Резолютивная часть постановления объявлена 29.09.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.10.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Леоновой Л.В.
Судей: Ермакова М.Н. Шуровой Л.Ф.
При участии в заседании:
от ИП Гладышева Н.Н. Тульская область, г. Богородицк, ул. Энгельса, д. 25 "а", кв. 2 ИНН 711200145628 не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области Тульская область, г. Богородицк, ул. Коммунаров, д. 76 ОГРН 1027102671969 ИНН 7112011483 не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Гладышева Николая Николаевича на решение Арбитражного суда Тульской области от 21.03.2011 (судья Чубарова Н.И.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2011 (судьи Тимашкова Е.Н., Дорошкова А.Г., Еремичева Н.В.) по делу N А68-10161/10,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Гладышев Николай Николаевич (далее - ИП Гладышев Н.Н., Предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области (далее - Управление, ответчик) о признании незаконным и отмене уведомления от 15.10.2010.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 21.03.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2011 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Предпринимателя ставится вопрос об отмене решения и постановления суда в связи с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы и отзыва, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Управлением в адрес заявителя направлено уведомление от 15.10.2010 N 193 страхователю, уплачивающему страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
В данном уведомлении произведен расчет подлежащих уплате страховых взносов за 2010 год, в том числе на страховую часть пенсии - 10 392 рубля, в ФФОМС - 571,56 рублей, в ТФОМС - 1 039,20 рублей.
Также в уведомлении указано о необходимости уплаты страховых взносов за 2010 год в срок до 31.12.2010 года. В противном случае данная сумма задолженности будет взыскана органами ПФР в принудительном порядке с начислением пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка.
Кроме того, орган ПФР напомнил, что в срок до 1 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом, в территориальный орган ПФР представляются: расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ и страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС (РВС-2) (п. 5 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ), а также сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета (п. 5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).
Не согласившись с ненормативным актом Управления, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
Как усматривается из материалов дела, Гладышев Н.Н. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 23.11.2004.
Как установлено судом, заявитель Индивидуальный предприниматель Гладышев Н.Н. является пенсионером МВД, которому назначена пенсия по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 24.05.2005 N 223-О взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения, тем самым, получаемых пенсионных выплат, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
При этом в определении от 24.05.2005 N 223-О Конституционный Суд РФ обратил внимание на то, что, отнеся к лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепив, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы, законодатель не предусмотрел при этом какие-либо исключения в отношении тех из них, кому уже назначены и выплачиваются пенсии по государственному пенсионному обеспечению, и не гарантировал им возможность реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, на равных условиях с иными застрахованными лицами.
Вместе с тем, в силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения"), установлено, что военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1, и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно ч. 4 ст. 7 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, введенной Федеральным законом от 22.07.2008 N156-ФЗ, лица, указанные в ст. 1 данного Закона (военнослужащие), при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 7 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", с 01.01.2010 плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Указанный Закон не содержит исключений в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для такой категории лиц, как пенсионеры МВД.
Таким образом, законодатель с 01.01.2010 установил правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов, в связи с чем обстоятельства, послужившие основанием для освобождения индивидуальных предпринимателей - пенсионеров МВД от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, устранены.
При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что индивидуальные предприниматели, являющиеся военными пенсионерами, с 01.01.2010 обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование в порядке и сроки, установленные в Федеральном законе N 212-ФЗ.
Ссылка жалобы на фактическое неосуществление предпринимательской деятельности не может быть принята во внимание.
Президиум ВАС РФ в письме от 11.04.2006 N 107 указал, что обязанность по уплате индивидуальными предпринимателями уплачивают страховых взносов в виде фиксированного платежа возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальным предпринимателем производится с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из ЕГРИП (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Запись в реестр производится на основании поданного в регистрирующий орган заявителем заявления о государственной регистрации прекращения деятельности.
Не предприняв этих действий, предприниматель сохраняет статус индивидуального предпринимателя и обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Материалами дела подтверждено, что на момент выставления оспариваемого уведомления индивидуальный предприниматель Гладышев Н.Н. с заявлением о прекращении предпринимательской деятельности не обращался. Документы для государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представлены в регистрирующий орган 18.02.2011.
Как следует из оспариваемого уведомления, суммы страховых взносов правомерно рассчитаны Управлением с учетом положений п. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ исходя из минимального размера оплаты труда с 01.01.2009 в сумме 4330 руб. в месяц и тарифов страховых взносов, действовавших в 2009 году (в ПФ РФ - 26 процентов, в ФФОМС - 2,1 процента, в ТФОМС - 3 процента).
Согласно ст. 16 Федерального закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно, и уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года.
В силу п. 5 ст. 16 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представляет указанные в данном пункте сведения, составляющие сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, содержащаяся в оспариваемом уведомлении информация соответствует положениям действующего законодательства и не возлагает на заявителя какие-либо незаконные обязанности.
При таких обстоятельствах, у суда имелось достаточно оснований для отказа в удовлетворении заявленных ИП Гладышевым Н.Н. требований.
На основании изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления, также не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 21.03.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2011 по делу N А68-10161/10 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из оспариваемого уведомления, суммы страховых взносов правомерно рассчитаны Управлением с учетом положений п. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ исходя из минимального размера оплаты труда с 01.01.2009 в сумме 4330 руб. в месяц и тарифов страховых взносов, действовавших в 2009 году (в ПФ РФ - 26 процентов, в ФФОМС - 2,1 процента, в ТФОМС - 3 процента).
Согласно ст. 16 Федерального закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно, и уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года.
В силу п. 5 ст. 16 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представляет указанные в данном пункте сведения, составляющие сведения индивидуального (персонифицированного) учета."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 5 октября 2011 г. N Ф10-3411/11 по делу N А68-10161/2010