Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2011 года
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего
Ермакова М.Н.
судей:
Шелудяева В.Н.
Степиной Л.В.
при участии в заседании:
от АКБ "Тамбовкредитпромбанк" (ОАО)
392000, г. Тамбов, ул. Советская, 118
ОГРН 2086800013001
Елисеевой Г.И. - представителя
(дов. от 10.05.11 г. б/н),
от Инспекции ФНС России по г. Тамбову
392020, г. Тамбов, ул. Пролетарская, 252/2
не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г. Тамбову на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.04.11 г. (судья Л.И. Пряхина) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.11 г. (судьи Н.А. Ольшанская, М.Б. Осипова, Т.Л. Михайлова) по делу N А64-317/2011,
УСТАНОВИЛ
Акционерный коммерческий банк "Тамбовкредитпромбанк" (открытое акционерное общество) (далее - Банк) обратился в суд с заявлением к ИФНС России по г. Тамбову (далее - налоговый орган) о признании недействительными решений от 20.12.10 г. N 15-48/3103, 1548/3169, 15-48/3170, 15-48/3171, 15-48/3172, 15-48/3174, 15-48/3175, 15-48/3176, 15-48/3177, 15-48/3178, 15-48/3179, 15-48/3242, 15-48/3243, 15-48/3244, 1548/3245, 15-48/3246, 15-48/3247, 15-48/3248, 15-48/3252, 15-48/3254, 15-48/3255, 15-48/3256, 15-48/3257, 15-48/3258, 15-48/3259 в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 135.1 НК РФ, в виде штрафа на общую сумму 475000 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 25.04.11 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме. С налогового органа в пользу Банка взыскано 100000 руб. судебных расходов в виде уплаченной государственной пошлины.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.11 г. решение суда изменено в части распределения судебных расходов. С налогового органа в пользу Банка взыскано 52000 руб. судебных расходов по уплаченной государственной пошлине., излишне уплаченная пошлина в размере 48000 рублей возвращена Банку из федерального бюджета. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятые судебные акты в части признания недействительными решений от 20.12.10 г. N 15-48/3103, 1548/3169, 15-48/3170, 15-48/3171, 15-48/3172, 15-48/3174, 15-48/3175, 15-48/3176, 15-48/3177, 15-48/3178, 15-48/3179, 15-48/3242, 15-48/3243, 15-48/3244, 1548/3245, 15-48/3246, 15-48/3247, 15-48/3248, 15-48/3252, 15-48/3254, 15-48/3255, 15-48/3256, 15-48/3257, 15-48/3258, 15-48/3259 в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 135.1 НК РФ, в виде штрафа на общую сумму 475000 руб.
Банк в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав представителя Банка, просившего оставить жалобу без удовлетворения, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции полагает, что решение и постановление судов следует оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, налоговым органом в порядке п. 3 ст. 76 НК РФ были приняты и направлены в адрес Банка решения о приостановлении операций по счетам отдельных налогоплательщиков.
В связи с обнаружением фактов, свидетельствующих о совершении Банком налоговых правонарушений, налоговым органом составлены акты и вынесены решения от 20.12.10 г. N 15-48/3103, 1548/3169, 15-48/3170, 15-48/3171, 15-48/3172, 15-48/3174, 15-48/3175, 15-48/3176, 15-48/3177, 15-48/3178, 15-48/3179, 15-48/3242, 15-48/3243, 15-48/3244, 1548/3245, 15-48/3246, 15-48/3247, 15-48/3248, 15-48/3252, 15-48/3254, 15-48/3255, 15-48/3256, 15-48/3257, 15-48/3258, 15-48/3259, в соответствии с которыми Банк привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 135.1 НК РФ в виде штрафа на общую сумму 500000 руб. (20000 руб. по каждому решению).
Решением Управления ФНС по Тамбовской области от 28.01.11 г. N 11-09/11 вышеуказанные решения налогового органа оставлены без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Банка с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно ст. 135.1 НК РФ несообщение Банком налоговому органу сведений об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с пунктом 5 статьи 76 НК РФ, а также представление справок с нарушением срока или справок, содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.
02.09.10 г. вступил в силу Федеральный закон от 27.07.10 г. N 229-ФЗ "О внесении изменений в частью первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования", в соответствии с которым п. 5 ст. 76 НК РФ изложен в следующей редакции: банк обязан сообщить в налоговый орган в электронном виде сведения об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке. Форматы сообщения банком сведений об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банке, а также порядок направления банком указанного сообщения в электронном виде утверждаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Вместе с тем в момент совершения Банком правонарушений и до настоящего времени Банком России форматы сообщения сведений об остатках денежных средств на счетах налогоплательщиков и порядок направления банком указанных сообщений в электронном виде не утверждены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, получив решения о приостановлении операций по счетам, Банк сообщил налоговому органу, что решения о приостановлении операций по счетам приняты к исполнению. Доказательств направления в налоговый орган сведений об остатках денежных средств на счетах налогоплательщиков, в отношении которых приняты решения о приостановлении операций по счетам, Банк не представил.
В соответствии с п. 14 ст. 10 Федерального закона от 27.07.10 г. N 229-ФЗ нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые до вступления в силу указанного Федерального закона, действуют впредь до признания их утратившими силу или принятия соответствующих нормативных правовых актов уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Следовательно, до утверждения Банком России форматов сообщения сведений и порядка, предусмотренных п. 5 ст. 76 НК РФ, банки должны сообщать в налоговые органы об остатках денежных средств налогоплательщиков-организаций на счетах в банке, операции по которым приостановлены, на бумажном носителе, в соответствии с Приказом ФНС России от 30.03.2007 N ММ-3-06/178@, зарегистрированным в Минюсте РФ 23.04.2007 N 9318 и опубликованным в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 23 от 04.06.2007.
Указанным Приказом банкам рекомендовано при выполнении ими обязанностей, предусмотренных п. 5 ст. 76 НК РФ, сообщать в налоговые органы об остатках денежных средств налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) на счетах в банке по форме, согласно приложению 3 к приказу. Согласно п. 7 Приказа справки (выписки) подписываются представителем банка, заверяются печатью банка и вручаются должностному лицу налогового органа, либо направляются в адрес налогового органа заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Как следует из материалов дела, в налоговом органе имеются только сведения о принятии к исполнению решений о приостановлении операций по счетам. Сведения об остатках средств на счете (нулевые) были представлены Банком только с возражениями на акты проверок.
Таким образом, в силу того, что Банк имел обоснованные сомнения относительно способа исполнения в ноябре 2010 года возложенной на него обязанности, порядок исполнения которой изменился с сентября 2010 года, суд правомерно рассмотрел данное обстоятельство в качестве смягчающего ответственность.
В силу п. 4 ст. 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном ст. 114 НК РФ.
Пунктом 3 ст. 114 НК РФ предусмотрено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер санкции подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей гл. 16 НК РФ.
Анализ и оценка представленных доказательств по делу позволили суду сделать правомерный вывод о том, что налоговым органом при наложении санкции необоснованно не были учтены обстоятельства, что Банк впервые привлекается к налоговой ответственности за совершение вменяемого налогового правонарушения, каких-либо возражений по указанному обстоятельству налоговым органом не представлено; названное правонарушение не повлекло какого-либо ущерба бюджету, что подтверждается представленными в материалы дела письмами Банка, которые, как ссылается налоговый орган, были представлены ему с возражениями к актам 06.12.2010 и согласно которых остаток денежных средств на счетах по всем спорным налогоплательщикам-организациям составляет 0 руб.; действовавшая неопределенность относительно порядка исполнения Банком обязанности, предусмотренной п. 5 ст. 76 НК РФ.
На основании изложенного, суд обоснованно счел неправомерным привлечение Банка к ответственности по оспариваемым решениям за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ, в виде штрафа по 20000 руб. за каждое из двадцати пяти правонарушений на общую сумму 500000 руб., снизив размер санкций по ст. 135.1 НК РФ в 20 раз - по 1000 руб. за каждое нарушение.
Доводы кассационной жалобы являлись обоснованием позиции налогового органа по делу, они не опровергают выводов судов, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора, что выходит за пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения и постановления судов в обжалуемой части по изложенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25 апреля 2011 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 июня 2011 года по делу N А64-317/2011 в обжалуемой части оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г. Тамбову - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
М.Н. Ермаков |
Судьи |
В.Н. Шелудяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3 ст. 114 НК РФ предусмотрено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер санкции подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей гл. 16 НК РФ.
Анализ и оценка представленных доказательств по делу позволили суду сделать правомерный вывод о том, что налоговым органом при наложении санкции необоснованно не были учтены обстоятельства, что Банк впервые привлекается к налоговой ответственности за совершение вменяемого налогового правонарушения, каких-либо возражений по указанному обстоятельству налоговым органом не представлено; названное правонарушение не повлекло какого-либо ущерба бюджету, что подтверждается представленными в материалы дела письмами Банка, которые, как ссылается налоговый орган, были представлены ему с возражениями к актам 06.12.2010 и согласно которых остаток денежных средств на счетах по всем спорным налогоплательщикам-организациям составляет 0 руб.; действовавшая неопределенность относительно порядка исполнения Банком обязанности, предусмотренной п. 5 ст. 76 НК РФ.
На основании изложенного, суд обоснованно счел неправомерным привлечение Банка к ответственности по оспариваемым решениям за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ, в виде штрафа по 20000 руб. за каждое из двадцати пяти правонарушений на общую сумму 500000 руб., снизив размер санкций по ст. 135.1 НК РФ в 20 раз - по 1000 руб. за каждое нарушение."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 31 октября 2011 г. N Ф10-3875/11 по делу N А64-317/2011