16 мая 2011 г. |
Дело N А48-4436/2010 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 21.04.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.05.2011.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей: Протасова А.И.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вашановой Д.Г.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Музалевского Дмитрия Владимировича: Лунина Е.В., представителя по доверенности б/н от 25.08.2010;
от Правительства Орловской области: Сапрыкиной И.В., представителя по доверенности N 28 от 11.06.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Музалевского Дмитрия Владимировича на решение Арбитражного суда Орловской области от 04.02.2011 по делу N А48-4436/2010 (судья А.В. Володин), по заявлению индивидуального предпринимателя Музалевского Дмитрия Владимировича (ОГРИП 304575407200060, ИНН 575404347206) к Правительству Орловской области (ОРГН 1025700834004, ИНН 5753010381) о признании незаконным бездействия по рассмотрению заявления о включении земельного участка в границы населенного пункта и изменения вида его разрешенного использования от 23.09.2010.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Музалевский Дмитрий Владимирович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Орловской области с заявлением, в котором с учетом уточнения требований просил:
- признать незаконным бездействие Правительства Орловской области, имевшее место с 02.10.2010 по 01.11.2010, по рассмотрению заявления индивидуального предпринимателя Музалевского Дмитрия Владимировича от 23.09.2010, полученного Правительством Орловской области 01.10.2010, о включении земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 261 994 кв.м, кадастровый N 57:10:0050101:2230, расположенного по адресу: Орловская область, Орловский район, с/пос. Сабуровское, ОАО АПО "Сабурово" (бывшее ТОО "Сабуровское"), в границы населенного пункта - деревни Альшанские Выселки Орловского района Орловской области и изменении вида его разрешенного использования с "для сельскохозяйственного использования" на "индивидуальное жилищное строительство";
- обязать Правительство Орловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - в течение 15 дней принять решение о включении земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 261994 кв.м, кадастровый N 57:10:0050101:2230, расположенного по адресу: Орловская область, Орловский район, с/пос. Сабуровское, ОАО АПО "Сабурово" (бывшее ТОО "Сабуровское"), в границы населенного пункта - деревни Альшанские Выселки Орловского района Орловской области и изменении вида его разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования" на "индивидуальное жилищное строительство".
Решением Арбитражного суда Орловской области от 04.02.2011 по делу N А48-4436/2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Производство по делу в части требований ИП Музалевского Д.В. к Департаменту имущества, промышленности и информатизации Орловской области о признании незаконным решения о возврате документов без рассмотрения прекращено, в связи с отказом предпринимателя от требований в данной части.
Не согласившись с указанным судебным актом, считая его незаконным и необоснованным в части отказа ИП Музалевскому в удовлетворении требований, заявленных к Правительству Орловской области, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы приведенные судом первой инстанции обстоятельства в обоснование невозможности перевода земельного участка заявителя из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов не относятся к установленным действующим законодательством основаниям для отказа в принятии решения о включении земельного участка в границы населенного пункта, выводы суда противоречат нормам материального права, применены нормы, не подлежащие применению к рассматриваемым отношениям .
Считает, что вывод суда области о пропуске заявителем установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока для оспаривания бездействия ответчика основан на неправильном применении норм процессуального права и противоречит материалам дела.
Представитель ИП Музалевского Д.В. в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Правительства по Орловской области против доводов апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В порядке статей 163, 266 АПК РФ в судебном заседании 14.04.2011 объявлялся перерыв до 21.04.2011.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений от участвующих в деле лиц по поводу проверки апелляционной инстанцией законности и обоснованности решения в обжалуемой части не поступило.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 57-АА N 844898 от 27.08.2009 ИП Музалевскому Д.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 261994 кв. м, кадастровый N57:10:0050101:2230, расположенный по адресу: Орловская область, Орловский район, с/пос. Сабуровское, ОАО АПО "Сабурово" (бывшее ТОО "Сабуровское").
19 марта 2010 года к первому заместителю Губернатора и Председателя Правительства Орловской области обратилось доверенное лицо Музалевского Д. В. - гражданин Шикунов А.Н. по вопросу включения вышеуказанного земельного участка в границы населенного пункта Альшанские Выселки Сабуровского сельского поселения из земель сельскохозяйственного назначения и изменении вида его разрешенного использования из земель категории "сельскохозяйственное использование" в земли категории "индивидуальное жилищное строительство".
В процессе рассмотрения данного заявления Правительством Орловской области был сделан ряд запросов в компетентные органы.
В представленных заключениях Администрации Орловского района (исх. N 1-607 от 5 апреля 2010 года), Департамента сельского хозяйства Орловской области (исх. N 01-05/1081 от 5 апреля 2010 года), Орловского филиала Линейного производственного Управления магистральных газопроводов (исх. N 55-01-03/296 от 1 апреля 2010 года) специалисты установили, что по испрашиваемому земельному участку проходит газопровод высокого давления Кромы-Орел (диаметр трубы 529 мм), кабель технологической связи и вдольтрассовая ЛЭП, а так же что данный земельный участок расположен на расстоянии 365 метров от птицефабрики ООО "Орловские зори".
По результатам рассмотрения обращения Музалевского Д.В. о включении земельного участка с кадастровым номером 57:10:0050101:2230, площадью 261 994 кв.м., местоположением: Орловская область, Орловский район, Сабуровское сельское поселение, ОАО АПО "Сабурово" (бывшее ТОО "Сабурово") в границы населенного пункта Альшанские Выселки Сабуровского сельского поселения из земель сельскохозяйственного назначения и изменении вида его разрешенного использования из земель категории "сельскохозяйственное использование" в земли категории "индивидуальное жилищное строительство" Правительством Орловской области было отказано во включении указанного земельного участка в границы населенного пункта Альшанские Выселки Сабуровского сельского поселения из земель сельскохозяйственного назначения и изменении вида его разрешенного использования из земель категории "сельскохозяйственное использование" в земли категории "индивидуальное жилищное строительство", о чем сообщено представителю Музалевского Д. В. письмом от 9 апреля 2010 года N 225/2ЛК.
23.09.2010 предприниматель обратился с заявлением к главе Администрации Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области с заявлением о включении земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности, в границы населенного пункта - деревни Альшанские Выселки Орловского района Орловской области.
Рассмотрев указанное заявление Администрация Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области пришла к выводу о возможности и целесообразности включения испрашиваемого земельного участка в границы населенного пункта и изменения вида его разрешенного использования, который нашел отражение в Заключении Главы Администрации Сабуровского сельского поселения Орловской области N 263 от 30.09.2010.
Письмом N 264 от 30.09.2010 Администрация Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области направила в Правительство Орловской области заявление ИП Музалевского Д.В. с прилагаемым к нему пакетом документов и заключением о возможности и целесообразности включения испрашиваемого земельного участка в границы населенного пункта.
Данные документы были получены Правительством Орловской области 01.10.2010.
Департаментом имущества, промышленности и информатизации Орловской области письмом N 2141 от 27.10.2010 заявление ИП Музалевского Д.В. с прилагаемыми документами возвращено без рассмотрения в Администрацию Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области в связи с невозможностью рассмотрения указанного заявления по существу, ввиду отсутствия ходатайства главы Администрации Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области о целесообразности и необходимости включения земельного участка в границы населенного пункта и изменения вида его разрешенного использования.
Правительство Орловской области каких-либо решений по обращению ИП Музалевского Д. В. от 23.09.2010 года не принимало.
Индивидуальный предприниматель Музалевский Д.В., считая, что Правительство Орловской области должно было принять решение о включении земельного участка в границу населенного пункта и об изменении вида его разрешенного использования или отказать в принятии такого решения не позднее 01.11.2010, обратился в арбитражный суд области с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Орловской области и обязании его устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции пришел к выводу, что существующие нормы и правила не позволяют на данном земельном участке в том виде, в котором он сформирован и выделен органами кадастрового учета, осуществить индивидуальное жилищное строительство, а также сделал вывод об отсутствии законных оснований для перевода спорного земельного участка из категории сельскохозяйственных земель в категорию земель населенных пунктов, в связи с чем права ИП Музалевского Д.В. не могут быть нарушены оспариваемым бездействием. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявителем пропущен установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок для оспаривания решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, устанавливаемом Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Пункт 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N191-ФЗ) до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Частью 4 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ установлено, что орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с пунктом 13 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, а также заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте 2 части 5 настоящей статьи.
Согласно пункту 18 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов, а в случаях, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные частью 14 настоящей статьи, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.
Пунктом 19 названной статьи определено, что исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта в случае, если:
1) федеральными законами установлены ограничения изменения целевого назначения и (или) разрешенного использования земельного участка или запреты на изменение целевого назначения и (или) вида разрешенного использования земельного участка;
2) документами территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, утвержденными в установленном порядке, предусмотрено использование земельного участка, не соответствующее указанному в заявлении;
3) в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступил в письменной форме мотивированный отказ в согласовании заявления о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка от органа, предусмотренного частью 14 настоящей статьи.
Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации может отказать в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта в случае, если в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступило заключение о невозможности или нецелесообразности включения земельного участка в границу населенного пункта либо исключения земельного участка из границы населенного пункта и установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка от органа местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, - от органа местного самоуправления муниципального района (пункт 20 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ).
Правовое регулирование землепользования при эксплуатации объектов системы газоснабжения регламентировано на федеральном уровне Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Минтопэнерго РФ 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 N 9.
В силу статьи 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N69-ФЗ) охранная зона объектов системы газоснабжения представляет собой территорию с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Согласно статье 28 Закона N 69-ФЗ на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании, не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
В соответствии с пунктами 3, 9 Правил охраны магистральных трубопроводов нормативные расстояния (минимально допустимые расстояния от газораспределительной сети до зданий и сооружений, не относящихся к этой сети, устанавливаемые при проектировании и строительстве этой сети, зданий и сооружений в целях обеспечения их безопасности, а также находящихся в них людей в случае возникновения аварийной ситуации на газораспределительной сети) устанавливаются с учетом значимости объектов, условий прокладки газопровода, давления газа и других факторов, но не менее строительных норм и правил, утвержденных специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области градостроительства и строительства.
Пунктом 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов предусмотрено, что для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны: вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны.
Пункт 1.6 "СНиП 2.05.06-85* Магистральные трубопроводы", утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 30.03.1985, предусматривает, что для обеспечения нормальных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения магистральных трубопроводов и их объектов вокруг них устанавливаются охранные зоны, размеры которых и порядок производства в них сельскохозяйственных и других работ регламентируются Правилами охраны магистральных трубопроводов.
В соответствии с пунктом 3.16 "СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы", расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4.
Согласно пункту 1 Таблицы 4 СНиП 2.05.06-85*, зона минимальных расстояний от оси строящегося трубопровода диаметром от 300 до 600 мм до строящихся строений составляет не менее 150 м.
Проанализировав указанные нормы суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при строительстве объектов индивидуального жилищного строительства в зоне минимальных расстояний от газопровода, будет нарушено законодательство Российской Федерации, поскольку расположение объектов индивидуального жилищного строительства на испрашиваемом земельном участке вблизи газопровода, который является источником повышенной опасности, создает угрозу жизни и здоровью людям и препятствует эксплуатации опасного объекта эксплуатирующей организацией.
Исследуя довод предпринимателя о том, что на принадлежащем заявителю земельном участке допускается строительство жилых домов за пределами охранной зоны газопровода суд первой инстанции дал надлежащую оценку имеющимся в материалах дела заключению Департамента сельского хозяйства Орловской области N 01-05/1081 от 05.04.2010 и заключению Администрации Орловского района N 1-607 от 05.04.2010 о нецелесообразности включения спорного земельного участка в границы населенного пункта.
Также суд первой инстанции правомерно принял во внимание заключение Орловского филиала Линейного производственного Управления магистральных газопроводов N 55-01-03/296 от 1 апреля 2010 года, согласно которому в связи с тем, что по территории Орловского района в окрестностях н.п. Альшанские Выселки проходит трасса газопровода-отвода высокого давления Кромы - Орел Ш 529 мм, кабель технологической связи и вдольтрассовая ЛЭП, составляющая систему газоснабжения, Орловский филиал Линейного производственного Управления магистральных газопроводов может согласовать участок под строительство коттеджного поселка за пределами зоны минимально допустимых расстояний.
Кроме того, по результатам рассмотрения обращения Музалевского Д.В. о включении спорного земельного участка в границы населенного пункта Альшанские Выселки Сабуровского сельского поселения из земель сельскохозяйственного назначения и изменении вида его разрешенного использования из земель категории "сельскохозяйственное использование" в земли категории "индивидуальное жилищное строительство" Правительством Орловской области было отказано во включении указанного земельного участка в границы населенного пункта Альшанские Выселки Сабуровского сельского поселения из земель сельскохозяйственного назначения и изменении вида его разрешенного использования из земель категории "сельскохозяйственное использование" в земли категории "индивидуальное жилищное строительство", в связи с нарушением порядка прохождения документов с указанием на наличие газопровода и прохождение его по территории населенного пункта в случае включения участка в границы населенного пункта и нарушение санитарно-защитной зоны до птицеводческого предприятия, что следует из письма от 9 апреля 2010 года N 225/2ЛК, адресованного представителю Музалевского Д.В.
При этом довод о том, что предприниматель не получал письмо от 09.04.2002 N 225/2ЛК правомерно отклонен судом первой инстанции.
Из материалов дела усматривается, что 23.09.2010 ИП Музалевский Д.В. повторно обратился с заявлением к главе Администрации Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области с заявлением о включении земельного участка в границы населенного пункта Альшанские Выселки Орловского района Орловской области, итогом рассмотрения которого стало заключение Администрации Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области от 30.09.2010 N 263 о возможности и целесообразности включения испрашиваемого земельного участка в границы населенного пункта и изменения вида его разрешенного использования.
Вместе с заявлением предпринимателя данное заключение было направлено Правительству Орловской области.
Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области письмом N 2141 от 27.10.2010 заявление ИП Музалевского Д. В. с прилагаемыми документами возвращено без рассмотрения в Администрацию Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области в связи с невозможностью рассмотрения указанного заявления по существу ввиду отсутствия ходатайства главы Администрации Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области о целесообразности и необходимости включения земельного участка в границы населенного пункта и изменения вида его разрешенного использования.
Оценив заключение Администрации Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области от 30.09.2010 N 263, суд первой инстанции правильно применив нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местно самоуправления в Российской Федерации", с учетом письма Главы Администрации Орловского района Орловской области N 1-1873 от 19.10.2010, согласно которому перевод испрашиваемого земельного участка в категорию земель населенных пунктов Администрация считает преждевременным до утверждения в установленном порядке генплана Сабуровского сельского поселения, сделал правомерный вывод о том, что без утверждения в установленном порядке схемы территориального планирования Орловского муниципального района Орловской области и генплана Сабуровского сельского поселения, а, следовательно, без установления границ муниципального района, то есть - населенного пункта, на данном этапе формирования функциональных зон невозможно решить вопрос о переводе земель из одной категории в другую.
Таким образом, вывод суда о том, что существующие нормы и правила не позволяют, на данном земельном участке в том виде, в котором он сформирован и выделен органами кадастрового учета, осуществить индивидуальное жилищное строительство, является верным.
Как справедливо отметил суд области, Правительство Орловской области в рамках своих полномочий в соответствии со статьей 28 Закона Орловской области от 17.03.2009 N 879-ОЗ "О Правительстве и системе органов исполнительной государственной власти Орловской области", возложило на Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области, обязанность по анализу документов заявителя, поступивших 01.10.2010 с заключением главы администрации Сабуровского сельского поселения Орловского района. Данные действия ответчика не означают, что Правительство Орловской области делегировало свои функции по принятию решения о переводе земель и земельных участков из одной категории в другую на исполнительный орган государственной власти специальной компетенции области.
Суд области, установив, что применительно к рассматриваемой ситуации на законодательном уровне определено два условия перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов: установление или изменение черты населенных пунктов и то обстоятельство, чтобы кадастровая стоимость испрашиваемых земель сельскохозяйственного назначения на пятьдесят и более процентов превышала средний уровень кадастровой стоимости земель по муниципальному району, обоснованно указал, что заявителем не приведено никакого документального обоснования необходимости и целесообразности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов и отсутствие иных вариантов размещения объектов индивидуального жилищного строительства на территории Сабуровского сельского поселения Орловского района в границах земель, которые уже были выделены для такого размещения.
В связи с чем следует признать обоснованным вывод суда о об отсутствии законных оснований для перевода спорного земельного участка из категории сельскохозяйственных земель в категорию земель населенных пунктов также является правомерным.
Таким образом, в данном случае отсутствует совокупность условий, указанных в статье 198 АПК РФ для удовлетворения заявленных требований, что свидетельствует о наличии у суда первой инстанции оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются на основании вышеизложенного, поскольку фактически были приведены в обоснование своей позиции в суде первой инстанции и выражают несогласие с принятым судебным актом.
Ссылка заявителя жалобы на необоснованный вывод суда области о пропуске срока для оспаривания бездействия не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку данный вывод не привел к принятию неправильного решения.
Каких-либо убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом обстоятельства и сделанные судом выводы, в апелляционной жалобе не приведено. Доводы, приведенные в жалобе выражают основаны на неверном толковании норм права и по сути выражают лишь несогласие с принятым судебным актом.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта апелляционным судом не установлено.
В связи с чем, обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 04.02.2011 по делу N А48-4436/2010 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-4436/2010
Истец: ИП Музалевский Д. В., ИП Музалевский Дмитрий Владимирович
Ответчик: Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области, Правительство Орловской области
Третье лицо: Правительство Орловской обл.
Хронология рассмотрения дела:
01.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13644/11
07.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13644/11
19.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2628/11
16.05.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1371/11