Резолютивная часть постановления объявлена 3 ноября 2011 года
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего
Ермакова М.Н.
судей:
Егорова Е.И.,
Леоновой Л.В.
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Бугоренко Е.Ф. Брянская область, п. Любохна, ул. М/Свердловская, 9 ОГРН 307463230400151 - не явились, извещены надлежаще,
от ИФНС России по г. Курску 305000, г. Курск, ул. М.Горького, 37а ОГРН 1044637043692 Ивановой Ж.В. - представителя (дов. от 11.01.11 г. б/н),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г. Курску на решение Арбитражного суда Курской области от 12.04.11 г. (судья Д.В. Лымарь) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.11 г. (судьи Т.Л. Михайлова, А.И. Протасов, Н.А. Ольшанская) по делу N А35-8901/2010,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Бугоренко Евгения Фроловна (далее - Предприниматель) обратилась в суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по г. Курску (далее - налоговый орган) от 23.04.10 г. N 17-12/64.
Решением Арбитражного суда Курской области от 12.04.11 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.11 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела.
Предприниматель в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав представителя налогового органа, поддержавшего доводы жалобы,, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции полагает, что решение и постановление судов следует оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка Предпринимателя по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах.
По результатам проверки составлен акт от 26.03.10 г. N 17-12/33 и принято решение от 23.04.10 г. N 17-12/64 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в общей сумме 913952,31 руб.
Указанным решением налогоплательщику также предложено уплатить доначисленные налоги и начисленные пени.
Решением Управления ФНС РФ по Курской области от 18.06.10 г. N 331 решение налогового органа оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Предприниматель, полагая, что решение налогового органа от 23.04.10 г. N 17-12/64 нарушает ее права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Пунктом 3 ст. 83 НК РФ установлено, что постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 08.08.01 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
Согласно п. 4 ст. 22.2 Закона N 129-ФЗ, в случае внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе в связи с переменой им места жительства регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя.
Пунктом 4 ст. 84 НК РФ установлено, что, если налогоплательщик изменил место нахождения или место жительства, снятие с учета налогоплательщика - индивидуального предпринимателя осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту нахождения или новому месту жительства осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения или прежнему месту жительства налогоплательщика.
Снятие с учета физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, согласно пункту 3.8.1.1 приказа Министерства по налогам и сборам от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц", осуществляется налоговым органом по прежнему месту его жительства на основании выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, содержащей сведения об изменении места жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записей в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей с последующим уведомлением индивидуального предпринимателя по форме N 09-2-5. Датой снятия с учета физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, является дата внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об изменении его места жительства.
Налоговый орган по прежнему месту жительства индивидуального предпринимателя направляет сведения о снятии физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, и выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по каналам связи в налоговый орган по новому месту жительства не позднее рабочего дня, следующего за днем снятия с учета.
Учетное дело физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, пересылается в налоговый орган по новому месту его жительства в течение трех рабочих дней со дня снятия с учета в налоговом органе по прежнему месту жительства.
Постановка на учет физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, в налоговом органе по новому месту жительства, внесение сведений в Единый государственный реестр налогоплательщиков, выдача (направление по почте с уведомлением о вручении) Свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации по форме N 09-2-2 и Уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства по форме N 09-2-3 осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем получения выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей из налогового органа по прежнему месту жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя. Датой постановки на учет физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, является дата внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об изменении места жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 3.8.1.3 приказа Министерства по налогам и сборам от 03.03.04 г. N БГ-3-09/178).
Доводы кассационной жалобы налогового органа указывают на законность его действий по снятию Предпринимателя с налогового учета. Между тем, оспариваемый ненормативный правовой акт был оспорен Предпринимателем, помимо иных оснований, и по основанию отсутствия у налогового органа полномочий на проведение выездной налоговой проверки.
Статьей 87 НК РФ должностным лицам налоговых органов предоставлено право проведения налоговых проверок (выездных и камеральных) в качестве одной из форм налогового контроля.
На основании п. 2 ст. 89 НК РФ решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Налоговый кодекс не предоставляет компетенции по проведению выездной налоговой проверки иному налоговому органу, в том числе тому, в котором налогоплательщик состоял на учете ранее.
Пунктом 14 ст. 101 НК РФ установлено, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно регистрационному штампу отдела управления Федеральной регистрационной службы по Курской области в Железнодорожном административном округе г. Курска в паспорте Бугоренко Е.Ф., 16.12.09 г. последняя была снята с регистрационного учета по указанному месту регистрации.
18.12.09 г. в паспорт Предпринимателя внесена запись о новом месте регистрации: Курская обл., Курский р-н, п. Искра, ул. Школьная, д. 36, кв. 1.
С 08.02.10 г. Бугоренко Е.Ф. была зарегистрирована по адресу: Брянская область, Дятьковский район, поселок городского типа Любохна, ул. Малая Свердловская, д. 9, что подтверждается как регистрационным штампом в паспорте, так и выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении Бугоренко Е.Ф. от 12.08.10 г.
Заявление Предпринимателя о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по форме N Р24001, в частности, об изменении места жительства физического лица, то есть о том, что предприниматель Бугоренко Е.Ф. с 16.12.09 г. была снята с регистрационного учета по адресу: г. Курск, 5-й Щигровский п-к, д. 12, и с 18.12.09 г. зарегистрирована по адресу: Курская область, Курский район, п. Искра, ул. Школьная, д. 36, кв. 1, поступило в налоговый орган 24.12.09 г.
Вместе с тем, решением заместителя начальника Инспекции от 28.12.09 г. N 1712/670/241 была назначена выездная налоговая проверка Предпринимателя. Данное решение, как это следует из отметки в нем, было вручено Савченко А.А., действующему по доверенности от 05.11.07 г., в то же время, в материалы рассматриваемого дела налоговым органом доверенность, предоставляющая Савченко А.А. полномочия действовать от имени Предпринимателя в отношениях с налоговым органом, не представлена.
Таким образом, поскольку налоговый орган был уведомлен об изменении места жительства Предпринимателя 24.12.09 г., суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у налогового органа правовых оснований для принятия решения о проведении выездной налоговой проверки, и, как следствие, для проведения в рамках выездной налоговой проверки мероприятий налогового контроля в отношении Предпринимателя.
Доводы кассационной жалобы являлись обоснованием позиции налогового органа по делу, они не опровергают выводов судов, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора, что выходит за пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения и постановления судов по изложенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 12 апреля 2011 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 июля 2011 года по делу N А35-8901/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г. Курску - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
М.Н. Ермаков |
Судьи |
Е.И. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании п. 2 ст. 89 НК РФ решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Налоговый кодекс не предоставляет компетенции по проведению выездной налоговой проверки иному налоговому органу, в том числе тому, в котором налогоплательщик состоял на учете ранее.
Пунктом 14 ст. 101 НК РФ установлено, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
...
Заявление Предпринимателя о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по форме N Р24001, в частности, об изменении места жительства физического лица, то есть о том, что предприниматель Бугоренко Е.Ф. с 16.12.09 г. была снята с регистрационного учета по адресу: г. Курск, 5-й Щигровский п-к, д. 12, и с 18.12.09 г. зарегистрирована по адресу: Курская область, Курский район, п. Искра, ... , кв. 1, поступило в налоговый орган 24.12.09 г."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 7 ноября 2011 г. N Ф10-3966/11 по делу N А35-8901/2010