Резолютивная часть постановления объявлена 30.08.2011.
В полном объеме постановление изготовлено 06.09.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Степиной Л.В.
Судей
Шелудяева В.Н.
Леоновой Л.В.
При участии в заседании:
от закрытого акционерного общества "Орелнефтепродукт"
(ОГРН 1025700776969, г.Орел, ул.Маяковского, 40, 302001)
- Крусина В.А. -представителя (доверенность от 29.12.2010 N 126),
- Трубицыной Е.И. - представителя (доверенность от 29.12.2010 N 127);
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области
(ОГРН 1095742001123, г. Орел, ул. Красина, д. 7, 302001)
от третьего лица:
Федерального агентства по управлению государственным имуществом
(ОГРН 1087746829994, г.Москва, Никольский пер., д.9)
- Чекачковой Е.В. - представителя (дов. от 11.01.2011 N 003);
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 15.02.2011 (судья Соколова В.Г.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2011 (судьи Протасов А.И., Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А48-4491/2010,
УСТАНОВИЛ
Закрытое акционерное общество "Орелнефтепродукт" (далее - ЗАО "Орелнефтепродукт", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с требованиями признать незаконными действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области (далее - Управление), выразившиеся в возврате Обществу письмом от 23.09.2010 N 4023 его заявления о приватизации находящегося в государственной собственности земельного участка площадью 0,557199га, кадастровый номер 57:24:0010201:86, расположенного по адресу: Орловская область, Должанский район, рп. Долгое, ул. Привокзальная, д. 14а, и обязании Управления подготовить и направить проект договора купли-продажи указанного земельного участка (уточненные требования).
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального агентства по управления государственным имуществом (далее - Агентство).
Решением суда от 15.02.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.04.2011 решение суда от 15.02.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение, постановление суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей Управления и Общества, кассационная инстанция не находит оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, 12.08.2009 Общество обратилось в Управление с заявкой на приватизацию находящегося в государственной собственности земельного участка площадью 0,557199га, кадастровый номер 57:24:0010201:86, расположенного по адресу: Орловская область, Должанский район, п. Долгое, ул. Привокзальная, д. 14а, на котором находится принадлежащий заявителю на праве собственности объект недвижимости - АЗС N 25 (свидетельство о государственной регистрации права от 29.01.2009 серия 57 АА N 703314 от 29.01.2009).
На момент подачи заявки спорный земельный участок находился у Общества на праве постоянного бессрочного пользования.
К заявлению был приложен пакет документов, предусмотренных Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, утвержденным приказом министерства экономического развития и торговли РФ от 30.10.2007 N 370.
19 августа 2009 года Управление письмом N 370 направило вышеуказанную заявку с приложениями в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом, которое 10.11.2009 письмом N 10/1326 возвратило заявку с приложениями в адрес ЗАО "Орелнефтепродукт" для представления дополнительных документов, а именно: подтвердить исключительное право Общества на выкуп земельного участка с кадастровым номером N 57:24:0010201:86; представить копию документа, удостоверяющего личность представителя Общества и копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица. Кроме того, в письме было указано, что площадь испрашиваемого к приватизации земельного участка значительно превосходит площадь объекта недвижимости, принадлежащего ЗАО "Орелнефтепродукт", в связи с чем агентство просило обосновать указанную площадь земельного участка, необходимую для использования объектов недвижимости.
4 декабря 2009 года ЗАО "Орелнефтепродукт" письмом N 01-14/2888 направило в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом пакет документов по приватизации земельного участка с учетом замечаний, изложенных в письме от 10.11.2009.
5 марта 2010 года Агентство письмом N ПП-10/5276 возвратило пакет документов в адрес Управления для доработки, указав, что из представленных Обществом материалов следует, что на земельном участке расположены составные элементы автозаправочного комплекса: топливораздаточные колонки, резервуарный парк емкостей для нефтепродуктов, подъездные пути, которые до представления в собственность вышеуказанного земельного участка также необходимо включить в состав имущественного комплекса АЗС N 25, как объекты недвижимости. Ввиду того, что площадь испрашиваемого к приватизации земельного участка значительно превосходит площадь объектов недвижимости, расположенных на нем, Агентство просило Управление обосновать указанную площадь земельного участка, необходимую для использования объектов недвижимости. Кроме того, Управлению было поручено представить предложения о возможности использования незастроенной части земельного участка под федеральные нужды.
24 мая 2010 года Управление во исполнение поручения направило в адрес Агентства письмо N 133-РИ, в котором указало, что испрашиваемый земельный участок необходим для размещения всех объектов имущественного комплекса АЗС N 25 и осуществления деятельности ЗАО "Орелнефтепродукт" и просило рассмотреть представленные документы о приватизации земельного участка.
14 сентября 2010 года Агентство письмом N ПП-10/26863 возвратило пакет документов Управлению для доработки, указав, что ввиду того, что площадь испрашиваемого к приватизации земельного участка значительно превосходит площадь объектов недвижимости, расположенных на нем, необходимо обосновать указанную площадь земельного участка, необходимую для использования объектов недвижимости. Кроме того, Управлению поручено представить предложения о возможности использования незастроенной части земельного участка под федеральные нужды.
23 сентября 2010 года Управление направило в адрес ЗАО "Орелнефтепродукт" письмо N 4023, в котором указало, что письмом Росимущества от 14.09.2010 N ПП-10/26863 пакет документов о приватизации земельного участка возвращен в адрес Территориального управления и что этот пакет документов перенаправляется в адрес ЗАО "Орелнефтепродукт". В данном письме в качестве основания отказа было указано, что принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность заявителя не представляется возможным, так как площадь испрашиваемого к приватизации земельного участка значительно превышает площадь объектов недвижимости, расположенных на нем.
Не согласившись с действиями Управления по возврату заявления о приватизации земельного участка без рассмотрения, ЗАО "Орелнефтепродукт" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 N 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушением их изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу абз. 1 п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ).
Согласно п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти в месячный срок со дня поступления заявления о приватизации принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно либо готовит проект договора купли-продажи и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с п.п. 1, 4, 5.8, 5.36, 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, территориальное управление наделено полномочиями по распоряжению спорным земельным участком, находящимся в федеральной собственности.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, с заявлением о приобретении прав на спорный земельный участок Обществом был представлен необходимый пакет документов, предусмотренный приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения".
При этом представленный ЗАО "Орелнефтепродукт" технический паспорт АЗС N 25 подтверждает, что на спорном земельном участке кроме здания АЗС расположены также составные элементы автозаправочного комплекса: топливораздаточные колонки, резервуарный парк емкостей для нефтепродуктов, подъездные пути. Согласно плану земельного участка он расположен на территории поселка и не имеет въезда на АЗС со стороны основной трассы, а поэтому требуется дополнительная площадь для въезда и выезда транспорта с боковой улицы.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Ссылка Управления на то, что письмо от 23.09.2010 N 4023 не является отказом в предоставлении земельного участка, а является возвращением пакета документов на доработку, правомерно отклонена судом, поскольку из анализа текста такого письма не следует необходимости устранения допущенных нарушений и направления пакета документов для решения вопроса о предоставлении земельного участка в собственность.
Таким образом, содержание письма Управления от 23.09.2010 N 4023 расценено верно, как отказ в приватизации находящегося в государственной собственности земельного участка.
При указанных обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявленные ЗАО "Орелнефтепродукт" требования и признал незаконными действия Управления по возврату Обществу заявки с приложенными документами, обязав устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия в месячный срок решения о предоставлении в собственность указанного земельного участка, подготовки и направления проекта договора купли-продажи земельного участка в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы Управления, явившиеся обоснованием его позиции, они исследованы судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора, им дана надлежащая оценка и оснований для переоценки установленных судом обстоятельств в силу статьи 286 АПК РФ у кассационной коллегии не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Орловской области от 15.02.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2011 по делу N А48-4491/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
В.Н. Шелудяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судом и подтверждается материалами дела, с заявлением о приобретении прав на спорный земельный участок Обществом был представлен необходимый пакет документов, предусмотренный приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения".
...
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 6 сентября 2011 г. N Ф10-2893/11 по делу N А48-4491/2010
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15434/11
16.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15434/2011
06.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2893/11
29.04.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1550/11