29 апреля 2011 г. |
Дело N А48-4491/2010 |
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 апреля 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Князевой Г.В.,
при участии:
от закрытого акционерного общества "Орелнефтепродукт": Крусина В.А., представителя по доверенности N 126 от 29.12.2010,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Федерального агентства по управления государственным имуществом: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 15.02.2011 по делу N А48-4491/2010 (судья Соколова В.Г.) по заявлению ЗАО "Орелнефтепродукт" к ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Орелнефтепродукт" (ОГРН 1025700776969, ИНН 5752007636) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области (ОГРН 1095742001123), выразившихся в возврате заявителю заявления о приватизации находящегося в государственной собственности земельного участка площадью 0,557199 га, кадастровый номер 57:24:0010201:86, расположенного по адресу: Орловская область, Должанский район, рп. Долгое, ул. Привокзальная, д. 14а, письмом N 4023 от 23.09.2010 и обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области подготовить и направить ЗАО "Орелнефтепродукт" проект договора купли-продажи указанного земельного участка (с учетом уточнения от 27.12.2010).
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального агентства по управления государственным имуществом.
Решением от 15.02.2011 суд удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с указанным решением, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что:
- судом первой инстанции не была дана надлежащая оценка письма Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области N 4023 от 23.09.2010, расценив его как отказ от предоставления земельного участка;
- Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области, действуя в рамках предоставленных ему полномочий, самостоятельно не отказывало в предоставлении земельного участка;
- Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области не является органом, принимающим самостоятельные решения по вопросу приватизации земельного участка.
В судебное заседание Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области и Федеральное агентство по управления государственным имуществом не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, 12.08.2009 ЗАО "Орелнефтепродукт" обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области с заявкой на приватизацию находящегося в государственной собственности земельного участка площадью 0,557199 га, кадастровый номер 57:24:0010201:86, расположенного по адресу: Орловская область, Должанский район, п. Долгое, ул. Привокзальная, д. 14а (л.д. 9-10).
На указанном земельном участке находится объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности, - АЗС N 25, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права ЗАО "Орелнефтепродукт" серия 57 АА N 703314 от 29.01.2009
На момент подачи заявки спорный земельный участок находился у заявителя на праве постоянного бессрочного пользования.
К заявлению заявитель приложил пакет документов, предусмотренных Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, утвержденным приказом министерства экономического развития и торговли РФ N 370 от 30.10.2007.
19.08.2009 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области письмом N 370 вышеуказанную заявку с приложениями направило в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом (л.д.11).
10.11.2009 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом письмом N 10/1326 заявку с приложениями возвратило в адрес ЗАО "Орелнефтепродукт" для представления дополнительных документов: подтвердить исключительное право Общества на выкуп земельного участка с кадастровым номером N 57:24:0010201:86; представить копию документа, удостоверяющего личность представителя Общества и копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица. Кроме того, указало, что площадь испрашиваемого к приватизации земельного участка значительно превосходит площадь объекта недвижимости, принадлежащего ЗАО "Орелнефтепродукт", в связи с чем агентство просило общество обосновать указанную площадь земельного участка, необходимую для использования объектов недвижимости (л.д.12-14).
04.12.2009 ЗАО "Орелнефтепродукт" письмом N 01-14/2888 направило в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом пакет документов по приватизации земельного участка с учетом замечаний, изложенных в письме от 10.11.2009 (л.д. 15-16).
05.03.2010 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом письмом N ПП-10/5276 возвратило пакет документов в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области для доработки, указав, что из представленных обществом материалов следует, что на земельном участке расположены составные элементы автозаправочного комплекса: топливораздаточные колонки, резервуарный парк емкостей для нефтепродуктов, подъездные пути, которые до представления в собственность вышеуказанного земельного участка также необходимо включить в состав имущественного комплекса АЗС N 25, как объекты недвижимости. Ввиду того, что площадь испрашиваемого к приватизации земельного участка значительно превосходит площадь объектов недвижимости, расположенных на нем, агентство просило Территориальное управление обосновать указанную площадь земельного участка, необходимую для использования объектов недвижимости. Кроме того, Теруправлению поручено представить предложения о возможности использования незастроенной части земельного участка под федеральные нужды (л.д. 17-18).
24.05.2010 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области во исполнение поручения направило в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом письмо N 133-РИ, в котором указало, что испрашиваемый земельный участок необходим для размещения всех объектов имущественного комплекса АЗС N 25 и осуществления деятельности ЗАО "Орелнефтепродукт" и просило рассмотреть представленные документы о приватизации земельного участка (л.д. 19).
14.09.2010 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом письмом N ПП-10/26863 пакет документов возвратило в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области для доработки, указав, что ввиду того, что площадь испрашиваемого к приватизации земельного участка значительно превосходит площадь объектов недвижимости, расположенных на нем, необходимо обосновать указанную площадь земельного участка, необходимую для использования объектов недвижимости. Кроме того, Теруправлению поручено представить предложения о возможности использования незастроенной части земельного участка под федеральные нужды (л.д. 20).
23.09.2010 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области направило в адрес ЗАО "Орелнефтепродукт" письмо N 4023, в котором указало, что письмом Росимущества от 14.09.2010 N ПП-10/26863 пакет документов о приватизации земельного участка возвращен в адрес Территориального управления и что этот пакет документов перенаправляется в адрес ЗАО "Орелнефтепродукт". В данном письме в качестве основания отказа было указано, что принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность заявителя не представляется возможным, так как площадь испрашиваемого к приватизации земельного участка значительно превышает площадь объектов недвижимости, расположенных на нем (л.д. 21).
Не согласившись с действиями Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области по возврату заявления о приватизации земельного участка без рассмотрения, ЗАО "Орелнефтепродукт" обратилось в Арбитражный суд Орловской области заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что при обращении в Теруправление с заявкой на приватизацию земельного участка Обществом были представлены все необходимые документы для решения вопроса о предоставлении участка в собственность.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (пункт 5 статьи 36 ЗК РФ).
Согласно пункту 6 этой же статьи Кодекса исполнительный орган государственной власти в месячный срок со дня поступления заявления о приватизации принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно либо готовит проект договора купли-продажи и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
На основании Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г.. N 432, и Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, управление федеральным имуществом и организация продажи приватизируемого имущества относятся к функциям Теруправления.
Согласно п. 4.6 Положения Теруправление заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Такой перечень документов содержит Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения".
Как было установлено в суде первой инстанции и подтверждается материалами дела, факт представления ЗАО "Орелнефтепродукт" необходимого пакета документов не оспаривался.
Представленный ЗАО "Орелнефтепродукт" технический паспорт АЗС N 25 подтверждает, что на спорном земельном участке кроме здания АЗС расположены также составные элементы автозаправочного комплекса: топливораздаточные колонки, резервуарный парк емкостей для нефтепродуктов, подъездные пути. Согласно плану земельного участка он расположен на территории поселка и не имеет въезда на АЗС со стороны основной трассы, а поэтому требуется дополнительная площадь для въезда и выезда транспорта с боковой улицы.
Ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции, как Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области, так и Федеральным агентством по управления государственным имуществом, не было представлено доказательств того, что Обществу необходим земельный участок меньшего размера.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Согласно п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с п.п. 1, 4, 5.8, 5.36, 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, территориальное управление наделено полномочиями по распоряжению спорным земельным участком, находящимся в федеральной собственности.
Таким образом, довод Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области о том, что оно, действуя в рамках предоставленных ему полномочий, самостоятельно не отказывало в предоставлении земельного участка и не является органом, принимающим самостоятельные решения по вопросу приватизации земельного участка, не является состоятельным и обоснованным.
В своей апелляционной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области ссылается на то, что суд первой инстанции необоснованно расценил письмо Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области N 4023 от 23.09.2010, как отказ в предоставлении земельного участка, в то время как вышеназванное письмо как и ранее направленные в адрес Общества, подразумевалось информацией, возвращающим пакет документов на доработку.
Проанализировав содержание письма N 4023 от 23.09.2010, судом установлено следующее.
В тексте писем от 05.03.2010 N ПП-10/5276, от 14.09.2010 N ПП-10/26863 указано "пакет документов возвращает на доработку".
В тексте письма от 23.09.2010 N 4023 указано "пакет документов_ возвращен в адрес Территориального управления_. Перенаправляется в Ваш адрес". Информации, позволяющей судить, что на основании данного письма Обществу необходимо устранить допущенные нарушения и вновь направить пакет документов для решения вопроса о предоставлении земельного участка в собственность, не имеется.
Таким образом, судом первой инстанции, содержание письма Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области N 4023 от 23.09.2010 расценено верно, как отказ в приватизации находящегося в государственной собственности земельного участка.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области по возврату Обществу заявки с приложенными документами несоответствующими нормам действующего законодательства, а также обязав Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области устранить допущенные нарушения путем принятия в месячный срок решения о предоставлении Обществу в собственность указанный земельный участок, подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 15.02.2011 по делу N А48-4491/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-4491/2010
Истец: ЗАО "Орелнефтепродукт"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области
Третье лицо: ГУ федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, ТУФА по управлению государственным имуществом в Орловской обл.
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15434/11
16.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15434/2011
06.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2893/11
29.04.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1550/11