г.Калуга |
|
19 июня 2014 г. |
Дело N А48-4312/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.06.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.06.2014.
Постановлением Верховного Суда РФ от 16 сентября 2014 г. N 310-АД14-225 настоящее постановление оставлено без изменения
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Ключниковой Н.В. |
|
Шелудяева В.Н. |
при участии в заседании: |
|
от заявителя - МКУ "Управление коммунальным хозяйством города Орла", г.Орел, ОГРН 1025700833454 |
Дмитриев М.В., дов. от 09.01.2014 N 3; |
от заинтересованного лица - ОГИБДД УМВД России по г. Орлу, г.Орел, ОГРН 1095753002124 |
Лунина О.И., дов. от 10.01.2014; Занин С.С., дов. от 07.02.2014 N 28/1573; |
от третьего лица - Администрации города Орла, г.Орел, ОГРН 1025700831640 |
Ештокина О.А., дов. от 30.12.2013 N 160-д |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу отдела ГИБДД УМВД России по г. Орлу на решение Арбитражного суда Орловской области от 04.02.2014 (судья Жернов А.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2014 (судьи Семенюта Е.А., Донцов П.В., Миронцева Н.Д.) по делу N А48-4312/2013,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение "Управление коммунальным хозяйством г. Орла" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ОГИБДД УМВД России по г. Орлу (далее - Инспекция, административный орган) от 28.11.2013 N 57 ЕА 001667, которым Учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Третьим лицом по делу выступала Администрация города Орла (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 04.02.2014, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2014, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе административный орган просит состоявшиеся судебные решения отменить, в удовлетворении требований Учреждения отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В отзывах на жалобу Учреждение и Администрация просят оставить принятые судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании представители административного органа поддержали доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам, представители Учреждения и Администрации - доводы отзыва на жалобу.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов на жалобу, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных решений.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, муниципальным образованием "Город Орел" было создано Учреждение в целях осуществления управленческих функций в сфере обеспечения функционирования коммунального хозяйства и приватизации муниципального жилищного фонда города Орла.
В соответствии с актом от 21.01.2008 приема - передачи и закрепления муниципального имущества в оперативное управление, УМИЗ Администрации г. Орла передало Учреждению муниципальное имущество, в состав которого вошли установки наружного освещения.
В сфере управления имуществом, переданным в оперативное управление, Учреждение выступает Заказчиком и осуществляет размещение муниципальных заказов по содержанию и ремонту муниципального имущества, в том числе осуществление сметной документации на содержание и ремонт объектов улично-дорожной сети и внутридворовых территорий и проездов к ним (п. 3.2.2 Устава Учреждения с учетом Постановления от 01.07.2013 N 2057).
Согласно п. 3.2.4 Устава Учреждения последнее осуществляет контрольные функции за исполнением муниципального заказа.
01.03.2013 во исполнение постановления Администрации от 24.12.2012 N 4585 Учреждению было дополнительно передано в оперативное управление муниципальное имущество - дорога по ул. Наугорское шоссе.
С целью выполнения своих уставных задач 26.12.2012 Учреждение заключило с ОАО "Орелоблэнерго" муниципальный контракт N 116, согласно п. 2.1 которого основной задачей ОАО "Орелоблэнерго" является поддержание в технически исправном состоянии установок наружного освещения. Срок выполнения работ по контракту установлен с 01.01.2013 по 31.12.2013 (п. 2.5 муниципального контракта).
В ходе осуществления проверки состояния улично-дорожной сети г. Орла, произведенной 07.11.2013, 09.11.2013, 10.11.2013, 11.11.2013 сотрудниками полиции ИДПС ОБДПС выявлены недостатки в содержании дорог, а именно: в районе домов N 5 и N 40 по ул. Наугорское шоссе не работали подряд два светильника наружного освещения над нерегулируемым пешеходным переходом и три светильника наружного освещения.
По данным фактам сотрудниками полиции составлены акты N 542, N535, N 539, N 515, N 474, N 549.
12.11.2013 государственным инспектором дорожного надзора вынесено определение N 570В010108 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.34 КоАП РФ и о проведении административного расследования.
Признав, что в действиях (бездействии) Учреждения содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 12.34 КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом 25.11.2013 в присутствии законного представителя Учреждения составлен протокол N 57 ЕА 001954 об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении государственным инспектором дорожного надзора Отдела ГИБДД УМВД России по г. Орлу 28.11.2013 вынесено постановление N 57 ЕА 001667, которым Учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Полагая, что данное постановление является незаконным, Учреждение обратилось с указанным заявлением в арбитражный суд.
Суд двух инстанций исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно удовлетворил требование заявителя.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
Учреждению вменено нарушение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорожных сооружений - светильников наружного освещения.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу п.12 ст.3 названного Закона содержание автомобильной дороги включает в себя комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, являются элементом обустройства автомобильных дорог и предназначены для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности.
В соответствии с п. 4.6.3 ГОСТа Р 50597-93 "Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221 действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.
Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения", обязанность по содержанию дорог в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принятию мер к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения, возложена на должностных и иных лиц, ответственных за состояние дорог.
В силу части 1 статьи 34 Федерального Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее - Закон N 131-ФЗ) исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 37 названного Закона).
В соответствии с п. 5 ст. 8, п.п.3-5, 20 ст.24 Устава г. Орла дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения г. Орла. Администрация организует дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом Администрация управляет и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности в соответствии с порядком, утвержденным Орловским городским Советом народных депутатов; создает муниципальные предприятия и учреждения, участвует в создании хозяйственных обществ, в том числе муниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения; выступает учредителем муниципальных предприятий и учреждений, утверждает уставы данных организаций.
Как указано выше, для осуществления полномочий в области использования автомобильных дорог органом местного самоуправления г.Орла было создано Казенное учреждение "Управление коммунальным хозяйством г.Орла". С целью выполнения уставных задач Учреждение заключило муниципальный контракт с ОАО "Орелоблэнерго", которое приняло на себя обязательство качественно и в установленные сроки производить работы на установках наружного освещения города Орла в количестве 11389 единицы, в том числе на спорных в настоящем деле установках.
Согласно п. 2.1 контракта основной задачей ОАО "Орелоблэнерго" является поддержание в технически исправном состоянии установок наружного освещения. Приложение N 1 к контракту содержит перечень всех видов работ, подлежащих выполнению. В этот перечень входит и проверка состояния работ светильников, их осмотр, замена и текущий ремонт светильников. Под этот вид работ перечислены и бюджетные средства.
При таких обстоятельствах суды правомерно пришли к выводу о наличии у ОАО "Орелоблэнерго" обязанности по содержанию наружного освещения г. Орла в период выявленного административным органом нарушения (ноябрь 2013). А поэтому Учреждение не является надлежащим субъектом вменяемого Инспекцией административного правонарушения.
Таким образом, суд по праву удовлетворил требование Учреждения, признав незаконным и отменив постановление административного органа.
Оснований для отмены обжалуемых судебных решений не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 04.02.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2014 по делу N А48-4312/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения", обязанность по содержанию дорог в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принятию мер к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения, возложена на должностных и иных лиц, ответственных за состояние дорог.
В силу части 1 статьи 34 Федерального Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее - Закон N 131-ФЗ) исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 37 названного Закона)."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19 июня 2014 г. N Ф10-1768/14 по делу N А48-4312/2013
Хронология рассмотрения дела:
24.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10085/14
19.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1768/14
31.03.2014 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1187/14
04.02.2014 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-4312/13