Резолютивная часть постановления объявлена 9 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Шелудяева В.Н.
судей:
Чаусовой Е.Н.
Стрегелевой Г.А.
При участии в заседании:
от ООО "Агротех-Хотынец"
Орловская область,
Хотынецкий район, д. Кукуевка
ОГРН 1085747000349
не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области
г. Орёл, ул. Красина, д. 7
ОГРН 1095742001123
не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом
г. Москва, Никольский пер., д. 9
ОГРН 1087746829994
не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 11.01.2011 (судья Капишникова Т.И.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2011 (судьи Семенюта Е.А., Протасов А.И., Миронцева Н.Д.) по делу N А48-3992/2010,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Агротех-Хотынец" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области (далее - ТУ Росимущества в Орловской области) и Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Агентство, Росимущество) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии в установленный ст. 36 Земельного кодекса РФ срок решения о предоставлении ООО "Агротех-Хотынец" в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности, а именно: земельного участка N 57:03:0040101:17 площадью 13 019 кв.м, местоположение: Орловская область, Хотынецкий район, п. Хотынец, ул. Пушкина, 75, земельного участка N 57:03:0040101:21 площадью 304 872 кв.м, местоположение: Орловская область, Хотынецкий район, п. Хотынец, ул. Пушкина, 75, а также обязании уполномоченного органа принять решение о предоставлении вышеуказанных земельных участков ООО "Агротех-Хотынец" в собственность и заключить договор их купли-продажи в течение 20 дней с даты вступления решения суда в законную силу (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением арбитражного суда Орловской области от 11.01.2011 заявление удовлетворено в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2011 решение суда первой инстанции частично отменено. Суд признал незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области, выразившееся в непринятии в срок, установленный ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявок на приватизацию от 01.12.2009 решения о предоставлении заявителю в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности: кадастровый номер 57:03:0040101:17 площадью 13 019 кв.м, местоположение - Орловская область, Хотынецкий район, ул. Пушкина, 75 и кадастровый номер 57:03:0040101:21 площадью 304 872 кв.м, местоположение - Орловская область, Хотынецкий район, ул. Пушкина, 75. Суд также обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области принять решение о предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности: кадастровый номер 57:03:0040101:17 площадью 13 019 кв.м, местоположение - Орловская область, Хотынецкий район, ул. Пушкина, 75 и кадастровый номер 57:03:0040101:21 площадью 304 872 кв.м., местоположение - Орловская область, Хотынецкий район, ул. Пушкина,75, подготовить проект договора купли-продажи и направить в течение 20 дней с даты вступления решения в законную силу Обществу с ограниченной ответственностью "Агротех-Хотынец".
С Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области в пользу ООО "Агротех-Хотынец" взыскано 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении требований ООО "Агротех-Хотынец" к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом отказано.
Ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора и имеющимся в деле доказательствам, ТУ Росимущества в Орловской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты по делу N А48-3992/2010 отменить, в удовлетворении требований ООО "Агротех-Хотынец" отказать.
По мнению кассатора, суд необоснованно видоизменил уточненное ООО "Агротех-Хотынец" требование и неправомерно восстановил Обществу пропущенный срок на обращение с заявлением в суд. Также заявитель кассационной жалобы ссылается на отсутствие у ТУ Росимущества в Орловской области полномочий самостоятельно принимать решения по вопросу приобретения спорных земельных участков, поскольку данный вопрос в соответствии с Положением о ТУ Росимущества в Орловской области, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, входит в компетенцию Росимущества.
Согласно ч. 1 ст. 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Агротех-Хотынец" является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: Орловская область, Хотынецкий район, п. Хотынец, ул. Пушкина, 75 на земельных участках с кадастровыми номерами 57:03:0040101:17 и 57:03:0040101:21.
Общество 09.12.2009 обратилось в ТУ Росимущества в Орловской области с заявкой на приватизацию находящихся в государственной собственности земельных участков площадью 1,3 га с кадастровым номером 57:03:0040101:17 и площадью 30, 4872 га с кадастровым номером 57:03:0040101:21.
В связи с поступлением указанного обращения ТУ Росимущества в Орловской области направило в адрес Росимущества письмо от 14.12.2009 N 2303 с приложением представленных Обществом документов, в котором просило рассмотреть данные документы и поручить ТУ Росимущества в Орловской области принять решение о приватизации земельных участков.
Рассмотрев представленные документы, Агентство письмом от 15.02.2010 N ПП- 10/3441 сообщило о невозможности принятия решения о предоставлении в собственность указанных земельных участков и возвратило пакет документов в ТУ Росимущества в Орловской области на доработку.
Письмом от 08.04.2010 N ПП-10/8606 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в целях оптимизации процедуры рассмотрения документов и своевременного принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность юридических и физических лиц, разъяснило Территориальным управлениям Росимущества, что в соответствии с решением руководителя Росимущества непосредственно центральным аппаратом Росимущества, как правило, принимаются решения о предоставлении земельных участков в собственность юридических лиц в случаях, если:
- с заявлениями обращаются стратегические или системообразующие организации, в т.ч. организации, входящие в состав вертикально интегрированных структур;
- площадь земельных участков превышает 1 га.
В отношении иных земельных участков сохранен действующий порядок предоставления земельных участков в собственность (по поручению центрального аппарата Росимущества).
При этом Территориальные управления Росимущества в обязательном порядке проводят предварительную экспертизу представляемых материалов и ведут работу по устранению выявленных замечаний, после чего документы направляются в Росимущество. Ответственность за качество представляемых документов возлагается на руководителей территориальных управлений Росимущества.
Доработанный пакет документов по обращению ООО "Агротех - Хотынец" о предоставлении в собственность земельных участков направлен ТУ Росимущества в Орловской области в Агентство 12.04.2010 (исх. от 12.04.2010 N 89-РИ).
Письмом от 18.08.2010 N ПП-10/23754 Росимущество поручило ТУ Росимущества в Орловской области провести проверку фактического использования земельных участков в соответствии с целевым назначением, а также представить основания раздела земельного участка с кадастровым N 57:03:0040101:11, указав, что принятие решения о предоставлении земельных участков в собственность заявителю до предоставления указанных материалов не представляется возможным.
Сотрудниками ТУ Росимущества в Орловской области 23.09.2010 осуществлен выезд на место расположения земельных участков, 30.09.2010 подготовлен акт проверки фактического их использования в соответствии с целевым назначением, 07.10.2010 документы направлены на рассмотрение в Агентство.
Письмом от 13.11.2010 N ПП-10/33448 Росимущество сообщило о невозможности принятия решения о предоставлении земельных участков в собственность Общества до представления обоснования указанной в заявках площади земельных участков, а также приведения в соответствие с действующим законодательством в части вида разрешенного использования земельных участков распоряжения ТУ Росимущества в Орловской области от 22.09.2009 N 75-р.
Полагая, что бездействие Росимущества и его территориального органа - ТУ Росимущества в Орловской области, выразившееся в непринятии соответствующего решения по заявкам Общества о предоставлении в собственность вышеуказанных земельных участков, является незаконным, нарушает права ООО "Агротех - Хотынец" по использованию земельных участков, Общество обратилось в Арбитражный суд Орловской области с настоящим заявлением.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что со стороны Территориального управления Росимущества в Орловской области и Федерального агентства по управлению государственным имуществом имело место бездействие, выразившееся в непринятии в установленный ст. 36 Земельного кодекса РФ срок решения о предоставлении Обществу в собственность испрашиваемых земельных участков.
Частично отменяя решение Арбитражного суда Орловской области от 11.01.2011 и удовлетворяя заявление ООО "Агротех-Хотынец" в части требований к ТУ Росимущества в Орловской области, апелляционная коллегия обоснованно руководствовалась следующим.
В п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию этих земельных участков в порядке, установленном Кодексом.
Согласно п. 5 названной статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370.
В соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно разъяснению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащемуся в п. 4 Постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ООО "Агротех-Хотынец", являясь собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, представило в ТУ Росимущества в Орловской области полный пакет документов, необходимых для оформления права собственности на испрашиваемые земельные участки. Каких-либо доказательств несоответствия представленных Обществом документов Перечню, утвержденному Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370, либо того, что представленные документы содержат недостоверные сведения, в материалах дела не имеется.
Поскольку в установленный срок решение о предоставлении земельных участков на праве собственности либо об отказе в их приватизации не принято, проекты договоров купли-продажи не подготовлены, суд пришел к правомерному выводу о том, что со стороны ТУ Росимущества в Орловской области имело место неправомерное бездействие, выразившееся в непринятии в установленный ст. 36 Земельного кодекса РФ срок решения о предоставлении ООО "Агротех-Хотынец" в собственность испрашиваемых земельных участков.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 4 Постановления от 24.03.2005 N 11, в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет ему проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, предусмотренном гл. 24 АПК РФ.
В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает этот орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Аналогичные положения содержатся в п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ, предусматривающего обязанность государственного органа принять соответствующее решение, подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его заявителю с предложением о заключении договора.
Ссылку заявителя кассационной жалобы на отсутствие у ТУ Росимущества в Орловской области полномочий по продаже федеральных земельных участков без поручения Росимущества кассационная инстанция отклоняет как несостоятельную ввиду следующего.
Согласно п. 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
В силу п.п. 4.1, 4.6 Положения об Управлении Росимущества данное управление наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
С учетом приведенных норм ссылка ТУ Росимущества в Орловской области на отсутствие поручения Росимущества на приватизацию федерального имущества не может служить препятствием для реализации организацией, являющейся собственником объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке, права на его выкуп.
Довод ТУ Росимущества в Орловской области со ссылкой на письмо Росимущества от 08.04.2010 N ПП-10/8606, согласно которому с 08.04.2010 решение о предоставлении земельных участков в собственность юридических и физических лиц принимается непосредственно центральным аппаратом Росимущества в случае, если площадь земельного участка превышает один гектар, обоснованно не принята судами первой и апелляционной инстанций во внимание, поскольку доказательств утверждения Росимуществом такого порядка материалы дела не содержат.
Письмо от 08.04.2010 N ПП-10/8606 является внутренним документом, устанавливающим порядок взаимоотношений между Росимуществом и его территориальными органами, и из его содержания не следует, что территориальные органы лишены полномочий принятия соответствующих решений.
Таким образом, надлежащим ответчиком в рамках рассматриваемого спора является ТУ Росимущества в Орловской области, в связи с чем, его бездействие, выразившееся в непринятии в установленный ст. 36 Земельного кодекса РФ срок решения о предоставлении Обществу в собственность находящихся в государственной собственности земельных участков, правомерно признано судом незаконным.
Довод Управления о том, что, рассмотрев спор, суд видоизменил заявленные ООО "Агротех-Хотынец" требования, апелляционным судом был рассмотрен и обоснованно отклонен, поскольку изложенная судом первой инстанции формулировка требований заявителя не поменяла предмет и основания заявленных Обществом требований, не повлияла на законность и обоснованность решения суда.
Относительно довода кассатора о необоснованном восстановлении судом срока обжалования кассационная коллегия учитывает, что в силу п. 6 ст. 117 АПК РФ обжалуется лишь определение суда об отказе в восстановлении процессуального срока. Возможность обжалования определения о восстановлении срока законом не предусмотрена. Это означает, что переоценка выводов суда относительно уважительности причин для восстановления указанного срока не входит в пределы компетенции суда кассационной инстанции.
Выводы апелляционной коллегии соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, и основаны на правильном применении норм материального права, при отсутствии нарушения процессуальных норм, поэтому у суда кассационной инстанции, с учетом положений ст. 286 АПК РФ о пределах его компетенции, не имеется правовых оснований для переоценки выводов суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 11.01.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2011 по делу N А48-3992/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Е.Н. Чаусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
...
Письмо от 08.04.2010 N ПП-10/8606 является внутренним документом, устанавливающим порядок взаимоотношений между Росимуществом и его территориальными органами, и из его содержания не следует, что территориальные органы лишены полномочий принятия соответствующих решений.
Таким образом, надлежащим ответчиком в рамках рассматриваемого спора является ТУ Росимущества в Орловской области, в связи с чем, его бездействие, выразившееся в непринятии в установленный ст. 36 Земельного кодекса РФ срок решения о предоставлении Обществу в собственность находящихся в государственной собственности земельных участков, правомерно признано судом незаконным.
...
Относительно довода кассатора о необоснованном восстановлении судом срока обжалования кассационная коллегия учитывает, что в силу п. 6 ст. 117 АПК РФ обжалуется лишь определение суда об отказе в восстановлении процессуального срока. Возможность обжалования определения о восстановлении срока законом не предусмотрена. Это означает, что переоценка выводов суда относительно уважительности причин для восстановления указанного срока не входит в пределы компетенции суда кассационной инстанции."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16 сентября 2011 г. N Ф10-3123/11 по делу N А48-3992/2010
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-377/12
18.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-377/2012
16.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3123/11
13.05.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1122/11