Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2011 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи
Стрегелевой Г.А.
Судей:
Чаусовой Е.Н.
Ермакова М.Н.
При участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Пассажирское автотранспортное предприятие города Курска" (ОГРН 1054639155878, 305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 171)
Родиной Е.В. - представителя (дов. от 03.05.2011 б/н пост.),
от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, 103097, г. Москва, ул. Ильинка, 9)
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Курской области (ОГРН 1024600953398, 305000, г. Курск, ул. Володарского, д. 22)
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от третьих лиц:
Комитета промышленности, транспорта и связи Курской области, (305000, г. Курск, ул. Радищева, 17),
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
Комитета социального обеспечения Курской области (305007, г. Курск, ул. Моковская, д. 2-г),
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Курской области от 12.04.2011 (судья Трубецкая Е.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2011 (судьи Шеин А.Е., Колянчикова Л.А., Яковлев А.С.) по делу N А35-12961/2010,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Пассажирское автотранспортное предприятие города Курска" (далее - ОАО "ПАТП г. Курска") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Курской области и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании за счет казны Российской Федерации 32 642 653 руб. 71 коп. убытков, причиненных вследствие предоставления в 2007 году мер социальной поддержки населению в виде льгот на услуги общественного транспорта.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Комитет промышленности, транспорта и связи Курской области, Комитет социального обеспечения Курской области.
Решением Арбитражного суда Курской области от 12.04.2011 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "ПАТП г. Курска" взыскано 32 642 653 руб. 71 руб. убытков. В удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице УФК по Курской области отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2011 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации просит решение и постановление судов отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции проверена законность судебных актов исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя Министерства финансов Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ОАО "ПАТП г. Курска" является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров автобусами в городском сообщении на платной основе в городе Курске.
Во исполнение постановления Администрации Курской области от 17.02.2005 N 7 "Об обеспечении равной доступности транспортных услуг на территории Курской области", на основании заключенных с Комитетом транспорта и связи Курской области договоров от 25.12.2006 N 66, от 30.03.2007 N 149, от 29.06.2007 N 176, от 28.09.2007 N 232 об организации перевозки в городском транспорте общего пользования отдельных категорий граждан (федеральных льготников) по единому социальному проездному билету ОАО "ПАТП г. Курска" в 2007 году осуществляло перевозку граждан, имеющих право на бесплатный проезд в общественном транспорте на основании такого билета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Исключив Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ соответствующие нормы из федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О донорстве крови и ее компонентов", федеральный законодатель не предусмотрел при этом соразмерной компенсации, связанной с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства.
Указанный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Во исполнение Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ Постановлением Администрации Курской области от 17.02.2005 N 7 на территории Курской области установлены порядок проезда на транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету для отдельных категорий граждан (в том числе для федеральных льготников) и стоимость такого билета, которая составила в период с 01 января 2007 года по 31 декабря 2007 года 130 рублей в месяц (стоимость обычного проездного билет на автобус - 340 рублей в месяц).
Согласно п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
С целью компенсации расходов организаций, осуществляющих пассажирские перевозки льготников, Правительство Курской области Постановлением от 21.02.2007 N 27 утвердило правила возмещения расходов транспортным организациям на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории области для отдельных категорий граждан.
ОАО "ПАТП г. Курска" представлен расчет, из которого следует, что размер понесенных расходов основан на следующих показателях: вид транспорта, количество реализованных в г. Курске ЕСПБ, стоимость обычного проездного билета на автобус, стоимость ЕСПБ, сумма полученная истцом от продажи ЕСПБ федеральным льготникам в соответствии с долей истца в общем объеме перевозок, сумма, поступившая из бюджета за перевозку федеральных льготников, доля истца в общем объеме перевозок.
Размер убытков определяется истцом путем разницы между ценой одного ЕСПБ и фактической стоимостью проездного билета на автобус, за вычетом полученных компенсаций.
В соответствии с представленным расчетом сумма, которую истец мог получить от продажи федеральным льготникам обычных проездных билетов на автобус, составила 46 761 220 руб. Сумма, полученная истцом от продажи ЕСПБ согласно доле в общем объеме перевозок составила 5381666 руб. 29 коп. В качестве компенсации за перевозку федеральных льготников на общественном транспорте истцом получено из бюджета 8736900 руб. (перечислено по договорам заключенным с Комитетом транспорта и связи Курской области).
Исходя из этого, неполученная истцом провозная плата за перевозку федеральных льготников в 2007 году составила 32 642 653 руб. 71 коп.
Все показатели расчёта подтверждены документами уполномоченных органов.
Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, от имени Российской Федерации в суде выступает главный распорядитель средств федерального бюджета.
В соответствии с приложением 10 к Федеральному закону от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта, является Министерство финансов Российской Федерации.
В соответствии с п. 12 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", п. 17 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при удовлетворении требований к публично-правовым образованиям взыскание денежных средств осуществляется за счет соответствующей казны.
При таких обстоятельствах, суды правомерно указали, что материалами дела полностью подтверждены основания для взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации заявленной истцом суммы убытков.
Поскольку доказательства оплаты названной суммы задолженности ответчик не представил, исковое требование в указанной части удовлетворено обоснованно.
Довод Министерства финансов Российской Федерации о пропуске истцом срока исковой давности правомерно отклонен судами первой и апелляционной инстанций.
Согласно статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В силу статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря (статья 264 Кодекса).
Судами установлено, что денежные средства на компенсацию указанных льгот перечислялись ОАО "ПАТП г. Курска" из средств федерального бюджета, а поскольку нормативный акт о бюджете действует в течение календарного года, финансирование расходов по компенсации льгот могло быть осуществлено в любой период времени в пределах финансового года.
Если законом, иными нормативными правовыми актами не предусмотрены сроки компенсации расходов, понесенных организацией в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот, установленных действующим законодательством, течение срока исковой давности по требованию о взыскании с публично-правового образования на основании статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытков, возникших в связи с неисполнением обязанности по этой компенсации, начинается не ранее окончания финансового года, в котором была предоставлена льгота, то есть с 1 января года, следующего за отчетным.
Таким образом, о нарушении права на возмещение компенсации за предоставление льгот в 2007 году ОАО "ПАТП г. Курска" могло и должно было узнать по окончании финансового года - не позднее 01 января 2008 года. С этой даты согласно статье 200 Гражданского кодекса и с учетом требований статьи 12 Бюджетного кодекса следует исчислять срок исковой давности по требованию, заявленному истцом.
В силу норм статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года. Исковое заявление подано в арбитражный суд 26 ноября 2010 года, то есть в пределах трехгодичного срока исковой данности.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 12.04.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2011 по делу N А35-12961/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Е.Н. Чаусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Если законом, иными нормативными правовыми актами не предусмотрены сроки компенсации расходов, понесенных организацией в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот, установленных действующим законодательством, течение срока исковой давности по требованию о взыскании с публично-правового образования на основании статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытков, возникших в связи с неисполнением обязанности по этой компенсации, начинается не ранее окончания финансового года, в котором была предоставлена льгота, то есть с 1 января года, следующего за отчетным.
Таким образом, о нарушении права на возмещение компенсации за предоставление льгот в 2007 году ОАО "ПАТП г. Курска" могло и должно было узнать по окончании финансового года - не позднее 01 января 2008 года. С этой даты согласно статье 200 Гражданского кодекса и с учетом требований статьи 12 Бюджетного кодекса следует исчислять срок исковой давности по требованию, заявленному истцом.
В силу норм статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года. Исковое заявление подано в арбитражный суд 26 ноября 2010 года, то есть в пределах трехгодичного срока исковой данности."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26 сентября 2011 г. N Ф10-3284/11 по делу N А35-12961/2010
Хронология рассмотрения дела:
14.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14645/11
26.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14645/11
26.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3284/11
30.06.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2623/11