Неужели очередь - это и есть порядок?
МНС России разработало новые правила общения с налогоплательщиками. Каким, по замыслу МНС, будет "диалог народа с властью"?
МНС России накануне окончательного преобразования в Федеральную налоговую службу своим Приказом от 10.08.2004 N САЭ-3-27/468@*(1) (далее - Приказ) утвердило Регламент организации работы с налогоплательщиками (далее - Регламент).
Документ содержит много откровений, которые равнодушным никого не оставят.
При ознакомлении с разделом "Организация приема налогоплательщиков" на первый взгляд кажется, что читаешь продолжение утопии Томмазо Кампанеллы "Город Солнца", в котором люди живут в полном счастье. Вот четыре цитаты из Регламента.
"Пункт 1.1.5. Должностные лица отдела работы с налогоплательщиками должны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам.., не унижая их чести и достоинства, формируя позитивное отношение к налоговым органам.
Сотрудники... обеспечиваются идентификационными картами (бэйджами)".
"Пункт 1.2.1. Помещения для работы с налогоплательщиками желательно размещать на нижних этажах зданий налоговых инспекций и для удобства работы организовать отдельный вход для налогоплательщиков".
"Пункт 1.2.2. Рекомендуется иметь систему звукового информирования для голосового информирования налогоплательщиков и применять данную систему в периоды проведения информационных кампаний.
Рекомендуется установить для налогоплательщиков компьютер со справочно-правовыми системами ("Гарант", "КонсультантПлюс") и программными продуктами, разработанными МНС России и ФГУП "ГНИВЦ МНС России". Правила работы с ним, а также фамилия, имя, отчество, телефон, номер кабинета должностного лица инспекции МНС России, отвечающего за работу компьютера, размещаются на видном месте.
Рекомендуется установить электронную систему управления очередью, световое информационное табло (видеоэкран с информацией)".
"Пункт 1.2.3. Для налогоплательщиков должны быть оборудованы места для ожидания приема, имеющие стулья, столы (стойки) для возможности оформления документов".
Кажется, что именно такой должна быть налоговая инспекция в Городе Солнца. Но это ощущение проходит, лишь только начинаешь вникать в детали и задавать вопросы.
Первый вопрос хочется задать нашему антимонопольному ведомству. Не нарушает ли антимонопольное законодательство рекомендация, данная в п. 1.2.2 Регламента, согласно которой справочно-правовые системы и программные продукты необходимо устанавливать от конкретно названных организаций?
Как это увязывается с п. 1 ст. 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", согласно которому федеральным органам исполнительной власти запрещается принимать акты, которые создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов?
Можно, конечно, возразить, что это лишь рекомендация. Но ведь она дана в Приказе, который обязал Управления МНС России по субъектам РФ этим Регламентом руководствоваться (п. 5.1 Приказа).
Поскольку налоговые инспекции - организации бюджетные, то возникает второй вопрос к Минфину России - об источниках финансирования. Неясно, подкреплен ли Приказ бюджетным финансированием или вся эта электроника будет установлена с помощью выкручивания рук налогоплательщикам?
Но это цветочки по сравнению с тем, что в Регламенте написано дальше. Рассмотрим это подробнее.
Согласно п. 2.1.4 Регламента инспектор может отказать налогоплательщику в приеме отчетности в случае представления ее не по утвержденной форме.
А как же в случае отправки отчетности почтой?
Но и здесь Регламент все учел. Если такая отчетность поступила по почте, сказано в документе, то она считается непринятой, не регистрируется, а налогоплательщику в трехдневный срок направляется уведомление о том, что отчетность не принята и должна быть представлена новая в установленные сроки и по утвержденной форме.
Однако п. 2 ст. 80 НК РФ установлено, что налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации. Более того, по просьбе налогоплательщика налоговый орган обязан проставить на копии налоговой декларации отметку о принятии и дату ее представления.
Разумеется, для налогоплательщика руководством к действию является Налоговый кодекс РФ, согласно которому при отправке декларации по почте датой ее отправления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения (п. 2 ст. 80 НК РФ). Так что отказ от ее регистрации в инспекции на срок сдачи не влияет.
Если вдруг налогоплательщику придет из инспекции уведомление о непринятии отчетности, то этот документ только лишний раз подтвердит, что отчетность была сдана, а налоговая инспекция не выполнила требования Налогового кодекса РФ.
То, что налоговая превышает свои полномочия, отказывая в приеме налоговых деклараций, подтверждает и арбитражная практика (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 16.06.2004 N Ф04/3257-1392/А27-2004 и ФАС Московского округа от 27.01.2004 N КА-А41/11449-03-П).
А как именно поступать с декларациями, в которых имеются неточности или ошибки, указано в ст. 88 НК РФ:
"Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов.., то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок".
Так что если форма не та, то налоговикам следует сначала отчетность принять, а уж потом о выявленных ошибках сообщить налогоплательщику.
Кстати, в какой форме сообщать налогоплательщику о выявленных нарушениях, в Регламенте также предусмотрено.
При чтении этих положений вспоминается уже маркиз де Сад. В утвержденной Регламентом форме уведомления о выявленных нарушениях должно сообщаться не о том, какая ошибка выявлена, а лишь о факте ее допущения.
Вот и пусть налогоплательщик, получив уведомление, мучается, гадая какие же ошибки он допустил. Особенно несладко будет тому, кто допустил только одну ошибку. Ведь типовая форма уведомления содержит фразу "допущены ошибки".
Так что налогоплательщик, смирив гордыню и выбросив из головы блажь про право на отправку декларации по почте, встанет в родной инспекции в длинную очередь, чтобы узнать, что скрывается под загадочной фразой "допущены ошибки". Очень даже может быть, что "ошибки" - это неуказанное количество листов в приложении к декларации.
Налоговики упорно продолжают гнуть линию на всеобщую сдачу отчетности в электронном виде. Так как отказать в приеме бумажных деклараций нельзя, выбрана тактика маленьких привилегий для тех налогоплательщиков, которые сдают отчетность в электронном виде.
Если всем налогоплательщикам ответ на письменный вопрос должен быть дан не позднее 30 календарных дней от даты регистрации запроса (п. 4.3.2.3 Регламента), то запросы налогоплательщиков, перешедших на представление отчетности по телекоммуникационным каналам связи, рассматриваются в первую очередь, и ответы на них даются не позже 15 календарных дней (п. 4.3.2.4 Регламента).
Кроме того, о непринятии отчетности по каким-либо причинам для таких "продвинутых" налогоплательщиков в Регламенте не говорится вовсе. Для них налоговики соблюдать законодательство готовы.
Что же касается налогоплательщиков бедных, то их место в длинной очереди по-прежнему последнее.
Кстати об очередях. Они, судя по Регламенту, останутся навечно. Ведь намного проще распорядиться о вывешивании электронного табло для регулирования очереди, чем организовать работу без очередей.
А вот хаоса в работе с налогоплательщиками теперь может и добавиться.
Если раньше налогоплательщик был хотя бы закреплен за каким-либо инспектором и жаловались в основном на то, что другой инспектор на "чужого" налогоплательщика и головы не поворачивал, то теперь согласно п. 1.1.4 Регламента прикрепление налогоплательщиков к налоговому инспектору по первым буквам фамилий или названий организаций, по улицам и т.д. недопустимо.
Когда за прием отвечают все, опыт подсказывает, что не отвечает никто.
Спору нет, новое руководство налоговой службы все-таки стремится в деле работы с налогоплательщиками навести порядок.
Вот, например, как должны проводиться сверки расчетов налогоплательщиков с бюджетом. Для крупнейших налогоплательщиков установлена обязательная ежеквартальная сверка расчетов, а для обычных - сверка по их инициативе, на основании их заявлений (пункты 3.2 и 3.4 Регламента). Заявления могут подаваться лично или по почте.
На составление Акта сверки по форме N 23-а (краткая) дается пять рабочих дней.
Далее первый экземпляр документа с подписями налогоплательщика и налогового инспектора передается налогоплательщику или направляется ему по почте. Если выявлена ошибка, то налогоплательщику направляется заказным отправлением уведомление об этом.
Справка о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом должна оформляться не более десяти рабочих дней со дня получения заявления от налогоплательщика (п. 3.5.5 Регламента). На ее согласование отпущено еще три рабочих дня.
Так что через пару недель справка должна быть готова. Если налогоплательщик пожелает, то налоговая инспекция любезно отправит ему справку почтой.
Как видим, обязанностей и жестких сроков исполнения поручений у налоговых инспекторов хоть отбавляй. Соблюдение Регламента порядка в работе, разумеется, прибавит. Хочется только, чтобы при наведении порядка не было как утопий, так и попрания законов.
"Новая бухгалтерия", выпуск 10, октябрь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Опубликован в журнале "Официальные документы и разъяснения" N 25, 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16