Резолютивная часть постановления объявлена 02.11.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.11.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Шильненковой М.В.
судей Козелкина И.И. Сладкопевцевой Н.Г.
при участии в заседании:
от истца Корнейкова О.А.-представитель (дов. N 1Д-39 от 12.01.2011),
от ответчика не явился, извещен надлежаще,
от третьих лиц не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Брянские коммунальные системы" на решение Арбитражного суда Брянской области от 11.04.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2011 по делу N А09-7804/2010,
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "Брянские коммунальные системы", г. Брянск, ОГРН 1063250031987, (далее - ОАО "БКС") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к Товариществу собственников жилья "Восточное", г. Брянск, ОГРН 1023201063401, (далее - ТСЖ "Восточное") о взыскании 235330 руб. 39 коп. задолженности за отпущенную во исполнение условий договора теплоснабжения от 04.12.2009 N 022-02201216 тепловую энергию за период с января по июль 2010 года (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Муниципальное образование "Город Брянск" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации и Комитет государственного регулирования тарифов Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 11.04.2011 (судья Прудникова М.С.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2011 (судьи Волкова Ю.А., Заикина Н.В., Мордасов Е.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов арбитражного суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, ОАО "БКС" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене принятых судебных актов.
Представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представители ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Федерального арбитражного суда Центрального округа и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в судебное заседание не явились. Комитетом государственного регулирования тарифов Брянской области заявлено о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя. Дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьих лиц в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее третьего лица - Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, 04.12.2009 между ОАО "БКС" (ресурсоснабжающая организация) и ТСЖ "Восточное" (потребитель) заключен договор теплоснабжения N 022-02201216, согласно условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась подавать в многоквартирные дома, перечисленные в приложениях N 1.1, 6, 7 к договору, согласованное количество тепловой энергии в соответствии с температурным графиком с целью обеспечения жилых объектов тепловой энергией и горячим водоснабжением, а потребитель - оплачивать принятую тепловую энергию по ценам и в порядке, определенным данной сделкой.
В соответствии с приложениями к договору ОАО "БКС" обязалось подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение многоквартирных жилых домов N N 38, 40, 42 в микрорайоне Московском г. Брянска.
В силу п. 4.1 договора расчеты за фактически потребленную тепловую энергию производятся по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов.
В соответствии с п.п. 4.6, 4.7 договора расчеты потребителя за фактически потребленную тепловую энергию производятся на основании направляемых ресурсоснабжающей организацией платежных документов. Размер ежемесячного платежа составляет 1/12 годового потребления. Расчеты производятся путем перечисления денежных средств потребителем на расчетный счет ресурсоснабжающей организации не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным.
Пунктом 7.2 договора стороны согласовали срок его действия: с 01.10.2009 по 01.10.2010 с возможностью пролонгации.
Ссылаясь на то, что отпущенная в спорный период во исполнение условий договора тепловая энергия ТСЖ "Восточное" в полном объеме не оплачена, ОАО "Брянские коммунальные системы" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о несоответствии расчета размера платы за приобретенную товариществом тепловую энергию для нужд горячего водоснабжения требованиям действующего законодательства.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов обоснованными, соответствующими обстоятельствам дела и положениям закона.
Материалы дела свидетельствуют, что рассматриваемый спор возник из правоотношений сторон, сложившихся в рамках исполнения договора теплоснабжения от 04.12.2009 N 022-02201216.
В силу п. 1 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные ст.ст. 539-547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с условиями заключенного сторонами договора от 04.12.2009 ресурсонабжающая организация обязалось подавать товариществу (абоненту) тепловую энергию для целей отопление и горячего водоснабжения в количестве, определенном в гигакалориях. Расчеты за фактически потребленную тепловую энергию производятся по тарифам, установленным органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов.
Из актов о расходе тепловой энергии усматривается, что фактическое количество отпущенной тепловой энергии определялось в гигакалориях на основании показаний двух приборов узла учета тепловой энергии: на отопление и на горячее водоснабжение.
Расчет задолженности произведен истцом, исходя из тарифа 1224 руб. 72 коп. за одну Гкал, утвержденного Комитетом по государственному регулированию тарифов Брянской области от 28.12.2009 N 24/6-т для расчетов бюджетных и иных потребителей за тепловую энергию, вырабатываемую котельными ОАО "БКС".
В силу п.п. 6, 7 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса тариф на горячую воду представляет собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за кубический метр горячей воды.
Пунктами 47, 48 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость кубического метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева кубического метра холодной воды до определенной температуры, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109.
Согласно п. 1 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ они определяют основные принципы и методы регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию и на соответствующие услуги.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", в редакции действующей в спорный период, тарифы на тепловую энергию устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - органы регулирования). Органы местного самоуправления вправе устанавливать тарифы на тепловую энергию, отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования, при условии наделения их такими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.
Следовательно, Закон о тарифах не предусматривает установления тарифов на горячую воду органами регулирования субъектов Российской Федерации.
Тарифы на тепловую энергию используются при установлении органом местного самоуправления тарифа на горячую воду.
Постановлением Комитета по государственному регулированию тарифов Брянской области от 28.12.2009 N 24/6-т установлен тариф на тепловую энергию в размере 1224 руб. 72 коп. за 1 Гкал, действующий с января 2010 года.
Арбитражный суд обоснованно указал, что упомянутый тариф на тепловую энергию подлежит применению при установлении тарифа на горячую воду и не может быть применен при расчетах с предприятием за потребленную горячую воду.
В соответствии с п. 3 ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, определено, что в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Поскольку указанными Правилами N 307 определено, что исполнитель коммунальных услуг, к которому относится в данном случае ТСЖ "Восточное", приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию и горячую воду для оказания услуг гражданам, это является основанием для применения при расчетах между сторонами за горячее водоснабжение ставки тарифа, используемой при расчете размера платы за данный коммунальный ресурс гражданами.
Таким образом, применение истцом при расчете задолженности товарищества за потребленную горячую воду тарифа, установленного на тепловую энергию в рублях за гигакалорию, противоречит вышеназванным нормативным актам.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 15.02.2011 N 12845/10.
В связи с изложенным, довод заявителя кассационной жалобы о правомерности представленного истцом расчета с применением тарифа, установленного на тепловую энергию в рублях за 1 Гкал, не соответствует положениям действующего законодательства.
Факт подачи тепловой энергии в жилые дома N 38, 40, 42 в микрорайоне Московском, находящиеся в управлении ТСЖ "Восточное", ответчиком не оспаривается; указанные объекты оснащены общедомовыми приборами учета.
Порядок платы за горячее водоснабжение при наличии (отсутствии) приборов учета с применением тарифа за 1 куб. м. определен Правилами N 307.
Судом установлено, что постановлением Брянской городской администрации N 2717-п от 30.12.2009 с января 2010 года установлен тариф на услуги горячего водоснабжения, оказываемые ОАО "Брянские коммунальные системы" для населения г. Брянска, в размере 66,62 руб. за 1 куб. м.
Согласно двухсторонним актам снятия показаний приборов учета за период с января по июль 2010 года расход на горячее водоснабжение жилых домов N N 38, 40, 42 в микрорайоне Московском составил 8345 куб. м. Таким образом, стоимость потребленного энергоресурса для целей горячего водоснабжения составила 555943 руб. 90 коп.
Общая стоимость потребленной ответчиком тепловой энергии за спорный период составила 2812078 руб. 57 коп., из них 2163852 руб. 44 коп. - отопление; 555943 руб. 90 коп. - горячее водоснабжения по показаниям приборов учета; 92282 руб. 23 коп. - горячее водоснабжение в период отсутствия приборов учета. Оказанные услуги оплачены ТСЖ "Восточное" в размере 2967245 руб. 85 коп.
С учетом изложенного, арбитражный суд, проверив представленный истцом расчет суммы задолженности на предмет его соответствия положениям действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу об отсутствии у ответчика задолженности перед ОАО "БКС", отказав в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на постановление Комитета государственного регулирования Брянской области от 28.12.2009 N 24/6, которым для ОАО "БКС" установлен единый тариф на тепловую энергию вне зависимости от того, оказаны эти услуги для целей отопления или горячего водоснабжения, отклоняется судом кассационной инстанции, как основанный на неверном толковании закона, поскольку в силу вышеприведенных правовых норм названный тариф подлежит применению при установлении тарифа на горячую воды и не может быть применен при расчетах за потребленную горячую воду с ответчиком.
Довод заявителя о том, что п. 1.2 договора стороны согласовали условие о количестве тепловой энергии при планируемом годовом потреблении в Гкал/год, является несостоятельным, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ, п. 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам N 307 и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, которыми предусмотрен порядок расчета за горячее водоснабжение между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг с применением тарифа, установленного для населения.
При этом указание в акте допуска в эксплуатацию узла учета потребителя показаний прибора учета ГВС в Гкал не свидетельствует о невозможности расчета размера платы за горячее водоснабжение с учетом объема коммунального ресурса по показанию прибора в кубических метрах.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения арбитражного суда и им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Переоценка обстоятельств, установленных арбитражным судом, не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Брянской области от 11.04.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2011 по делу N А09-7804/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
М.В.Шильненкова |
Судьи |
И.И.Козелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку указанными Правилами N 307 определено, что исполнитель коммунальных услуг, к которому относится в данном случае ТСЖ "Восточное", приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию и горячую воду для оказания услуг гражданам, это является основанием для применения при расчетах между сторонами за горячее водоснабжение ставки тарифа, используемой при расчете размера платы за данный коммунальный ресурс гражданами.
Таким образом, применение истцом при расчете задолженности товарищества за потребленную горячую воду тарифа, установленного на тепловую энергию в рублях за гигакалорию, противоречит вышеназванным нормативным актам.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 15.02.2011 N 12845/10.
...
Порядок платы за горячее водоснабжение при наличии (отсутствии) приборов учета с применением тарифа за 1 куб. м. определен Правилами N 307.
Судом установлено, что постановлением Брянской городской администрации N 2717-п от 30.12.2009 с января 2010 года установлен тариф на услуги горячего водоснабжения, оказываемые ОАО "Брянские коммунальные системы" для населения г. Брянска, в размере 66,62 руб. за 1 куб. м.
...
Довод заявителя о том, что п. 1.2 договора стороны согласовали условие о количестве тепловой энергии при планируемом годовом потреблении в Гкал/год, является несостоятельным, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ, п. 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам N 307 и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, которыми предусмотрен порядок расчета за горячее водоснабжение между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг с применением тарифа, установленного для населения."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10 ноября 2011 г. N Ф10-4028/11 по делу N А09-7804/2010