Резолютивная часть постановления объявлена 16.08.2011.
В полном объеме постановление изготовлено 19.08.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Шелудяева В.Н.
Судей:
Степиной Л.В.
Маргеловой Л.М.
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Музалевского Дмитрия Владимировича
ОГРИП 304575407200060,
г. Орёл, ул. Блынского, д.4, кв.19,
Лунина Е.В., представителя по доверенности б/н от 25.08.2010,
от Правительства Орловской области
ОГРН 1025700834004
302021 г. Орёл, пл. Ленина, д. 1
от Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области
302021 г. Орёл, пл. Ленина, д. 1
Бухвостовой О.А., представителя по доверенности от 06.04.2011 N 17,
не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Музалевского Дмитрия Владимировича на решение Арбитражного суда Орловской области от 04.02.2011 (судья Володин А.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2011 (судьи Семенюта Е.А., Протасов А.И., Миронцева Н.Д.) по делу N А48-4436/2010,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Музалевский Дмитрий Владимирович (далее - ИП Музалевский Д.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Орловской области с заявлением (с учетом уточнений):
-о признании незаконным бездействия Правительства Орловской области в период времени с 02.10.2010 по 01.11.2010 по рассмотрению заявления индивидуального предпринимателя Музалевского Дмитрия Владимировича от 23.09.2010 о включении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 261994 кв. м, кадастровый номер 57:10:0050101:2230, расположенного по адресу: Орловская область, Орловский район, с/пос. Сабуровское, ОАО АПО "Сабурово" (бывшее ТОО "Сабуровское"), в границы населенного пункта - деревня Альшанские Выселки Орловского района Орловской области и изменении вида его разрешенного использования с "для сельскохозяйственного использования" на "индивидуальное жилищное строительство";
-об обязании Правительства Орловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия в течение 15 дней решения о включении указанного земельного участка в границы населенного пункта - деревня Альшанские Выселки Орловского района Орловской области и изменении вида его разрешенного использования с "для сельскохозяйственного использования" на "индивидуальное жилищное строительство".
Решением Арбитражного суда Орловской области от 04.02.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2011 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ИП Музалевский Д.В. просит отменить вышеуказанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, выслушав явившихся представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты по настоящему делу отмене или изменению не подлежат.
Как следует из материалов дела, в собственности Музалевского Д.В. находится земельный участок, категории земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 261994 кв. м, кадастровый номер 57:10:0050101:2230, расположенный по адресу: Орловская область, Орловский район, с/пос. Сабуровское, ОАО АПО "Сабурово" (бывшее ТОО "Сабуровское"), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 57-АА N 844898 от 27.08.2009.
19.03.2010 доверенное лицо Музалевского Д.В. - гражданин Шикунов А.Н. обратился в Правительство Орловской области с целью разрешения вопроса о включении вышеуказанного земельного участка в границу населенного пункта - деревня Альшанские Выселки Сабуровского сельского поселения и изменении вида его разрешенного использования из земель категории "сельскохозяйственное использование" в земли категории "индивидуальное жилищное строительство".
По результатам рассмотрения указанного обращения Правительством Орловской области было отказано Музалевскому Д.В. в изменении вида разрешенного использования принадлежащего последнему земельного участка и включении этого земельного участка в границу населенного пункта.
Основания отказа изложены уполномоченным органом в письме от 09.04.2010 за N 225/2 ЛК.
Указанное решение Правительства Орловской области в установленном порядке заявителем не оспорено.
23.09.2010 предприниматель обратился с аналогичным заявлением к главе Администрации Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области.
Как следует из заключения органа местного самоуправления от 30.09.2010, изменение вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего Музалевскому Д.В., и включение этого участка в границу населенного пункта - деревня Альшанские Выселки Орловского района Орловской области возможно и целесообразно.
В связи с указанным, 30.09.2010 N 264 администрацией Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области направлено в адрес Правительства Орловской области заявление ИП Музалевского Д.В. с приложением соответствующих документов и заключения для решения вопроса о включении земельного участка в границу населенного пункта.
Письмом от 27.10.2010 N 2141 Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области возвратил в исходящий адрес заявление ИП Музалевского Д.В. без рассмотрения в связи с отсутствием в прилагаемых к нему документах ходатайства главы Орловского района Орловской области о целесообразности и необходимости включения земельного участка в границу населенного пункта и изменения вида его разрешенного использования.
Действия указанного органа исполнительной власти, связанные с возвратом документов, заявителем были оспорены в суде, однако, впоследствии последний отказался от заявленных требований, в связи с чем суд прекратил производство по делу в этой части.
Судебный акт по настоящему делу в указанной части Музалевским Д.В. не обжалуется.
Правительство Орловской области каких-либо решений по повторному обращению заявителя о включении спорного земельного участка в границу населенного пункта не принимало.
По мнению предпринимателя Музалевского Д.В., в связи с нерассмотрением в установленном порядке указанного обращения и непринятием повторного решения Правительством Орловской области допущено незаконное бездействие, которое и было обжаловано заявителем в арбитражный суд.
При этом, в целях восстановления нарушенного права заявитель просил суд обязать Правительство Орловской области принять решение о включении принадлежащего ему земельного участка в границу населенного пункта и соответственно изменить вид его разрешенного использования.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой и апелляционной инстанций обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, устанавливаемом Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Пунктом 1 части 1 статьи 84 ЗК РФ предусмотрено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ) до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Частью 4 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ установлено, что орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с частью 13 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, а также заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте 2 части 5 настоящей статьи.
Согласно части 18 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов, а в случаях, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные частью 14 настоящей статьи, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.
Основания, при которых исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, предусмотрены частями 19 и 20 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ.
Как следует из материалов дела, 19.03.2010 индивидуальный предприниматель Музалевский Д.В. обращался с заявлением о включении принадлежащего ему земельного участка в границу населенного пункта - деревня Альшанские Выселки Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области.
Правительством Орловской области было принято решение об отказе в удовлетворении указанного обращения заявителя (письмо от 09.04.2010 N 225/2 ЛК).
Основаниями для отказа послужили заключения: администрации Орловского района (исх. N 1-607 от 05.04.2010); Департамента сельского хозяйства Орловской области (исх. N 01-05/1081 от 05.04.2010); Орловского филиала Линейного производственного Управления магистральных газопроводов (исх. N 55-01-03/296 от 01.04.2010) о невозможности и нецелесообразности включения спорного земельного участка в границы населенного пункта.
Решение Правительства Орловской области от 09.04.2010 об отказе во включении в состав населенного пункта вышеназванного земельного участка заявителем в установленном порядке не оспорено и недействительным не признано.
При повторном обращении 23.09.2010 в Администрацию Сабуровского сельского поселения с заявлением о включении земельного участка в состав границ населенного пункта, Музалевским Д.В. были указаны аналогичные основания для принятия такого решения.
Действующее земельное законодательство и законодательство о градостроительной деятельности не содержит норм, обязывающих уполномоченный орган при указанных обстоятельствах спора принимать повторное решение по заявлению о включении земельного участка в границу населенного пункта.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ и разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Учитывая, что по заявлению Музалевского Д.В. Правительством Орловской области было принято решение об отказе включения земельного участка в границу населенного пункта, факт не рассмотрения повторного аналогичного заявления и не принятие по нему решения не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах спора, выводы суда первой и апелляционной инстанций об отсутствии правовых оснований для признания незаконным оспариваемого бездействия Правительства Орловской области, являются обоснованными.
В соответствии со статьей 201 АПК РФ основанием для принятия решения суда об обязании уполномоченного органа совершить определенные действия, направленные на восстановление нарушенного права, является факт признания судом недействительными (незаконными) оспариваемых ненормативных правовых актов, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия.
Учитывая, что оснований для признания оспариваемого бездействия Правительства Орловской области не имелось, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя об обязании указанного органа власти принять решение о включении принадлежащего Музалевскому Д.В. земельного участка в границу населенного пункта и изменить вид его разрешенного использования.
Кроме того, давая оценку оспариваемому бездействию Правительства Орловской области, связанному с непринятием повторного решения о включении в границу населенного пункта земельного участка, принадлежащего заявителю, суд обоснованно пришел к выводу и об отсутствии правовых оснований для принятия такого решения.
В частности, в соответствии с частью 21 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ отказ в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта наряду с предусмотренными частями 19 и 20 настоящей статьи основаниями допускается по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с указанием причин такого отказа.
Как следует из материалов дела, при первоначальном рассмотрении заявления Музалевского Д.В Правительством Орловской области были направлены в уполномоченные органы запросы о подготовке заключений по вопросу возможности и целесообразности включения спорного земельного участка в границу населенного пункта.
На указанный запрос администрацией Орловского района, Департаментом сельского хозяйства Орловской области, Орловским филиалом Линейного производственного Управления магистральных газопроводов даны отрицательные заключения в связи с расположением на принадлежащем Музалевскому Д.В. земельном участке газопровода высокого давления, кабеля технологической связи, линии электропередач, а также нахождением этого участка вблизи птицефабрики ООО "Орловские зори".
С учетом требований части 21 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ изложенные обстоятельства являлись основанием для принятия решения об отказе включения земельного участка в границу населенного пункта.
Таким образом, выводы суда первой и апелляционной инстанций об отсутствии у Правительства Орловской области правовых оснований для принятия решения о включении в границу населенного пункта спорного земельного участка основаны на нормах действующего законодательства, подтверждены имеющимися в деле доказательствами, а поэтому не подлежат переоценке в суде кассационной инстанции.
Ссылки суда первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего спора на другие нормы права не повлекли за собой принятия неправосудного решения и не являются основанием для отмены состоявшихся по настоящему делу судебных актов.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных соответствующими доказательствами, а также основаны на ином понимании вышеперечисленных норм права, в связи с чем отклоняются судом кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты соответствуют требованиям норм материального и процессуального права, а поэтому оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 04.02.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2011 по делу N А48-4436/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая, что оснований для признания оспариваемого бездействия Правительства Орловской области не имелось, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя об обязании указанного органа власти принять решение о включении принадлежащего Музалевскому Д.В. земельного участка в границу населенного пункта и изменить вид его разрешенного использования.
Кроме того, давая оценку оспариваемому бездействию Правительства Орловской области, связанному с непринятием повторного решения о включении в границу населенного пункта земельного участка, принадлежащего заявителю, суд обоснованно пришел к выводу и об отсутствии правовых оснований для принятия такого решения.
В частности, в соответствии с частью 21 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ отказ в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта наряду с предусмотренными частями 19 и 20 настоящей статьи основаниями допускается по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с указанием причин такого отказа.
...
С учетом требований части 21 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ изложенные обстоятельства являлись основанием для принятия решения об отказе включения земельного участка в границу населенного пункта."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19 августа 2011 г. N Ф10-2628/11 по делу N А48-4436/2010
Хронология рассмотрения дела:
01.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13644/11
07.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13644/11
19.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2628/11
16.05.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1371/11