Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Шелудяева В.Н.
судей:
Ключниковой Н.В.
Степиной Л.В.
При участии в судебном заседании:
от ООО "ФОРУМ 31"
308036, г. Белгород,
ул. Буденного, д. 6 "А"
ОГРН 1103123007701
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Государственного учреждения - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
308000, г. Белгород,
Народный бульвар, д. 55
Макотрова А.А. - представителя, дов. от 03.08.2011 N 0-23/04/8490;
Филипповой С.Ф. - представителя, дов. от 24.03.2011 N 10-23/ф1/2850
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Белгородской области от 04.04.2011 (судья Мироненко К.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2011 (судьи Ольшанская Н.А., Осипова М.Б., Михайлова Т.Л.) по делу N А08-697/2011
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ФОРУМ 31" (далее - Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее - ГУ - Белгородское региональное отделение ФСС РФ, Учреждение) о признании недействительным решения от 07.09.2010 N 6686 в части отказа в выделении средств на возмещение расходов, произведенных заявителем (страхователем) на выплату страхового обеспечения в сумме 139 344, 36 руб.
Решением арбитражного суда Белгородской области от 04.04.2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
ГУ - Белгородское региональное отделение ФСС РФ обратилось с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора, просит их отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения представителей Учреждения, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Как усматривается из материалов дела, ООО "ФОРУМ 31" обратилось с заявлением к ГУ - Белгородское региональное отделение ФСС РФ за возмещением средств в размере 159 178, 60 руб. (письмо от 03.08.2010 исх. N в-1) на оплату пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию - работодателю, применяющему специальный налоговый режим.
Учреждением в отношении Общества проведена камеральная проверка по вопросу выделения средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию, в ходе которой проверяющие пришли к выводу об отсутствии у заявителя финансовой возможности для установления должностного оклада директору Общества Буглеевой А.М. в сумме 35 000 руб.
ГУ - Белгородское региональное отделение ФСС РФ учтено, что до 12.07.2010 основным местом работы Буглеевой А.М. являлось ООО НПП "Стальэнерго", что подтверждается записями в трудовой книжке. Вместе с тем, согласно ведомости заработной платы за июнь 2010 года в ООО "ФОРУМ 31" Буглеевой А.М. начислена и выплачена заработная плата в сумме 23 339 руб., из расчета которой и было начислено пособие по беременности и родам. В период с 01.07.2010 по 22.07.2010 (отпуск по беременности и родам) Буглеева А.М. находилась в отпуске без сохранения заработной платы.
Проверкой также установлено, что обязательные страховые платежи в фонды осуществлялись Обществом за счет средств уставного капитала, заработная плата фактически не выплачивалась, за период с 07.07.2010 по 30.08.2010 ООО "ФОРУМ 31" не вело хозяйственной деятельности (акт проверки от 07.09.2010).
По мнению Учреждения, указанные обстоятельства свидетельствуют о фальсификации при составлении представленных документов и соблюдении Буглеевой А.М. лишь формальных требований законодательства в части заключения трудового договора, оформления приказов, начисления заработной платы, обязательных платежей с целью создания искусственной ситуации для получения средств из бюджета фонда социального страхования Российской Федерации.
По результатам проверки ГУ - Белгородское региональное отделение ФСС РФ составлен акт от 07.09.2010 N 6686 и вынесено решение от 07.09.2010 N 6686, в соответствии с которым ООО "ФОРУМ 31" выделены средства на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 19 834, 24 руб.
Пунктом 2 названного решения Обществу отказано в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 139 344, 36 руб.
Письмом от 29.12.2010 N 10-23/ф1/11193 Учреждение отказало ООО "ФОРУМ 31" в удовлетворении жалобы на решение от 07.09.2010 N 6686.
Полагая, что рассматриваемый ненормативный акт Учреждения не соответствует требованиям законодательства РФ о социальном страховании, нарушает права и законные интересы ООО "ФОРУМ 31", Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно руководствовался следующим.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.
Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (п. 2 ст. 6 Закона N 165-ФЗ).
На основании п.п. 6 п. 2 ст. 12, п. 1 ст. 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
В силу п.п. 7 п. 2 ст. 8 названного Закона пособие по беременности и родам является видом страхового обеспечения, которое выплачивается застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая, в частности, беременность и роды.
Условия, размер и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ).
Из п. 1 ст. 2 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ следует, что право на пособия по беременности и родам имеют граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица. В случае если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, пособия назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности)
Согласно п. 5 ст. 13 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика также сведения о среднем заработке, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
На основании ст. 14 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ пособие по беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка застрахованной женщины, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам (расчетный период). Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам определяется путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата. Размер дневного пособия по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованной женщины на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку. Размер пособия по беременности и родам определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.
Аналогичные нормы закреплены также в Положении об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375.
В п. 1 ст. 11 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ установлено, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100% среднего заработка. Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что размер пособия по беременности и родам не может превышать максимальный размер пособия по беременности и родам, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Таким образом, как обоснованно указано судом, право на получение пособия по беременности и родам возникает у застрахованного лица, работающего по трудовому договору, в т.ч. по совместительству, в случае наступления страхового случая (материнства) при наличии листка нетрудоспособности и осуществляется за счет средств обязательного социального страхования из бюджета ФСС РФ в размере 100% среднего заработка работника.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Обществом соблюдены все условия, необходимые для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, а именно: наличие между ООО ФОРУМ 31" (страхователем) и работником Буглеевой А.М. (застрахованным лицом) трудовых отношений (трудовой договор от 07.06.2010 N 1), наступление страхового случая (листок нетрудоспособности серии ВЫ N 1780412 на период с 22.07.2010 по 08.12.2010), наличие документов, подтверждающих выплату пособия застрахованному лицу (расходный кассовый ордер от 31.07.2010 N 3 на сумму 159 178, 60 руб.), уплата страховых взносов с выплаченной Буглеевой А.М. заработной платы работодателем осуществлена в полном объеме.
Учреждение, в нарушение требований ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ, не представило достаточных доказательств, свидетельствующих о создании Обществом искусственной ситуации, направленной на необоснованное начисление и выплату заработка директору Буглеевой А.М перед наступлением страхового случая с целью возмещения пособия по беременности и родам за счет средств ФСС РФ в завышенном размере, что могло быть расценено судом как злоупотребление своим правом со стороны страхователя.
При изложенных обстоятельствах суд обоснованно указал, что у ГУ - Белгородское региональное отделение ФСС РФ отсутствовали законные основания для отказа в принятии к возмещению расходов ООО "ФОРУМ 31" в сумме 139 344, 36 руб. и, соответственно, отказа в перечислении средств на выплату пособия по беременности и родам в оспариваемом размере.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, т.к. направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств, что к полномочиям суда кассационной инстанции по правилам гл. 35 АПК РФ не относится.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 04.04.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2011 по делу N А08-697/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного учреждения - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании ст. 14 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ пособие по беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка застрахованной женщины, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам (расчетный период). Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам определяется путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата. Размер дневного пособия по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованной женщины на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку. Размер пособия по беременности и родам определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.
Аналогичные нормы закреплены также в Положении об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375.
В п. 1 ст. 11 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ установлено, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100% среднего заработка. Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что размер пособия по беременности и родам не может превышать максимальный размер пособия по беременности и родам, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 27 октября 2011 г. N Ф10-3757/11 по делу N А08-697/2011