г.Калуга |
|
26 ноября 2014 г. |
Дело N А48-4456/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.11.2014.
Полный текст постановления изготовлен 26.11.2014.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей |
Николаевой Н.Н. |
|
Степиной Л.В. |
При участии в заседании: |
|
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (ул. Комсомольская, д. 108, г. Орел, 302026, ИНН 5752031036, ОГРН 1035752001680)
от ликвидационной комиссии общества с ограниченной ответственностью "Спецоборудование" (ул. Московское шоссе, д. 137-1, г. Орел, 302025, ИНН 5754004616, ОГРН 10557420116637) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом |
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 05.05.2014 (судья Пронина Е.Е.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2014 (судьи Михайлова Т.Л., Скрынников В.А., Осипова М.Б.) по делу N А48-4456/2013,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (далее - Управление Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к ликвидационной комиссии (ликвидатору) общества с ограниченной ответственностью "Спецоборудование" (далее - ООО "Спецоборудование", общество) о взыскании задолженности по страховым взносам и пени в сумме 4 248,49 руб. (с учетом уточнения требований).
Решением арбитражного суда от 05.05.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2014 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, Управление просит отменить обжалуемые решение и постановление и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Как установлено судом, ООО "Спецоборудование" является плательщиком страховых взносов и в силу положений части 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) обязано своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Материалами дела подтвержден и обществом не оспаривается факт неуплаты страховых взносов за 1 квартал 2007 года в сумме 1 296,38 руб., за 2 квартал 2007 года - 1 307 руб.
В связи с неуплатой ООО "Спецоборудование" указанных страховых взносов Управлением Пенсионного фонда в адрес общества были направлены соответствующие требования (N 887 и N 1183) о добровольной уплате недоимки по страховым взносам и начисленных пеней в сумме 36,38 руб. и 47 руб. соответственно.
Так как указанные требования не были исполнены страхователем в установленный в них срок, Управлением Пенсионного фонда были приняты решения от 07.09.2007 N 973 и от 23.11.2007 N 1330 о взыскании задолженности по страховым взносам и пеням в принудительном порядке путем направления их в службу судебных приставов на основании соответствующих постановлений органа пенсионного контроля.
По поступившим указанным актам Управления Пенсионного фонда Северным районным отделом приставов города Орла были возбуждены исполнительные производства.
Исполнительные производства были окончены в связи с невозможностью взыскания с общества недоимки и пени по страховым взносам, о чем судебным приставом-исполнителем были составлены соответствующие акты. Исполнительные документы были возвращены в адрес Управления согласно постановлениям от 19.11.2007 и от 29.12.2007.
Дальнейших мер ко взысканию суммы задолженности по страховым взносам и пеням за 1 и 2 кварталы 2007 года Управлением Пенсионного фонда не предпринималось.
В связи с наличием у ООО "Спецоборудование" недоимки по страховым взносам за указанные периоды, Управлением страхователю производилось начисление пеней и направлялись требования об их уплате, в том числе от 17.12.2007 N 1678 на сумму 57,05 руб., от 09.07.2008 N 2190 на сумму 178,17 руб., от 30.04.2009 N 2777 на сумму 237,07 руб., от 03.07.2009 N 3024 на сумму 127,53 руб., от 24.05.2010 N 395 на сумму 254,56 руб., от 09.12.2010 N 1357 на сумму 130,35 руб., от 23.09.2011 N 48 на сумму 196 руб., от 21.6.2012 N 198 на сумму 182,95 руб., от 27.02.2013 N 105 на сумму 172,80 руб., от 23.10.2013 N 261 на сумму 165,63 руб. В требованиях содержалось указание на срок уплаты задолженности, сумму задолженности, сумму пеней и период их образования. Получение требований, как и их неисполнение, страхователем не отрицаются.
Для взыскания указанных сумм пеней в бесспорном порядке Управлением также выносились решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя-организации от 06.02.2008 N 161, от 01.08.2008 N 345, от 04.06.2009 N 164, от 30.07.2009 N 242, от 12.10.2010 N 23, от 26.04.2011 N 102, от 24.11.2011 N 340, от 16.08.2012 N 214, от 12.07.2013 N 116, а также принимались соответствующие постановления, направляемые фондом в Северный районный отдел судебных приставов г. Орла Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области.
На основании указанных актов органа пенсионного контроля службой судебных приставов были возбуждены исполнительные производства NN 3316/278/6/2008, 54/4/13721/6/2009, 54/4/16090/6/2009, 54/4/26857/6/2010, 4088/11/24/57, 24791/11/04/57, 56943/12/04/57, 17982/13/04/57, которые до настоящего времени не исполнены в полном объеме, за исключением исполнительного производства N 54/4/16090/6/2009, оконченного в связи с невозможностью взыскания с общества сложившейся задолженности.
Как следует из материалов дела, единственным участником ООО "Спецоборудование" - Зубовым В.И. принято решение от 28.10.2013 N 3 о ликвидации общества. Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, ликвидатором общества назначен его учредитель.
В связи с изложенными обстоятельствами 15.11.2013 заказным почтовым отправлением в адрес ликвидационной комиссии ООО "Спецоборудование" Управлением Пенсионного фонда было направлено требование N 27-12325 о включении задолженности по страховым взносам и пеням в промежуточный ликвидационный баланс ликвидируемого юридического лица.
Не получив ответа от ликвидационной комиссии на указанное требование, Управление Пенсионного фонда обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании 4 248,44 рублей недоимки и пени по страховым взносам.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В период образования у ООО "Спецоборудование" недоимки по страховым взносам (1,2 кварталы 2007 года) порядок её взыскания был определен нормами Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).
С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В силу части 1 статьи 60 Закона N 212-ФЗ недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафам исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу названного Закона.
Частью 2 статьи 60 этого Закона предусмотрено, что взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшихся на 31 декабря 2009 года включительно, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном названным Законом.
Статьей 25 Закона N 167-ФЗ органам Пенсионного фонда предоставлялось право взыскания недоимок по страховым взносам, пеням и штрафам со страхователей.
Согласно пункту 3 названной нормы в случае, если сумма недоимки не превышала в отношении индивидуальных предпринимателей - пяти тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществлялось территориальными органами Пенсионного фонда на основании принимаемого ими решения в порядке, предусмотренном статьей 25.1 Закона N 167-ФЗ.
Данное решение, как это следует из пункта 6 статьи 25.1 Закона N 167-ФЗ, подлежало принятию после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов и обращалось к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (пункт 14 Закона N 167-ФЗ).
Принудительное исполнение решения о взыскании недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов, предусмотренного статьей 25.1 Федерального закона N 167-ФЗ, производилось в порядке, установленном Федеральным законом N 229-ФЗ (пункт 15 статьи 25.1 Закона N 167-ФЗ).
В частности, на основании пунктов 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона N 229-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2007-2008 годах) исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, подлежал возврату взыскателю в случае невозможности установить местонахождение должника и его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда названным Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества, а также в случае отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, если все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Частью 4 статьи 46 Федерального закона N 229-ФЗ устанавливалось, что возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 названного Федерального закона.
Как следует из материалов дела, предпринятые фондом действия по взысканию сумм задолженности, начисленной за 1 и 2 кварталы 2007 года, не повлекли за собой фактического взыскания недоимки и пени, исполнительные производства по вынесенным фондом постановлениям были прекращены судебным приставом-исполнителем в связи с невозможностью взыскания.
При этом, Управление не воспользовалось своим правом на повторное предъявление исполнительных документов к исполнению, вследствие чего им утрачена возможность взыскания сумм недоимок, указанных в постановлениях от 07.09.2007 N 973 и от 23.11.2007 N 1330, за 1 и 2 кварталы 2007 года.
Утрата возможности взыскания основной задолженности по страховым взносам свидетельствует и об отсутствии оснований у Управления для начисления пеней на указанную задолженность.
Кроме того, на дату обращения Управления Пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ликвидационной комиссии ООО "Спецоборудование" задолженности по страховым взносам за 1 и 2 кварталы 2007 года, а также пени, начисленной на указанную недоимку, органом пенсионного контроля было утрачено право на взыскание указанного долга в судебном порядке в связи с пропуском установленного законом срока на обращение в суд.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно отказал Управлению в удовлетворении его требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона и направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 05.05.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2014 по делу N А48-4456/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного суда Российской Федерации в течение двух месяцев.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принудительное исполнение решения о взыскании недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов, предусмотренного статьей 25.1 Федерального закона N 167-ФЗ, производилось в порядке, установленном Федеральным законом N 229-ФЗ (пункт 15 статьи 25.1 Закона N 167-ФЗ).
В частности, на основании пунктов 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона N 229-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2007-2008 годах) исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, подлежал возврату взыскателю в случае невозможности установить местонахождение должника и его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда названным Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества, а также в случае отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, если все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Частью 4 статьи 46 Федерального закона N 229-ФЗ устанавливалось, что возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 названного Федерального закона."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26 ноября 2014 г. N Ф10-3950/14 по делу N А48-4456/2013