См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 4 октября 2011 г. N Ф10-3296/11 по делу N А23-710/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 22.03.2012.
В полном объеме постановление изготовлено 29.03.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Ключниковой Н.В. |
Судей: |
Маргеловой Л.М. |
|
Шелудяева В.Н. |
При участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "Компания ЭЛТЕХ" (ОГРН 1054003510505, г. Калуга, ул. Маршала Жукова, д. 48, 248023) |
- Беликовой Е.Ю. - представителя (дов. от 28.11.2011), - Храброва А.В. - директора (протокол N 4 от 25.07.2011); |
от Городской Управы Города Калуги (ОГРН 1024001179113, г. Калуга, ул. Ленина, д. 93, 248630) от Прокуратыры Калужской области (г. Калуга, ул. Кутузова, 2а, 248600) |
- Савеличевой Д.И. - представит. (дов. от 18.01.2012);
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
|
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания ЭЛТЕХ" на решение Арбитражного суда Калужской области от 26.12.2011 (судьи Дорошина А.В., Носова М.А., Храпченков Ю.В.) по делу N А23-710/2011,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Компания "ЭЛТЕХ" (далее - ООО "Компания "ЭЛТЕХ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании недействующим в части пункта 9.2 приложения к постановлению Городской Управы города Калуги (далее - Управа) от 25.12.2009 N 311-п "О порядке исчисления в 2010 году арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования "город Калуга".
В соответствии с ч. 5 ст. 52 АПК РФ в дело вступила прокуратура Калужской области.
Решением суда от 28.06.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 04.10.2011 решение от 28.06.2011 отменено, а дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калужской области.
Решением от 26.12.2011 суд отказал Обществу в удовлетворении требования и признал соответствующим законодательству п. 9.2 приложения к постановлению Городской Управы города Калуги от 25.12.2009 N 311-п "О порядке исчисления в 2010 году арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования "город Калуга".
В кассационной жалобе Общество просит решение суда отменить, так как выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также судом неправильно применены нормы материального права, а именно, не применен закон, подлежащий применению.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей Общества и Управы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, постановлением Управы от 25.12.2009 N 311-п "О порядке исчисления в 2010 году арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования "Город Калуга" утверждены ставки арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков.
Согласно пункту 9.2 данного постановления ставка арендной платы за прочие земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок и предоставленные для строительства производственных и административных зданий, строений, сооружений установлена в размере 2,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.
Названный акт опубликован в установленном порядке в городской газете "Калужская неделя" 29.12.2009 N 51.
Являясь арендатором земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 40:26:000163:39 общей площадью 4726 кв.м. по адресу: г. Калуга, р-н Грабцевского проезда на основании договора аренды от 29.06.2009 N 571/09 и полагая, что постановление Управы от 25.12.2009 N 311-п в части установления указанной процентной ставки арендной платы не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы как субъекта экономической деятельности, ООО "Компания "ЭЛТЕХ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Установив, что постановление Управы от 25.12.2009 N 311-п обладает признаками нормативного акта, суд рассмотрел спор в порядке главы 23 АПК РФ и правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Частью 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами оплаты за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В силу п. 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Законом Калужской области от 06.02.2008 N 402-ОЗ "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков" установлена формула размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Калужской области и за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Ставка арендной платы согласно пункта 2 статьи 1 названного Закона устанавливается в процентах исходя из целевого назначения и разрешенного использования земельного участка за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов по месту расположения земельных участков. При этом указанные ставки арендной платы устанавливаются в пределах, определенных правительством Калужской области.
26 февраля 2008 года принято постановление правительства Калужской области N 66 "Об определении пределов установления ставок арендной платы за использование земельных участков и поправочных коэффициентов, учитывающих категории лиц, являющихся арендаторами земельных участков", установившее размер ставок арендной платы от 0,01 до 2,5 процента.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. По принципу экономической обоснованности арендная плата должна устанавливаться в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 N 209-О установлено, что при отсутствии единых правил расчета, дифференциацию ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон, орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, без чего сам смысл дифференциации средней ставки земельного налога по местоположению и зонам территории города искажается.
Однако законом Калужской области от 06.02.2008 N 402-ОЗ определена одинаковая для всех формула расчета арендной платы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, установившие, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков (пункт 8). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).
В процессе осуществления государственной кадастровой оценки земель происходит учет земельных участков, в том числе и по характеристикам, содержащимся в Генеральном плане города Калуги, утвержденном постановлением Городской Думы городского округа "Город Калуга" от 31.01.2007 N 23.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в целях выявления экономической обоснованности принимаемых ставок арендной платы и поправочных коэффициентов отделом учета земельных отношений была проведена работа по сравнительному анализу изменения кадастровой стоимости всех земельных участков, находящихся в аренде, в разрезе групп видов разрешенного использования. Анализ проведен с учетом следующих данных: вид разрешенного использования; наименование вида разрешенного использования; место положение земельного участка; кадастровый номер земельного участка; площадь земельного участка; кадастровая стоимость земельного участка до переоценки и после переоценки; отношение (коэф.) новой кадастровой стоимости к кадастровой оценке 2003 согласно приложению 1 на 78 листах.
При этом утверждаемые ставки и поправочные коэффициенты для определения размера арендной платы на 2010 год учитывают принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
В случае установления ставок арендной платы отдельно для земельных участков, прошедших и не прошедших переоценку, орган местного самоуправления нарушил бы требования Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку федеральным законодательством, постановление Правительства РФ N 582, иными нормативными правовыми актами установлено, что размер арендной платы зависит от вида разрешенного использования земельного участка и его функционального использования, а не от прохождения кадастровой переоценки земельных участков.
Таким образом, установить различные ставки арендной платы к земельным участкам, имеющим одинаковый вид разрешенного использования, не представляется возможным.
Кроме того, принцип экономической обоснованности устанавливается к арендной плате, а арендная плата согласно Закону Калужской области N 402-ОЗ состоит из ставки арендной платы, кадастровой стоимости земельного участка, индексов потребительских цен и поправочных коэффициентов, а значит применять принцип экономической обоснованности только к ставкам арендной платы неверно.
В рассматриваемом деле орган местного самоуправления в пределах предоставленных ему ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ прав распоряжения земельными участками определил порядок исчисления арендной платы, поэтому суд не усматривает нарушений приведенной выше нормы права.
Довод ООО "Компания ЭЛТЕХ" о том, что п. 9.2 постановления Управы N 311-п противоречит ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" не может быть принят во внимание, поскольку правоотношения в области определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности, не относятся к сфере развития малого и среднего предпринимательства.
Ссылка Общества на несоответствие оспариваемого пункта 9.2 постановления Управы N 311-п части 1 ст. 8, ст. 34 Конституции РФ обоснованно отклонена судом, поскольку оспариваемое положение не нарушает права ООО "Компания ЭЛТЕХ" в сфере перемещения товаров, услуг и финансовых средств, не ограничивает свободу экономической деятельности ООО "Компания ЭЛТЕХ" как хозяйствующего субъекта.
Довод, изложенные в кассационной жалобе Общества, фактически повторяют доводы, явившиеся обоснованием его позиции, они исследованы судом первой инстанции при рассмотрении спора, им дана надлежащая оценка и оснований для переоценки установленных судом обстоятельств в силу статьи 286 АПК РФ у кассационной коллегии не имеется.
Установив, что п. 9.2 приложения к постановлению Управы от 25.12.2009 N 311-п "О порядке исчисления в 2010 году арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования "Город Калуга" соответствует ч. 1 ст. 8 и ст. 34 Конституции РФ, п. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", подпунктам 1-3 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", абзацам 1 и 2 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, пункту 4.3 Положения об аренде земель, утвержденного постановлением Городской Думы города Калуги от 13.01.1998 N 4, не нарушает права ООО "Компания "ЭЛТЕХ", суд правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 26.12.2011 по делу N А23-710/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Л.М. Маргелова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка Общества на несоответствие оспариваемого пункта 9.2 постановления Управы N 311-п части 1 ст. 8, ст. 34 Конституции РФ обоснованно отклонена судом, поскольку оспариваемое положение не нарушает права ООО "Компания ЭЛТЕХ" в сфере перемещения товаров, услуг и финансовых средств, не ограничивает свободу экономической деятельности ООО "Компания ЭЛТЕХ" как хозяйствующего субъекта.
...
Установив, что п. 9.2 приложения к постановлению Управы от 25.12.2009 N 311-п "О порядке исчисления в 2010 году арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования "Город Калуга" соответствует ч. 1 ст. 8 и ст. 34 Конституции РФ, п. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", подпунктам 1-3 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", абзацам 1 и 2 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, пункту 4.3 Положения об аренде земель, утвержденного постановлением Городской Думы города Калуги от 13.01.1998 N 4, не нарушает права ООО "Компания "ЭЛТЕХ", суд правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29 марта 2012 г. N Ф10-3296/11 по делу N А23-710/2011
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8928/12
29.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8928/12
29.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3296/11
26.12.2011 Решение Арбитражного суда Калужской области N А23-710/11
04.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3296/11