Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 1 сентября 2004 г. N КА-А41/7793-04
(извлечение)
Администрация Квашенковского сельского округа Талдомского района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании не соответствующими закону решения Инспекции МНС России по Талдомскому району Московской области N 485 от 20.08.2003 о привлечении Администрации к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добавленную стоимость, налога на пользователей автомобильных дорог, налога на прибыль, налога на землю, об уплате указанных налогов и пени за несвоевременную уплату налогов по акту выездной налоговой проверки от 21.07.2003 N 82 за период 2000-2001 г.г.; о признании недействительными требований N 556 об уплате налога по состоянию на 08.09.2003 и N 556 от 25.08.2003 об уплате налоговой санкции.
Решением от 05.04.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.05.2004, Арбитражный суд Московской области удовлетворил заявление Администрации, поскольку ею не велась предпринимательская деятельность.
Законность и обоснованность судебных актов проверена в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Инспекции МНС России по Талдомскому району, в которой налоговый орган ссылался на то, что Администрацией велась предпринимательская деятельность.
Согласно подпункту 4 п. 2 ст. 146 НК РФ в целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 2 Положения о территориальных структурных подразделениях Администрации Талдомского района - администрациях поселков и сельских округов, утвержденного постановлением Главы Талдомского района от 10.04.2003 N 660, Администрация сельского (поселкового) округа является территориальным структурных подразделением Администрации Талдомского района с правами юридического лица, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции местного самоуправления на соответствующей территории.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" от 27.12.91 N 323 установлено, что решения по перераспределению земель принимаются органами местной администрации по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам.
Статьей 4 Закона Московской области "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности, для осуществления предпринимательской и некоммерческой деятельности на территории Московской области" определено, что органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области предоставляют земельные участки, находящиеся в государственной собственности, для осуществления предпринимательской и некоммерческой деятельности.
Поскольку Администрацией Квашенковского сельского округа Талдомского района производилась продажа земельных участков, предназначенных для индивидуального садоводства, в рамках выполнения возложенных на Администрацию названными Указом Президента РФ и Законом Московской области исполнительно-распорядительных функций местного самоуправления по предоставлению земель, суд первой и апелляционной инстанций пришел к обоснованному выводу о том, что данные операции в силу подпункта 4 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения.
В соответствии со ст. 5 действовавшего в спорном периоде Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" плательщиками налога являлись организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Понятие предпринимательской деятельности дано в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая определяется как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Судом первой и апелляционной инстанций установлено, что Администрацией как органом местного самоуправления, а не как лицом, зарегистрированным в качестве лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, производилась продажа земельных участков по нормативной цене земли, определенной постановлениями Правительства Московской области и Главы Талдомского района, а не самостоятельно на свой риск. При этом вырученные денежные средства от продажи земельных участков использовались не для систематического получения Администрацией прибыли, а направлялись в бюджеты различных уровней в соответствии с утвержденными нормативами.
В связи с этим суд первой и апелляционной инстанций пришел к правомерному выводу о том, что Администрация не являлась плательщиком налога на пользователей автомобильных дорог.
По этой же причине Администрация не является плательщиком налога на прибыль, поскольку в соответствии с подпунктом "а" п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" плательщиками налога на прибыль являются организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Согласно п. 14 ст. 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления.
Поскольку Администрация Квашенковского сельского округа в соответствии с вышеназванным Положением осуществляет исполнительно-распорядительные функции местного самоуправления на соответствующей территории, она не должна платить земельный налог.
При таких обстоятельствах оснований к отмене судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 284-287, 289 АПК РФ, постановил:
решение от 05.04.2004 и постановление апелляционной инстанции от 27.05.2004 по делу N А41-К2-19345/03 Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС России по Талдомскому району Московской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно подп.4 п.2 ст.146 НК РФ не признаются объектом налогообложения НДС выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством и актами органов местного самоуправления.
В настоящем случае администрация сельского округа, являясь структурным подразделением органа местного самоуправления, на основе приведенной нормы не начисляла НДС при продаже земельных участков, предназначенных для индивидуального садоводства. Посчитав это нарушением налогового законодательства, налоговая инспекция доначислила администрации налог, пени и привлекла к ответственности за неуплату налога.
Суды первой и апелляционной инстанций признали действия налогового органа неправомерными, что послужило основанием для его обращения в кассационную инстанцию.
Рассматривая комментируемое дело, федеральный арбитражный суд обратил внимание на то, что согласно п.2 Указа Президента РФ от 27.12.1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" решения по перераспределению земель принимаются органами местной администрации по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам.
Кроме того, законом субъекта РФ, распространяющим свое действие на спорные правоотношения, предусмотрено, что органы местного самоуправления предоставляют земельные участки, находящиеся в государственной собственности, для осуществления предпринимательской и некоммерческой деятельности.
Таким образом, продажа земельных участков в настоящем случае осуществлялось администрацией в качестве выполнения возложенных Указом Президента РФ и законом субъекта РФ функций по предоставлению земель. В связи с этим спорные операции согласно подп.4 п.2 ст.146 НК РФ не признаются объектом налогообложения НДС.
Кроме того, на основе анализа обстоятельств дела, ст.5 Закона РФ от 18.10.1991 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в РФ" и ст.2 ГК РФ суд признал, что администрация также не является плательщиком налога на пользователя автомобильных дорог, поскольку продажа земельных участков в данном случае не является предпринимательской деятельностью.
На основании изложенного, федерального арбитражного суда Руководствуясь отказал в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа и оставил в силе решение первой и постановление апелляционной инстанций.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 1 сентября 2004 г. N КА-А41/7793-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании