См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25 сентября 2012 г. N Ф10-3228/11 по делу N А14-9648/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 23.09.2011 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Шелудяева В.Н.
Судей:
Ключниковой Н.В.
Стрегелевой Г.А.
При участии в заседании:
от ООО "Антибус" (ОГРН 1033600027658; 394000, г. Воронеж, ул. 20-летия ВЛКСМ, д. 7, оф. 4)
Кислых А.К. - представителя (доверен. от 01.06.2009 г., пост.),
от Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (394006, г. Воронеж, ул. 9 Января, д. 36)
Ящинского М.В. - представителя (доверен. от 12.01.2011 г. N 12-31, пост.),
от третьих лиц:
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (109012, г. Москва, Никольский переулок, д. 9)
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.02.2011 г. (судья Мироненко И.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2011 г. (судьи Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А., Протасов А.И.) по делу N А14-9648/2010/276/35,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Антибус" (далее - ООО "Антибус") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (далее - ТУ Росимущества), связанным с непринятием решения о предоставлении в собственность ООО "Антибус" земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 200 га с кадастровым номером 36:16:5500001:15, расположенного по адресу: Воронежская область, Новоусманский район, в границах плана ФГУППЗ "Кировский".
Заявитель также просил суд обязать ТУ Росимущества принять решение о предоставлении ООО "Антибус" указанного земельного участка в собственность по цене равной 20 процентам кадастровой стоимости земельного участка.
Решением суда от 15.02.2011 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2011 г. указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества просит отменить состоявшиеся по настоящему делу судебные акты, как несоответствующие нормам материального права.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат.
Как следует из материалов дела, на основании постановления администрации Новоусманского района Воронежской области от 28.11.2003 г. N 686 между Администрацией Новоусманского района Воронежской области (арендодатель) и государственным унитарным предприятием племенной завод "Кировский" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 2 из состава земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N 36:16:55 00 001:0015, общей площадью 200 га сроком на 49 лет.
Арендованный участок передан арендатору по акту приема-передачи от 28.11.2003 г.
По договору перенайма от 18.12.2003 г. права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от 28.11.2003 г. N 2 переданы обществу с ограниченной ответственностью "Каргилл Индустриальный Комплекс Воронеж".
По договору перенайма от 28.07.2005 г. права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от 28.11.2003 г. N 2 переданы обществу с ограниченной ответственностью "Мозаик Краснодар".
По договору перенайма от 04.09.2006 г. права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от 28.11.2003 г. N 2 переданы обществу с ограниченной ответственностью "Воронежпищепродукт".
По договору перенайма от 28.02.2007 г. права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от 28.11.2003 г. N 2 переданы обществу с ограниченной ответственностью "Антибус".
01.10.2007 г. между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Воронежской области (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Антибус" заключено дополнительное соглашение N 1 к договору аренды земельного участка от 28.11.2003 г. N 2 об изменении преамбулы договора, размера и условий внесения арендной платы.
Дополнительное соглашение зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, номер регистрации 36-3617/004/2008-440 от 28.04.2008 г.
27.08.2008 г. ООО "Антибус" направило в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области по местонахождению арендуемого участка заявление о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 200 га, кадастровый номер 36:16:55 00 001:0015.
ТУ Росимущества отказало заявителю в приватизации испрашиваемого земельного участка, так как на дату подачи заявления ООО "Антибус" владело этим земельным участком менее трех лет.
ООО "Антибус" 13.05.2010 г. повторно обратилось в уполномоченный орган с заявлением о выкупе арендуемого земельного участка, приложив необходимый пакет документов.
Указанное обращение заявителя в установленный законом срок рассмотрено не было, в связи с чем последний обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия ТУ Росимущества в Воронежской области.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу требований пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность но рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Как следует из материалов дела, на дату обращения с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером 36:16:55 00 001:0015 ООО "Антибус" владело указанным участком на праве аренды свыше трех лет.
Изложенные обстоятельства являются основанием для предоставления ООО "Антибус" испрашиваемого земельного участка в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Указанная норма закона также содержит и процедуру предоставления в собственность арендуемых земельных участков.
Земельные участки приобретаются арендаторами по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной субъектом Российской Федерации.
Учитывая изложенное, судом кассационной инстанции отклоняются доводы заявителя кассационной жалобы о том, что на момент обращения ООО "Антибус" с заявлением о выкупе спорного земельного участка действующим законодательством не был установлен порядок продажи земельных участков.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" Федеральное агентство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Агентство осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии с пунктом 4.6 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 г. N 63, территориальное управление заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Согласно пункту 4.8. вышеназванного Положения Территориальное управление Федерального агентства по поручению Агентства осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Учитывая изложенное, заявление о выкупе земельного участка ООО "Антибус" направило в уполномоченный орган.
Обязанность принять решение по указанному заявлению возложена на Территориальное управление Росимущества в Воронежской области.
Документы, определяющие регламент взаимодействия территориальных органов с Федеральным агентством правового значения для разрешения настоящего спора не имеют.
При таких обстоятельствах дела суд обоснованно признал незаконным оспариваемое бездействие Территориального Управления Росимущества в Воронежской области и возложил на указанный орган обязанность принять решение о предоставлении ООО "Антибус" в собственность земельного участка с кадастровым номером 36:16:55 00 001:0015.
Вопрос о стоимости испрашиваемого земельного участка в рамках настоящего спора судом не решался.
В случае возникновения разногласий о цене выкупаемого участка, стороны вправе разрешить их в установленном законом порядке.
В связи с изложенным, доводы заявителя кассационной жалобы о неисполнимости обжалуемых актов судебной коллегией отклоняются.
В остальной части доводы ТУ Росимущества в Воронежской области основаны на ошибочном понимании вышеперечисленных норм действующего законодательства, направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных соответствующими доказательствами, а поэтому судом кассационной инстанции также отклоняются.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, которым дана правильная правовая оценка по применению норм материального права.
Учитывая изложенное, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.02.2011 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2011 г. по делу N А14-9648/2010/276/35 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность но рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
...
Как следует из материалов дела, на дату обращения с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером 36:16:55 00 001:0015 ООО "Антибус" владело указанным участком на праве аренды свыше трех лет.
Изложенные обстоятельства являются основанием для предоставления ООО "Антибус" испрашиваемого земельного участка в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
...
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" Федеральное агентство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30 сентября 2011 г. N Ф10-3228/11 по делу N А14-9648/2010/276/35
Хронология рассмотрения дела:
25.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3228/11
19.06.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1726/11
02.05.2012 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1726/11
02.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1564/12
08.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1564/12
30.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3228/11
20.05.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1726/11
15.02.2011 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-9648/10