См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29 марта 2012 г. N Ф10-3296/11 по делу N А23-710/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 30.09.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.10.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего
Ключниковой Н.В.
судей:
Шелудяева В.Н.
Леоновой Л.В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Компания "ЭЛТЕХ" (ОГРН 1054003510505, д. 48, ул. Маршала Жукова, г. Калуга, 248018),
от городской Управы муниципального образования "Город Калуга" (д. 93, ул. Ленина, г. Калуга, 248000)
от прокуратуры Калужской области (д. 2а, ул. Кутузова, г. Калуга, 248600),
-Беликовой Е.Ю. - представителя (доверенность от 01.12.2010),
Храброва А.В. - генерального директора,
-не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
-не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания "ЭЛТЕХ" на решение Арбитражного суда Калужской области от 28.06.2011 (судьи Егорова В.Н., Ефимова Г.В., Носова М.А.) по делу N А23-710/2011,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Компания "ЭЛТЕХ" (далее - ООО "Компания "ЭЛТЕХ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании недействующим в части пункта 9.2 приложения к постановлению Городской Управы муниципального образования "Город Калуга" (далее - Управа) от 25.12.2009 N 311-п "О порядке исчисления в 2010 году арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования "Город Калуга".
В соответствии с частью 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступила прокуратура Калужской области.
Решением суда от 28.06.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано. Суд признал пункт 9.2 приложения к постановлению Управы от 25.12.2009 N 311-п соответствующим действующему законодательству.
В кассационной жалобе Общество просит решение суда отменить, так как выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судом неправильно применены нормы материального права, а именно, не применен закон, подлежащий применению.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей Общества, кассационная инстанция считает, что решение суда от 28.06.2011 подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, постановлением Управы от 25.12.2009 N 311-п "О порядке исчисления в 2010 году арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования "Город Калуга" утверждены ставки арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков.
Согласно пункту 9.2 данного постановления ставка арендной платы за прочие земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок и предоставленные для строительства производственных и административных зданий, строений, сооружений установлена в размере 2,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.
Названный акт опубликован в установленном порядке в городской газете "Калужская неделя" 29.12.2009 N 51.
ООО "Компания "ЭЛТЕХ" на основании договора аренды от 29.06.2009 N 571/09 является арендатором земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 40:26:000163:39 общей площадью 4 726 кв.м, расположенного по адресу: г. Калуга, р-н Грабцевского проезда.
Считая, что постановление Управы от 25.12.2009 N 311-п в части установления указанной процентной ставки арендной платы не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы как субъекта экономической деятельности, Общество в этой части оспорило указанное постановление в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного ООО "Компания "ЭЛТЕХ" требования, суд исходил из того, что при определении размера ставок арендной платы учитывались публичные интересы муниципального образования и частные интересы пользователей земельных участков, проведенная в 2009 году кадастровая оценка земель, основанная на принципе классификации земель по целевому назначению и виду разрешенного использования, индексы потребительских цен, экономические факторы, влияющие на уровень доходности земельного участка. Арбитражный суд пришел к выводу, что спариваемая ставка арендной платы принята с учетом Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, пункт 9.2 приложения к постановлению Управы от 25.12.2009 N 311-п соответствует части 1 статьи 8 и статье 34 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", подпунктам 1-3 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и сред него предпринимательства в Российской Федерации", пункту 4.3 Положения об аренде земель, утвержденного постановлением Городской Думы го рода Калуги от 13.01.1998 N 4, и не нарушает права ООО "Компания "ЭЛТЕХ".
Между тем судом не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую с илу.
Частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами оплаты за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Законом Калужской области от 06.02.2008 N 402-ОЗ "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков" установлена формула размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Калужской области и за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Ставка арендной платы согласно пункта 2 статьи 1 названного Закона устанавливается в процентах исходя из целевого назначения и разрешенного использования земельного участка за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов по месту расположения земельных участков. При этом указанные ставки арендной платы устанавливаются в пределах, определенных Правительством Калужской области.
26 февраля 2008 года принято постановление Правительства Калужской области N 66 "Об определении пределов установления ставок арендной платы за использование земельных участков и поправочных коэффициентов, учитывающих категории лиц, являющихся арендаторами земельных участков", установившее размер ставок арендной платы от 0,01 до 2,5 процента.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. По принципу экономической обоснованности арендная плата должна устанавливаться в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.
Одним из оснований для отказа в удовлетворении заявленного обществом требования был вывод суда о том, что экономическое обоснование при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, содержится в пояснительной записке к проекту оспариваемого постановления Управы.
Между тем по смыслу понятия "экономическое обоснование", данного в постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, для принятия решения недостаточно наличие какого-либо документа под названием "Пояснительная записка", так как решение об определении экономической обоснованности при определении арендной платы должно иметь реальный анализ экономических показателей, которые составляют формулу ее расчета.
Следовательно, соблюдение одного из основных принципов определения арендной платы - принципа экономической обоснованности - органом местного самоуправления в силу ч. 4 ст. 194 АПК РФ должно быть доказано именно путем представления соответствующих детальных расчетов, показывающих доходность земельных участков, и рассчитываемых на основании этой доходности ставок арендной платы.
Таким образом, при новом рассмотрении дела при оценке оспариваемого нормативного акта суду следует оценить содержание представленного Управой экономического обоснования оспариваемой ставки арендной платы на землю и принять правильное и обоснованное решение с учетом выводов, сделанных Конституционным Судом в Определении от 11.05.2004 N 209-О, согласно правовой позиции которого орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка.
При таких обстоятельствах принятый по настоящему делу судебный акт подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калужской области.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, п. 3 ч. 2 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 28.06.2011 по делу N А23-710/2011 отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калужской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
В.Н. Шелудяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Одним из оснований для отказа в удовлетворении заявленного обществом требования был вывод суда о том, что экономическое обоснование при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, содержится в пояснительной записке к проекту оспариваемого постановления Управы.
Между тем по смыслу понятия "экономическое обоснование", данного в постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, для принятия решения недостаточно наличие какого-либо документа под названием "Пояснительная записка", так как решение об определении экономической обоснованности при определении арендной платы должно иметь реальный анализ экономических показателей, которые составляют формулу ее расчета.
Следовательно, соблюдение одного из основных принципов определения арендной платы - принципа экономической обоснованности - органом местного самоуправления в силу ч. 4 ст. 194 АПК РФ должно быть доказано именно путем представления соответствующих детальных расчетов, показывающих доходность земельных участков, и рассчитываемых на основании этой доходности ставок арендной платы.
Таким образом, при новом рассмотрении дела при оценке оспариваемого нормативного акта суду следует оценить содержание представленного Управой экономического обоснования оспариваемой ставки арендной платы на землю и принять правильное и обоснованное решение с учетом выводов, сделанных Конституционным Судом в Определении от 11.05.2004 N 209-О, согласно правовой позиции которого орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 4 октября 2011 г. N Ф10-3296/11 по делу N А23-710/2011
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8928/12
29.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8928/12
29.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3296/11
26.12.2011 Решение Арбитражного суда Калужской области N А23-710/11
04.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3296/11