Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего:
Шуровой Л.Ф.
судей:
Леоновой Л.В.
Ермакова М.Н.
При участии в заседании:
от УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже
394036, г. Воронеж, ул. Пушкинская, д. 5а
ОГРН 1073667025728
не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом
от ОАО "Воронежсинтезкаучук"
394014, г. Воронеж, Ленинский проспект, д. 2
ОГРН 1023602096539
не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом
от Арсентьевой Н.М.
(третье лицо)
394074, г. Воронеж, ул. Ростовская, д. 48, кор. 3 кв., 75
не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом
рассмотрев кассационную жалобу ГУ УПФ РФ в г. Воронеже на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2011 (судьи Осипова М.Б., Ольшанская Н.А., Скрынников В.А.) по делу N А14-9955/2010/284/30,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (далее - Управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Открытого акционерного общества "Воронежсинтезкаучук" (далее - Общество, ответчик) 262, 37 руб. финансовых санкций за представление недостоверных сведений индивидуального персонифицированного учета.
Решением арбитражного суда Воронежской области от 03.11.2010 (судья Федосова С.С.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2011 решение суда первой инстанции в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 270 АПК РФ отменено, дело рассмотрено по правилам рассмотрения дел в суде первой инстанции, в удовлетворении заявления отказано.
Ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов арбитражного апелляционного суда фактическим обстоятельствам спора и имеющимся в деле доказательствам, Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене принятого апелляционной инстанцией судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого постановления.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Воронежсинтезкаучук" представлялись индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица на Арсентьеву Надежду Михайловну за период с 30.08.2006 по 31.12.2006, в которых содержится указание на особые условия труда (код 27-1 1080А000-17541 А) в рассматриваемый период.
Управлением проведена документальная проверка названных сведений, в ходе которой проверяющие пришли к выводу о том, что они являются недостоверными, поскольку стаж работы Арсентьевой Н.М. за период работы с 30.08.2006 по 31.12.2006 в качестве уборщицы производственных помещений в цехе 57-67-119 (производства перекисей и гидроперекисей для каучуков и латексов) ОАО "Воронежсинтезкаучук" не дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с КПС-1080А000-17541 раздела VIII "Химическое производство" Списка N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26.01.1991.
По результатам проверки Управлением составлен акт от 22.12.2009 N 33-411, в соответствии с которым сведения индивидуального (персонифицированного) учета, представленные Обществом на Арсентьеву Н.М. за период с 30.08.2006 по 31.12.2006, признаны недостоверными и страхователю было предложено в двухнедельный срок предоставить корректирующие формы индивидуальных сведений на Арсентьеву Н.М.
В связи с тем, что по результатам документальной проверки Управлением не подтвержден стаж работы Арсентьевой Н.М. за период работы с 30.08.2006 по 31.12.2006 в качестве уборщицы производственных и служебных помещений в цехе 57-67-119 ОАО "Воронежсинтезкаучук", дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с КПС-1080А000-17541, разделом VIII "Химическое производство" Списка N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26.01.1991, Управлением 10.02.2010 составлен акт N 4 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Рассмотрев акт N 4 от 10.02.2010, а также акт N 33-411 от 22.12.2009, Управление вынесло решение от 10.03.2010 N 4 , в соответствии с которым Общество привлечено к ответственности по ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее - Закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ) за представление неполных (недостоверных) сведений, в виде штрафа в размере 262, 37 руб.
На основании решения N 4 Управлением в адрес Общества направлено требование от 10.03.2010 N 4 об уплате в срок до 29.03.2010 штрафа в указанной сумме.
В связи с неисполнением в установленный срок требования об уплате штрафных санкций Управление обратилось в суд с заявлением о взыскании с Общества штрафных санкций.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно руководствовался следующим.
В силу ч. 6 ст. 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
На основании п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, т.е. лицом, производящим выплаты физическим лицам.
Согласно п. 4 ст. 24 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ страхователи представляют в Пенсионный фонд РФ сведения в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" страхователи представляют в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения обо всех лицах, работающих у них по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, за которые они уплачивают страховые взносы.
В силу п. 1 ст. 11 Закона 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Пунктом 2 данной статьи установлено, что сведения о каждом работающем у него застрахованном лице представляются страхователем один раз в год, но не позднее 1 марта.
Статьей 19 Закона 01.04.1996 N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) предусмотрено, что Правительством РФ утверждается Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.
На основании п. 35 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 N 318, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями, путем проведения проверок, запроса дополнительных сведений, а также путем сверки сведений о начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносах с данными налоговых органов и органов Федерального казначейства.
По требованию территориального органа страхователь представляет дополнительные сведения, в том числе подтверждающие начисление и уплату страховых взносов, трудовой (страховой) стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, за периоды до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования работающих у него застрахованных лиц.
При обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки территориальный орган уведомляет страхователя об имеющихся расхождениях и необходимости их устранения.
Пунктом 36 Инструкции установлено, что страхователь в 2-недельный срок после уведомления территориального органа об имеющихся расхождениях устраняет их и представляет в территориальный орган уточненные данные (корректирующую или отменяющую форму).
В соответствии с абз. 3 ст. 17 Закона 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ.
Судом установлено, что основанием для начисления ответчику финансовых санкций послужил вывод Управления о недостоверности представленных Обществом индивидуальных сведений в отношении Арсентьевой Н.М. за период работы с 30.08.2006 по 31.12.2006, поскольку, по мнению проверяющих, согласно представленным Обществом документам уборщики производственных и служебных помещений не участвуют непосредственно в технологическом процессе производства химической продукции - перекисей, гидроперекисей и их соединений, а лишь обслуживают производственные и служебные помещения цехов, что не свидетельствует о наличии у них права на назначение досрочной трудовой пенсии по Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на назначение пенсии по старости на льготных условиях.
Признавая названный вывод несостоятельным, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 27 Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ).
Постановлением Правительства от 18.07.2002 N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" утвержден Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.
В соответствии с позицией 1080А000-17541 раздела VIII Списка N 1 ("Химическое производство") право на льготное пенсионное обеспечение имеют рабочие, руководители и специалисты предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности, занятые полный рабочий день в производствах и работах, в частности, синтетических каучуков, калия, перекисей, гидроперекисей и их соединений.
Постановлением Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29 утверждены Разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.ст. 12, 78 и 78-1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет".
Согласно п. 7 данных Разъяснений правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются все работники независимо от наименования профессий и должностей, занятые в технологическом процессе производства или на отдельных работах, если в Списках эти производства и работы указаны без перечисления наименований профессий и должностей работников.
Право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня (п. 5 Разъяснений от 22.05.1996).
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. В указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Судом установлено, что согласно имеющейся в материалах дела личной карточки N 127, приказов о приеме на работу N 161лс от 28.08.2006, N 11лс от 26.01.2007 Арсентьева Н.М. в спорном периоде (2006 год) работала в ОАО "Воронежсинтезкаучук" уборщицей производственных и служебных помещений в цехе 57-67-119.
Материалами дела подтверждено, что в цехе N 57-67-119 производится персульфат калия и гидроперекись. С 31.08.2006 указанный цех имеет наименование N 57-67.
Согласно должностной инструкции уборщика производственных и служебных помещений цеха 57-67, утвержденной 20.10.2004, в объект обслуживания уборщика производственных и служебных помещений входят производственные помещения, служебные, бытовые, подсобные помещения, закрепленная территория цеха 57-67.
Из Карты аттестации рабочего времени по условиям труда N 88 от 08.11.2005 следует, данная должность отнесена к рабочей профессии, общая оценка условий труда по степени вредности и опасности - 2, по степени травмобезопасности - 2. При этом картой аттестации предусмотрено право работника на молоко или лечебно - профилактическое питание в профилактических целях в связи с воздействием вредных производственных факторов.
Согласно Постоянному технологическому регламенту производства персульфата калия (цех N 57-67), утвержденному 26.03.2004, производство персульфата калия, осуществляемое в спорный период в цехе N 57-67, сопровождается неблагоприятными воздействиями на организм человека. В частности, пыль персульфата калия раздражающе действует на слизистую оболочку верхних дыхательных путей, может вызвать аллергию, экзему, бронхиальную астму (п. 7 Таблицы 1.1 "Безопасная эксплуатация производства" Регламента СК 938).
Согласно Постоянному технологическому регламенту производства гидроперекиси пинана, утвержденному 28.10.2002, которое также осуществлялось в спорный период в цехе N 57-67, указанное производство сопровождается неблагоприятными воздействиями на организм человека, в т.ч. пары пинана раздражают глаза и дыхательные пути, при длительном воздействии пинан раздражает кожу, по характеру токсического действия гидроперекись пинана относится к веществам с преимущественным влиянием на показатели морфологического состава периферической крови и функцию почек, и др. (Таблица 11.1.1 "Безопасная эксплуатация производства" Регламента СК 945).
Факт осуществления Арсентьевой Н.М. трудовой деятельности в период с 30.08.2006 по 02.09.2007 в течение полного рабочего дня в качестве уборщицы производственных и служебных помещений в цехе 57-67 подтверждается справкой ОАО "Воронежсинтезкаучук" N 773 от 21.10.2010.
Доказательств, опровергающих сведения, указанные в данной справке, Управлением не представлено.
Оценив фактические обстоятельства спора в совокупности с представленными в деле доказательствами по правилам ст. 71 АПК РФ, суд пришел к правомерному выводу о достоверности представленных Обществом сведений о льготном стаже Арсентьевой Н.М. за период с 30.08.2006 по 31.12.2006 с указанием в разделе "Стаж работы за отчетный период" в графе "особые условия труда" кода-позиции 1080А000-17541 раздела VIII "Химическое производство" Списка N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26.01.1991.
С учетом изложенного оснований для привлечения ОАО "Воронежсинтезкаучук" к ответственности в виде взыскания финансовых санкций в сумме 262, 37 руб. у Управления не имелось.
Достаточных доказательств обратного заявителем, в нарушение требований ч. 1 ст. 65, ч. 4 ст. 215 АПК РФ, суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы являлись обоснованием позиции Управления по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку, что в силу ст. 286 и п. 2 ст. 287 АПК РФ, не допускается при рассмотрении жалобы в суде кассационной инстанции.
Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2011 по делу N А14-9955/2010/284/30 оставить без изменений, а кассационную жалобу ГУ УПФ РФ в г. Воронеже - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.Ф. Шурова |
Судьи |
Л.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 7 данных Разъяснений правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются все работники независимо от наименования профессий и должностей, занятые в технологическом процессе производства или на отдельных работах, если в Списках эти производства и работы указаны без перечисления наименований профессий и должностей работников.
Право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня (п. 5 Разъяснений от 22.05.1996).
...
Оценив фактические обстоятельства спора в совокупности с представленными в деле доказательствами по правилам ст. 71 АПК РФ, суд пришел к правомерному выводу о достоверности представленных Обществом сведений о льготном стаже Арсентьевой Н.М. за период с 30.08.2006 по 31.12.2006 с указанием в разделе "Стаж работы за отчетный период" в графе "особые условия труда" кода-позиции 1080А000-17541 раздела VIII "Химическое производство" Списка N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26.01.1991.
...
Достаточных доказательств обратного заявителем, в нарушение требований ч. 1 ст. 65, ч. 4 ст. 215 АПК РФ, суду не представлено."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26 августа 2011 г. N Ф10-2535/11 по делу N А14-9955/2010/284/30