г.Калуга |
|
3 декабря 2014 г. |
Дело N А14-12678/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.11.2014.
Полный текст постановления изготовлен 03.12.2014.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей |
Николаевой Н.Н. |
|
Степиной Л.В. |
При участии в заседании: |
|
от закрытого акционерного общества "Альянс-С" (ул. Куцыгина, д. 17, г. Воронеж, 394018, ИНН 3664035126, ОГРН 1033600051935) |
- Дёшина А.П. - представитель (доверенность б/н от 11.11.2013, сроком на три года); |
от администрации городского округа город Воронеж (ул. Плехановская, д. 10, г.Воронеж, 394018, ИНН 3650002882, ОГРН 1023601575733)
от Управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж (ул. Кольцовская, д. 45, г. Воронеж, 394006, ИНН 3664122499, ОГРН 1123668051418)
от Прокуратуры Воронежской области (пер. Красноармейский, д. 12Б, г. Воронеж, 396000) |
- Солтанова М.Ш. - представитель (доверенность N 1685 от 26.12.2013, сроком до 31.12.2014);
- Лютиковой Е.А. - представитель (доверенность N 4 от 14.01.2014, сроком до 31.12.2014);
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Альянс-С" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.03.2014 (судья Пименова Т.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2014 (судьи Семенюта Е.А., Донцов П.В., Протасов А.И.) по делу N А14-12678/2013,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Альянс-С" (далее - ЗАО "Альянс-С", Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению главного архитектора городского округа администрации городского округа город Воронеж (далее - УГА) и администрации городского округа город Воронеж (далее - Администрация) о признании недействительным градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 36:34:0402005:141, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Куцыгина, 17, в части установления максимального процента застройки земельного участка и предельного количества этажей возводимых зданий, строений, сооружений, а также в части установления места допустимого размещения зданий, строений, сооружений с отступом на 6,0 м от всех границ земельного участка.
Для устранения нарушенного права заявитель просил суд принять решение об обязании уполномоченного органа внести изменения в градостроительный план и утвердить его новую редакцию.
Решением арбитражного суда от 06.03.2014 заявленные требования удовлетворены частично. Градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 36:34:0402005:141 в части установления места допустимого размещения зданий, строений, сооружений с отступом на 6,0 м от всех границ земельного участка признан недействительным. Для восстановления нарушенного права заявителя суд обязал УГА в месячный срок внести в градостроительный план земельного участка изменения в части установления места допустимого размещения зданий, строений, сооружений с отступом от границ земельного участка (стр. 1 чертеж градостроительного плана) и Администрацию в десятидневный срок с момента внесения в него изменений утвердить новую редакцию градостроительного плана.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2014 указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, ЗАО "Альянс-С" просит отменить решение и постановление в обжалуемой части и принять в этой части новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Альянс-С" принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 3594 кв. м, расположенный по адресу г. Воронеж ул. Куцыгина, 17, с кадастровым номером 36:34:0402005:141.
На данном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
В связи с намерением провести реконструкцию находящихся на данном земельном участке нежилых зданий и в целях застройки, ЗАО "Альянс-С" обратилось в УГА с заявлением о подготовке и выдаче ему градостроительного плана указанного земельного участка.
Управлением главного архитектора городского округа администрации городского округа г. Воронеж 12.08.2013 был подготовлен градостроительный план за N RU 36302000-0000000000003497 указанного земельного участка, который был утвержден приказом заместителя главы Администрации по градостроительству от 14.08.2013 N 651.
Градостроительный план, по мнению заявителя, содержал неправомерные ограничения в использовании принадлежащего обществу земельного участка - по предельному количеству этажей и максимальному проценту застройки; по обязательному отступу от границ земельного участка на 6,0 метров.
Общество 16.09.2013 обратилось за разъяснениями и нормативным обоснованием указанных ограничений в уполномоченный орган.
Управлением главного архитектора письмом 15.10.2013 N 08/4-02/3-6423 обществу были даны разъяснения о том, что ограничение по предельному количеству этажей обусловлено наличием в границах квартала, ограниченного улицами Кирова-Куцыгина-Станкевича и пер. Красноармейским, режимного объекта по пер. Красноармейский 12б.
Кроме того, Управлением главного архитектора было указано на наличие письма Департамента градостроительства и архитектуры Воронежской области от 11.03.2011 N 1559/УГА, которым на спорной территории установлено ограничение по этажности возводимых зданий, строений и сооружений.
Отступ от границ земельного участка, в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, обусловлен, по мнению УГА, необходимостью соблюдения минимального противопожарного разрыва - 6,0 м в соответствии с требованиями "СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решением".
Посчитав указанные ограничения в использовании земельного участка незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
По результатам рассмотрения заявленных требований арбитражным судом признан недействительным градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 36:34:0402005:141 в части установления места допустимого размещения зданий, строений, сооружений с отступом на 6 метров от границ земельного участка по всему периметру.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 31.07.2014 по настоящему делу решение суда первой инстанции в этой части оставлено без изменения и в порядке кассационного производства не обжалуется.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований ЗАО "Альянс-С" о признании недействительным градостроительного плана земельного участка от 12.08.2013 N RU 36302000-0000000000003497 в части ограничения предельного количества этажей зданий, строений и сооружений, возводимых на земельном участке с кадастровым номером 36:34:0402005:141, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
По смыслу статей 41 - 46 ГрК РФ градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
Правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков определяется градостроительным регламентом (с. 36 ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Согласно части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
Как следует из материалов дела, Правилами землепользования и застройки городского округа г. Воронеж, утвержденными решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 N 384-II (далее - Правила N 384-II), спорный земельный участок расположен в территориальной зоне О1 "Многофункциональный общегородской центр".
Указанная зона в соответствии с названными Правилами выделена для обеспечения условий использования и строительства недвижимости на территориях размещения центральных функций, где сочетаются административные, общественные и иные учреждения преимущественно федерального, регионального и общегородского значения, коммерческие учреждения, офисы, жилье, а также здания многофункционального назначения.
К застройке в данной зоне предъявляются дополнительные требования и ограничения по условиям охраны объектов культурного наследия. Виды использования памятников истории и культуры, а также параметры и характеристики их изменений определяются в индивидуальном порядке уполномоченными органами в соответствии с законодательством об объектах культурного наследия.
В соответствии с Картой зон с особыми условиями использования территории, спорный земельный участок расположен в границах исторической территории г. Воронежа, в пределах которой расположены помимо объектов историко-культурного наследия и зон их охраны, иные историко-культурные ценности, созданные в прошлом и представляющие эстетическую, социально-культурную, историческую, архитектурную, градостроительную или иную ценность, приобретенную в процессе исторического развития, имеющую особый режим регулирования градостроительной деятельности. Отсутствие объектов культурного наследия в названной зоне само по себе не свидетельствует о том, что спорный участок не находится в зоне исторической застройки.
При этом Правилами N 384-II установлены параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в том числе в части охраны культурного наследия и архитектурно-строительных требований.
Согласно установленным архитектурно-строительным требованиям интенсивность использования территории устанавливается по заданию на проектирование и в соответствии с таблицей 9 регионального норматива градостроительного проектирования N 9-п, утвержденного Приказом Управления архитектуры и градостроительства Воронежской обл. от 17.04.2008 N 9-п (ред. от 13.09.2012).
Установленное таблицей 9 регионального норматива градостроительного проектирования соотношение показателей плотности застройки, процента застроенности территории и средней (расчетной) этажности применяется как для жилой застройки, так и для застройки общественно-деловых зон.
В соответствии с указанной таблицей Управлением главного архитектора администрации городского округа города Воронежа при разработке градостроительного плана определено предельное количество этажей:
- пять (5) при максимальном проценте застройки 40%;
- три (3) этажа при максимальном проценте застройки 50% или предельную высоту зданий, строений, сооружений определить в соответствии с действующими градостроительными и техническими регламентами
В соответствии с частью 14 статьи 21 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж в границах исторической территории города возможно проведение реконструкции в соответствии с приведенной таблицей и региональным нормативом градостроительного проектирования "Планировка жилых, общественно-деловых и рекреационных зон населенных пунктов Воронежской области", утвержденным Приказом Управления архитектуры и градостроительства Воронежской области от 17.04.2008 N 9-П.
В соответствии с пунктом 2.2.2.14 регионального норматива градостроительного проектирования, регламентирующего условия реконструкции в центральных исторически сложившихся районах города, реконструкция кварталов рядовой жилой застройки различных или одного периода строительства, образующих ценную городскую среду, осуществляется выборочно или комплексно с учетом создания градоформирующих комплексов при условии сохранения размеров кварталов, этажности застройки, общего архитектурного контекста.
На основании пункта 2.2.3.3. вышеназванного Приказа интенсивность использования территории характеризуется плотностью застройки и процентом застроенности территории.
Плотность застройки и процент застроенности территорий необходимо принимать в соответствии с градостроительным регламентом (пункт 2.2.2.6 настоящего норматива), учитывая градостроительную ценность территории, состояние окружающей среды, другие особенности градостроительных условий.
Учитывая характеристики территориальной зоны, в которой расположен земельный участок с кадастровым номером 36:34:0402005:141, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что подготовка и утверждение спорного градостроительного плана земельного участка осуществлены с учетом требований вышеназванных норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения.
Выводы суда в этой части основаны на имеющихся в деле доказательствах, а поэтому не подлежат переоценке в порядке кассационного производства по делу.
С учетом изложенного, арбитражный суд пришел к правильному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения требования заявителя в части признания недействительным градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 36:34:0402005:141, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Куцыгина, 17, по установлению максимального процента застройки земельного участка и предельного количества этажей зданий, строений, сооружений.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.03.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2014 по делу N А14-12678/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Альянс-С" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного суда Российской Федерации в течение двух месяцев.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Согласно части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 3 декабря 2014 г. N Ф10-3991/14 по делу N А14-12678/2013