Резолютивная часть постановления объявлена 28.09.2011 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Шелудяева В.Н.
Судей:
Ключниковой Н.В.
Стрегелевой Г.А.
При участии в заседании:
от МУП "Выгонического ЖКХ" (ОГРН 1063245021113; 243361, Брянская обл., п. Выгоничи, пер. Первомайский, д. 8 А)
Меркушиной В.В. - представителя (доверен. от 14.07.2011 г., пост.),
от ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Брянской области (241019, г. Брянск, ул. 2-я Почепска, д. 35 А)
Жензировой О.В. - представителя (доверен. от 26.07.2011 г. N 52, пост.),
от третьих лиц:
от Администрации Выгоничского района Брянской области (243360, Брянская обл., п. Выгоничи, ул. Ленина, д. 53)
от Хараборкина В.Н. (241519, Брянская обл., п. Супонево, ул. Шоссейная, д. 24, кв. 1)
от ООО "Земля" (241050, г. Брянск, пер. Канатный, д. 5, офис 410)
от ООО "БрянскГипроЗем" (241028, г. Брянск, пр-т Станке Димитрова, д. 55 В)
Сапоновой Е.А. - представителя (доверен. от 01.08.2011 г., N 1906, пост.),
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу МУП "Выгонического ЖКХ" на решение Арбитражного суда Брянской области от 16.02.2011 г. (судья Кулинич Е.И.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2011 г. (судьи Тучкова О.Г., Дорошкова А.Г., Игнашина Г.Д.) по делу N А09-8615/2010,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Выгоничского жилищно-коммунального хозяйства" (далее - МУП "Выгоничского ЖКХ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Брянской области (далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Брянской области) с заявлением о признании недействительной постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 32:03:0270201:415, а также признании недействительным кадастрового паспорта этого земельного участка (с учетом уточненных требований).
Решением суда от 16.02.2011 г. в удовлетворении заявленных требований в части признания недействительной постановки на кадастровый учет спорного земельного участка с кадастровым номером 32:03:0270201:145 отказано.
В остальной части производство по делу прекращено.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2011 г. указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе МУП "Выгонического ЖКХ" просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, МУП "Выгоничского ЖКХ" провело межевание ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 32:03:0270201:414 и обратилось в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Брянской области с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об указанном участке.
Решением органа кадастрового учета от 28.09.2010 г. N 32/701/10-8641 кадастровый учет был приостановлен в связи с наложением границ земельного участка с кадастровым номером 32:03:0270201:414 на границы смежного земельного участка с кадастровым номером 32:03:0270201:415.
Полагая, что постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 32:03:0270201:415 осуществлена с нарушением установленного порядка, МУП "Выгоничского ЖКХ" обратилось в суд с соответствующим заявлением об оспаривании действий ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Брянской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.
В силу пункта 2 статьи 16, подпунктов 2, 5, 6 пункта 1 статьи 22 Закона N 221-ФЗ для проведения государственного кадастрового учета в орган кадастрового учета представляются следующие документы: заявление о государственном кадастровом учете объекта недвижимости; межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 Закона N 221-ФЗ местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ); документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя); копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий земельный участок (при отсутствии в кадастре сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости).
Статьей 26 Закона N 221-ФЗ предусмотрены случаи, при которых орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, в том числе: когда одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости) (пункт 2 части 2); если не представлены необходимые для кадастрового учета документы (пункт 4 части 2).
Решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 статьи 26 Закона N 221-ФЗ.
В случае выявления пересечения границ, связанного с наличием ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка, органом кадастрового учета принимается решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, в которое включаются рекомендации органа кадастрового учета о доработке представленного для осуществления государственного кадастрового учета межевого плана, обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин, сообщение о возможности внесения в межевой план, предназначенный для осуществления государственного кадастрового учета, дополнительных сведений, необходимых для исправления ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка.
Как следует из материалов дела, границы земельных участков с кадастровыми номерами 32:03:0270201:414 и 32:03:0270201:415 пересекаются.
Земельный участок с кадастровым номером 32:03:0270201:415 формировался путем выделения земельной доли, принадлежащей физическому лицу, из общей долевой собственности на земельный участок.
В подтверждение правомерности установления границ указанного земельного участка представлены: межевой план; свидетельство о праве собственности на землю; публикации: о проведении общего собрания собственников долей; о границах и местоположении выделяемого земельного участка; об отсутствии возражений участников долевой собственности по местоположению выделяемого земельного участка.
Процедура выделения из общей долевой собственности спорного земельного участка осуществлена в порядке, предусмотренном нормами Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 32:03:0270201:414 вносились в государственный кадастр недвижимости по результатам проведенной инвентаризации ранее учтенных земельных участков.
При этом границы указанного земельного участка в установленном порядке не определялись.
Достоверных доказательств, свидетельствующих о нарушении порядка установления границ смежного земельного участка, заявителем суду не представлено.
Для разрешения вопросов, связанных с установлением и определением границ земельных участков, требуются специальные познания.
МУП "Выгоничского ЖКХ" отказалось от проведения соответствующей землеустроительной экспертизы.
В соответствии с требованиями статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным, а решения, действий (бездействия) незаконными является одновременная совокупность двух условий, а именно: несоответствие оспариваемого акта, решения или действий (бездействия) закону и нарушение этим актом, решением или действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах спора, суд обоснованно пришел к выводу о непредставлении МУП "Выгоничского ЖКХ" достоверных доказательств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов юридического лица действиями органа кадастрового учета, связанными с постановкой на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 32:03:0270201:415.
Изложенные обстоятельства являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, обжалуемые судебные акты об отказе МУП "Выгоничского ЖКХ" в удовлетворении заявленных требований являются законными и обоснованными, а поэтому отмене или изменению не подлежат.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 16.02.2011 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2011 г. по делу N А09-8615/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 2 статьи 16, подпунктов 2, 5, 6 пункта 1 статьи 22 Закона N 221-ФЗ для проведения государственного кадастрового учета в орган кадастрового учета представляются следующие документы: заявление о государственном кадастровом учете объекта недвижимости; межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 Закона N 221-ФЗ местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ); документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя); копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий земельный участок (при отсутствии в кадастре сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости).
Статьей 26 Закона N 221-ФЗ предусмотрены случаи, при которых орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, в том числе: когда одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости) (пункт 2 части 2); если не представлены необходимые для кадастрового учета документы (пункт 4 части 2).
Решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 статьи 26 Закона N 221-ФЗ.
...
Процедура выделения из общей долевой собственности спорного земельного участка осуществлена в порядке, предусмотренном нормами Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 5 октября 2011 г. N Ф10-2970/11 по делу N А09-8615/2010