектов Российской Федерации (финансовых органов муниципальных образований) по исполнению соответствующих бюджетов.
В силу ч.3 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
Пунктом 3.3 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджета субъектов РФ и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н, в соответствии с Соглашением о проведении и учете бюджетными учреждениями субъекта РФ (муниципального образования) операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, органы Федерального казначейства при наличии у них организационной и технической возможности осуществляют с начала финансового года кассовое обслуживание операций получателей средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) со средствами, полученными от приносящей доход деятельности:
а) с ведением на лицевом счете бюджета учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности;
б) с открытием лицевых счетов получателям средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов), наделенным полномочиями на ведение приносящей доход деятельности, в соответствии с информацией, предоставленной в органы Федерального казначейства финансовыми органами и ведением на данном лицевом счете учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности.
Однако, как видно из материалов дела, согласно ст.1 Соглашения Администрация поручает Отделению осуществление определенных настоящим Соглашением функций по кассовому обслуживанию и учету операций со средствами, полученных от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в том числе с открытием лицевых счетов по разделу операций от приносящей доход деятельности получателям средств местного бюджета муниципального района, что противоречит подпункту "б" пункта 3.3 Порядка, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н.
Кроме того, согласно п.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета.
В силу изложенного органы местного самоуправления не имеют право осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, а, следовательно, не вправе открывать и иметь лицевой счет на балансовом счете 40703, на который поступают средства от приносящей доход деятельности бюджетных учреждений.
В материалах дела имеются Соглашения N 1 от 11.01.2010, заключенные между Администрацией Яковлевского сельского поселения муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области с одной стороны и 1) МУК "Централизованная библиотечная система Новооскольского района", 2) МДОУ "Детский сад с. Яковлевка", 3) МУК "Новооскольская клубная система" с другой стороны. Согласно указанным Соглашениям учреждения передают ведение бухгалтерского учета по исполнению сметы доходов и расходов по всем статьям централизованной бухгалтерии администрации сельского поселения согласно инструкции по бюджетному учету, утвержденной МФ РФ 30.12.2008 N 148н с учетом изменений, внесенных приказом МФ РФ от 30.12.2009 N 152н. При этом централизованная бухгалтерия администрации сельского поселения ведет учет исполнения сметы доходов и расходов учреждений, в том числе и доходов от платных услуг, оказываемых учреждениями.
Поскольку в ст.4 оспариваемого Соглашения не отражено целевое назначение средств, полученных бюджетными учреждениями местного бюджета от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, это может привести к нецелевому расходованию средств.
Как разъяснено в п.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" согласно пункту 2 статьи 120 и пункту 2 статьи 298 ГК РФ доходы, полученные учреждением от приносящей доходы деятельности, предусмотренной его учредительными документами, а также приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.
Решая вопрос об объеме полномочий учреждения в отношении указанных доходов и имущества, судам надлежит исходить из следующего.
Кодекс, не регламентируя содержание права самостоятельного распоряжения имуществом, приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, определяет, что учреждение в силу статей 120, 296, 298 ГК РФ не может обладать данным имуществом на праве собственности.
Судам следует также учитывать, что пункт 2 статьи 42 и пункт 3 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ определяют не содержание прав учреждений на доходы, полученные учреждениями от приносящей доход деятельности, а закрепляют особенности их учета. Поэтому установление нормами бюджетного законодательства особого порядка учета доходов, полученных от такой деятельности, не изменяет закрепленный Гражданским кодексом РФ объем прав учреждения относительно данных доходов и приобретенного за счет них имущества.
В связи с изложенным, оспариваемым Соглашением муниципальные учреждения муниципального образования "Яковлевское сельское поселение" муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области лишены возможности не только на учет полученных ими средств от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, но и на их выплаты.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что заявленное истцом требование о признании недействительным Соглашения от 11.01.2010, судом первой инстанции удовлетворено правомерно.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом норм права.
Кроме того, доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции не имеется.
При вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального права, в связи с чем, апелляционная инстанция не усматривает оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ являются безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах, решение Арбитражного суда Белгородской области от 02.12.2010 по делу N А08-5159/2010-6 следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционных жалоб, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина относится на заявителей жалоб.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявители жалоб освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
В связи с чем, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 02.12.2010 по делу N А08-5159/2010-6 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации Яковлевского сельского поселения муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области и Отделения по Новооскольскому району Управления Федерального казначейства по Белгородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
Председательствующий судья |
А.Е. Шеин |
Судьи |
Л.А. Колянчикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-5159/2010
Истец: Заместитель прокурора Белгородской области
Ответчик: Администрация муниципального образования "Яковлевское сельское поселение", Администрация муниципального образования Яковлевского сельского поселания муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области, АДМИНИСТРАЦИЯ ЯКОВЛЕВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ МП "НОВООСКОЛЬСКИЙ РАЙОН" БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ, Отделение по Новооскольскому району УФК по Белгородской области, УФК ПО НОВООСКОЛЬСКОМУ РАЙОНУ БЕЛГОРОДСК4ОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МДОУ "Детский сад с. Яковлевка Новооскольского района Белгородской области, МДОУ "ДЕТСКИЙ САД С. ЯКОВЛЕВКА" НОВООСКОЛЬСКОГО Р-НА, БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ, МУК "НОВООСКОЛЬСКАЯ КЛУБНАЯ СИСТЕМА", МУК "ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА НОВООСКОЛЬСКОГО РАЙОНА", МУК Носооскольская клубная система, МУК Централизованная библиотечная система Новрооскольского района