Резолютивная часть постановления объявлена 08.09.2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.09.2011 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Шелудяева В.Н.
судей:
Чаусовой Е.Н.
Стрегелёвой Г.А.
при участии в заседании:
от ОАО "Кремний"
ОГРН 1023202739218
г. Брянск, ул. Красноармейская, 103
Кузнецова С.И. - адвоката, (доверенность от 09.12.2010 г.);
от Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области
ОГРН 1093254006317
г. Брянск, пл. Карла Маркса, 2
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом
ОГРН 1087746829994
г. Москва, пер. Никольский, д. 9
Савенко В.В. - представителя по доверенности от 10.06.2011 г. N 06-3890,
не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 23.03.2011 г. (судья Мишакин В.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2011 г. (судьи Игнашина Г.Д., Полынкина Н.А., Дорошкова А.Г.) по делу N А09-695/2011,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Кремний" (далее - ОАО "Кремний", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации (далее - ФАУГИ, Агентство, Росимущество), выразившихся в отказе в приятии решения о приватизации Обществом земельного участка с кадастровым номером 32:28:032201:76 площадью 85812 кв.м, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, 103, ненаправлении заявителю проекта договора купли-продажи указанного земельного участка и возврате поданных заявителем документов на доработку.
Для восстановления нарушенного права оспариваемыми действиями заявитель просил суд обязать Агентство направить соответствующее поручение Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (далее - ТУ ФАУГИ, Территориальное управление) о принятии решения о предоставлении Обществу в собственность земельного участка с кадастровым номером 32:28:032201:76 и направлении заявителю проекта договора купли-продажи названного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 23.03.2011 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2011 г. состоявшийся по делу судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе Территориальное управление просит отменить решение и постановление суда, полагая, что они приняты в нарушение норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 29.10.2010 г. Общество направило в Территориальное управление заявку на приватизацию находящегося в федеральной собственности земельного участка площадью 85812 кв.м, кадастровый номер 32:28:032201:76, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, 103.
К указанной заявке заявителем приложены документы, предусмотренные приказом Министерства экономического развития и торговли от 30.10.2007 г. N 370 "Об утверждении Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения" (далее - Перечень).
В установленный п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) месячный срок уполномоченным органом решение (распоряжение) о приватизации земельного участка принято не было.
ТУ ФАУГИ письмом от 10.12.2010 г. исх. N 05-8218 сообщило заявителю, что его заявка на приватизацию и пакет документов возвращаются для доработки в связи с тем, что Агентство письмом от 03.12.2010 г. исх. N 1111-10/36158 сообщило о невозможности принятия решения о приватизации указанного земельного участка.
Основанием отказа в принятии решения послужила недостаточная полнота сведений в кадастровом паспорте земельного участка о расположенных на нем зданиях, строениях, сооружениях, что не позволяет сделать вывод об отсутствии на указанном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего третьим лицам. Заявителю указано, что необходимо дополнительно представить письмо государственного органа, осуществляющего технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимости, из которого следовало бы фактическое расположение всех объектов недвижимости на земельном участке, сведения об отсутствии зданий, строений, сооружений, находящихся в пользовании иных лиц, поскольку представленная справка БТИ не содержит сведений об государственных учетных номерах объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, а также необходимо дополнительно представить информацию о причинах изменения кадастрового номера на земельный участок 32:28:032201:18.
Не согласившись с указанным отказом, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, принял обоснованные судебные акты по существу спора.
В соответствии со ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если иное не установлено федеральными законами, приобретают исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков (п. 1).
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (п. 5).
Согласно Перечню к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагаются следующие документы:
копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
кадастровый паспорт земельного участка;
копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
В силу п. 6 ст. 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования и в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пунктом 2 ст. 29 ЗК РФ установлено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п. 2 ст. 9 НК РФ
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432 (далее - Положение), федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
При этом Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организация (п. 4 Положения).
Согласно п. 4.8 Положения "О территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области", утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 г. N 49, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества, в том числе заключает договоры купли-продажи федерального имущества по поручению ФАУГИ Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 85812 кв.м, кадастровый номер 32:28:032201:76, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, 103, был сформирован для размещения и эксплуатации зданий, строений, сооружений, принадлежащих ОАО "Кремний".
Сформированный земельный участок в установленном законом порядке поставлен на кадастровый учет.
Решение органа кадастрового учета о постановке на кадастровый учет спорного земельного участка не оспорено и недействительным не признано.
Объекты недвижимости: градирня 4-секционная (усл. N 32-32-01/043/2009-834), насосная станция оборотного водоснабжения (усл. N 32-3201/043/2009-833); нежилое помещение (усл. N 32-32-01/043/2009-832), автодороги (усл. N 32-32-01/043/2009-832), инженерно-коммуникационные сооружения, расположенные на вышеуказанном земельном участке, принадлежат ОАО "Кремний" на праве собственности.
Кроме того, земельный участок площадью 85812 кв.м, с кадастровым номером 32:28:032201:76 в пределах установленных границ ранее уже предоставлялся Обществу в аренду для размещения и эксплуатации принадлежащих ему объектов недвижимости.
В подтверждение факта принадлежности на праве собственности объектов недвижимости и правомерности формирования границ испрашиваемого земельного участка, на котором расположены эти объекты, Общество представило в уполномоченный орган соответствующие свидетельства о государственной регистрации права и кадастровый паспорт земельного участка.
При этом документы, приложенные ОАО "Кремний" к заявлению о приобретении права собственности на земельный участок, по своему содержанию и составу соответствуют требованиям Приказа Министерства экономического развития и торговли РФ от 30.10.2007 г. N 370.
Выводы суда первой и апелляционной инстанций в этой части подтверждаются соответствующими доказательствами.
В свою очередь, Росимущество, отказав заявителю в приватизации спорного земельного участка, не представило суду каких-либо доказательств, подтверждающих правомерность своего отказа.
Переписка, сложившаяся между заявителем и Территориальным управлением по вопросу приватизации испрашиваемого земельного участка, также свидетельствует о том, что отказ Обществу в выкупе земельного участка основан на предположениях и сомнениях органа государственной власти, уполномоченного на решение этого вопроса.
В соответствии со ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
Доказательств, свидетельствующих о правомерности отказа в приватизации земельного участка с кадастровым номером 32:28:032201:76, Агентством суду представлено не было.
Доводы заявителя кассационной жалобы в этой части направлены на переоценку выводов суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных соответствующими доказательствами, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу требований ст. 286 АПК РФ.
Не соглашаясь с принятыми по настоящему делу судебными актами, ТУ ФАУГИ в кассационной жалобе также ссылается на неправомерное возложение судом обязанности по принятию решения о предоставлении Обществу земельного участка на праве собственности и направлению заявителю соответствующего проекта договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка.
Доводы заявителя кассационной жалобы в этой части не основаны на нормах действующего законодательства и подлежат отклонению в связи со следующим.
В соответствии со ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий незаконными полностью или в части и обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, направленные на устранение допущенных нарушения прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, нарушение прав ОАО "Кремний" на приватизацию земельного участка обусловлено неправомерными действиями Росимущества.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 г. N 432, свои функции, в том числе по организации и реализации федерального имущества, Агентство осуществляет через свои территориальные органы.
При таких обстоятельствах спора для устранения нарушенных прав ОАО "Кремний" суд обоснованно возложил обязанность, в том числе и на Территориальное управление Росимущества в Брянской области, принять решение и подготовить проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка.
Решение суда в этой части соответствует требованиям ст. 201 АПК РФ и направлено на устранение нарушений, допущенных в отношении ОАО "Кремний", в результате неправомерных действий ФАУГИ.
При этом, в целях восстановления нарушенного права Общества на приватизацию земельного участка суд обоснованно учитывал порядок распределения полномочий между органами государственной власти, находящихся в централизованном подчинении.
Учитывая изложенное, при рассмотрении настоящего дела суд первой и апелляционной инстанций в полном объеме исследовал обстоятельства спора и дал им правильную правовую оценку, обжалуемое решение и постановление соответствуют нормам действующего материального и процессуального права, а поэтому оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 23.03.2011 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2011 г. по делу N А09-695/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Е.Н. Чаусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432 (далее - Положение), федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
При этом Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организация (п. 4 Положения).
...
В подтверждение факта принадлежности на праве собственности объектов недвижимости и правомерности формирования границ испрашиваемого земельного участка, на котором расположены эти объекты, Общество представило в уполномоченный орган соответствующие свидетельства о государственной регистрации права и кадастровый паспорт земельного участка.
При этом документы, приложенные ОАО "Кремний" к заявлению о приобретении права собственности на земельный участок, по своему содержанию и составу соответствуют требованиям Приказа Министерства экономического развития и торговли РФ от 30.10.2007 г. N 370.
...
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 г. N 432, свои функции, в том числе по организации и реализации федерального имущества, Агентство осуществляет через свои территориальные органы."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15 сентября 2011 г. N Ф10-3013/11 по делу N А09-695/2011
Хронология рассмотрения дела:
30.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17797/11
15.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3013/11
07.06.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2129/11
23.03.2011 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-695/11