Резолютивная часть постановления объявлена 08.11.2011 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Шелудяева В.Н.
Судей Ключниковой Н.В., Степиной Л.В.
При участии в заседании:
от ООО "Юпитер 9" (ОГРН 1034637004181; 305007, г. Курск, ул. Моковская, д. 11 "А") Кириченко В.А. - представителя (доверен. от 01.11.2011 г., пост.),
от Комитета по управлению имуществом Курской области (305002, г. Курск, Красная площадь, Дом Советов) Овчинникова К.Н. - представителя (доверен. от 01.01.2011 г., N 04.1 пр-01-20/03, пост.),
от третьего лица:
от Комитета архитектуры и градостроительства г. Курска (305000, г. Курск, ул. Ленина, д. 69) не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом Курской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2011 г. (судьи Семенюта Е.А., Протасов А.И., Миронцева Н.Д.) по делу N 35-8757/2010,
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Юпитер 9" (далее - ООО "Юпитер 9", общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным решения Комитета по управлению имуществом Курской области от 05.08.2010 г. N 01-18/1341 в части установления пунктом 3 и приложением к решению расчета выкупной цены земельного участка площадью 8 978 кв. м. с кадастровым номером 46:29:103007:89, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Моковская, д. 11 "А", в размере 6 798 309 руб. 94 коп.
Также заявитель просил суд принять решение об обязании Комитета по управлению имуществом Курской области устранить нарушение законных прав и интересов заявителя путем установления выкупной цены указанного земельного участка в размере 2 298 368 руб. из расчета ставки земельного налога - 51 руб. 20 коп.
Решением арбитражного суда от 27.01.2011 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2011 г. указанный судебный акт отменен, заявленные требования общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Комитет по управлению имуществом Курской области просит отменить постановление суда апелляционной инстанции от 19.07.2011 г. по настоящему делу, в связи с его несоответствием нормам материального и процессуального права, оставив в силе решение Арбитражного суда Курской области от 27.01.2011 г..
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ООО "Юпитер 9" (ОГРН 1034637004181), расположенное по адресу: г. Курск, ул. Моковская, д. 11 "А", осуществляет следующие виды деятельности: торгово-закупочную; оказание сервисных услуг по техническому обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники; маркетинг и услуги по реализации продукции, товаров собственного и несобственного производства; предоставление информационных услуг; создание парка автомобилей для оказания транспортных услуг; организация грузовых перевозок, в том числе междугородних и международных; рекламные услуги, включая рекламу зарубежных фирм.
На праве собственности обществу принадлежат следующие объекты недвижимости: нежилое одноэтажное здание литер Б8 площадью 486,9 кв. м.; нежилое одноэтажное здание литер Б9 площадью 518,6 кв. м.; нежилое двухэтажное здание литер В7 площадью 785 кв. м. (свидетельства о государственной регистрации права: от 18.08.2008 г. серия 46-АД N 086024, серия 46-АД N 086026, серия 46-АД N 086027); нежилое здание литер Г6 площадью 4345 кв. м. (свидетельство о государственной регистрации права от 11.09.2008 г. серия 46-АД N 085993), расположенные по адресу: г. Курск, ул. Моковская, д. 11 "А".
Для размещения и эксплуатации указанных зданий, строений и сооружений был сформирован земельный участок площадью 8 978 кв. м. путем раздела на основании решения Комитета по управлению имуществом Курской области от 26.05.2010 г. N 01-18/850 земельного участка площадью 9 761 кв. м. с кадастровым номером 46:29:103007:39, находящегося в аренде у граждан Сапожкова Б.М. и Сапожковой М.Б. - учредители ООО "Юпитер 9".
21.04.2010 г. Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Курской области (территориальным отделом по г. Курску) земельный участок площадью 8 978 кв. м., расположенный по адресу: г. Курск, ул. Моковская, 11 "А", поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 46:29:103007:89.
При этом в сведениях государственного кадастра недвижимости вид разрешенного использования указан - для производственно-хозяйственной деятельности.
27.04.2010 г. ООО "Юпитер 9" заключило с "Джон Дир Агрикалчерэл Холдингз, Инк." дилерское соглашение о продаже и сервисном обслуживании на территории Курской области следующих товаров "John Deere": коммунальных тракторов; газонных тракторов; малогабаритных тракторов; запасных частей, смазочных и других материалов и аксессуаров для вышеназванных садово-парковых машин, за исключением изделий, подпадающих под определение ОЕМ-ПРОДУКЦИИ.
28.04.2010 г. ООО "Юпитер 9" обратилось в Комитет по управлению имуществом Курской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 8 978 кв. м. с кадастровым номером 46:29:103007:89, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Моковская, 11 "А", на котором находятся принадлежащие обществу объекты недвижимости.
18.05.2010 г. Комитет по управлению имуществом Курской области произвел осмотр испрашиваемого земельного участка, в ходе которого установил, что на данном земельном участке находится дилерский центр по реализации продукции компании "JOHN DEERЕ" и здание по оказанию сервисных услуг по техническому обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники. По результатам осмотра земельного участка составлен акт от 18.05.2010 г..
05.08.2010 г. решением Комитета по управлению имуществом Курской области N 01-18/1341 земельный участок площадью 8 978 кв. м. с кадастровым номером 46:29:103007:89 из категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Курск, ул. Моковская, 11а, предоставлен в собственность ООО "Юпитер 9" за плату для эксплуатации дилерского центра по реализации продукции компании "JOHN DEERЕ".
Пунктом 3 данного решения установлена выкупная цена испрашиваемого земельного участка, которая согласно расчету (приложение к решению, являющееся его неотъемлемой частью) составляет 6 798 309 руб. 94 коп.
Не согласившись с названным решением Комитета по управлению имуществом Курской области в части установления выкупной цены земельного участка, ООО "Юпитер 9" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
При этом в обоснование заявленных требований общество ссылалось на то, что при расчете выкупной цены испрашиваемого земельного участка Комитет по управлению имуществом Курской области неправомерно применял кадастровую стоимость, удельный показатель кадастровой стоимости, а соответственно и ставку земельного налога, установленные для земельных участков, используемых для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
По мнению заявителя, установленным видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 46:29:103007:89 является - для производственно-хозяйственной деятельности, а поэтому при расчете выкупной цены этого земельного участка Комитетом должны были применяться показатели, установленные для указанной категории земельных участков.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции учитывал, что ООО "Юпитер 9" фактически использует земельный участок для размещения объектов торговли, а поэтому при определении стоимости вышеуказанного земельного участка уполномоченный орган обоснованно в расчете учитывал законодательно установленные показатели для данной категории земельных участков.
Отменив решение Арбитражного суда Курской области по настоящему делу и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что на дату принятия оспариваемого решения в государственном кадастре недвижимости вид разрешенного использования спорного земельного участка был указан - для производственно-хозяйственной деятельности. При этом кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости для данного земельного участка также были установлены как для земель, используемых для размещения промышленных объектов.
Для расчета выкупной цены спорного земельного участка, по мнению суда апелляционной инстанции, должны были применяться показатели, нормативно установленные для земельных участков, используемых для размещения промышленных объектов.
Судебная коллегия считает указанные выводы суда ошибочными в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, в соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 г. N 6/8, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. п. 1.1, 1.2. ст. 36 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 Постановления от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Согласно статье 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" стоимость земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, при выкупе этих участков собственниками зданий, строений и сооружений определяется исходя из кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. Под ставкой земельного налога, на основании которой согласно пунктам 2 и 3 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ производится расчет цены выкупа земельного участка, следует понимать ставку, установленную местным представительным органом власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициенты, определяемые законом о федеральном бюджете на текущий год. Кроме того, в целях определения выкупной стоимости земельных участков субъекты Федерации вправе в пределах, установленных пунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ, определять цену земли в размере, кратном ставке земельного налога, применяемой к конкретному земельному участку.
Согласно Закону Курской области от 24.03.2008 г. N 9-ЗКО "О цене земельных участков, находящихся в населенных пунктах Курской области, а также за пределами границ населенных пунктов Курской области, при продаже земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" до 1 января 2012 года выкупная цена земли в муниципальном образовании "Город Курск" определяется из расчета пятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (часть 2 статьи 1). Для расчета применяется ставка земельного налога, действующая на дату принятия решения о продаже земельного участка соответствующим исполнительным органом государственной власти Курской области и органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
В соответствии с частью 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Пунктом 2.4 решения Курского городского Собрания от 25.11.2005 г. N 172-3-РС "Об установлении на территории муниципального образования "Город Курск" земельного налога" установлена налоговая ставка земельного налога 1,5% в отношении прочих земельных участков.
Частью 2 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков предусмотрено проведение государственной кадастровой оценки земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" определен порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 2 и п. 4 Правил).
Таким образом, целевое назначение и вид функционального использования земельного участка являются показателями, учитываемыми при проведении государственной кадастровой оценки земельного участка для определения его кадастровой стоимости, которая применяется для расчета и установления ставки земельного налога.
В свою очередь, при расчете стоимости выкупаемого земельного участка в порядке, установленном земельным законодательством, указанные показатели также влияют на определение цены.
Как следует из материалов дела, для определения фактического вида использования ООО "Юпитер 9" спорного земельного участка Комитетом был произведен осмотр этого участка.
Установив, что испрашиваемый земельный участок используется для размещения объектов торговли, Комитет по управлению имуществом Курской области произвел расчет его стоимости с применением показателей, установленных для данной категории земельных участков.
При этом последним также направлено заявление в орган кадастрового учета для внесения в государственный кадастр недвижимости изменений в части вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 46:29:103007:89.
Указанные действия Комитета по управлению имуществом Курской области, а соответственно и оспариваемое решение в части определения выкупной цены земельного участка в размере 6 798 309 руб. 94 коп. являются законными и обоснованными в связи со следующим.
В соответствии со статьей 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Решение уполномоченного органа о предоставлении испрашиваемого земельного участка также должно содержать сведения о целях его предоставления заявителю.
Как следует из материалов дела, до обращения ООО "Юпитер 9" с заявлением о выкупе спорного земельного участка указанный участок последнему на каком-либо праве не принадлежал.
При постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 46:29:103007:89 его вид разрешенного использования органом кадастрового учета определен с учетом вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 46:29:103007:39, за счет земель которого сформирован вышеназванный земельный участок.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", орган, уполномоченный на распоряжение земельным участком, вправе обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о внесении изменений в сведения об объекте недвижимости.
Исправление ошибок в государственном кадастре недвижимости допускается на основании, в том числе заявления заинтересованного лица (статья 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" учет изменений объекта недвижимости осуществляется на основании соответствующего решения органа кадастрового учета.
Как следует из материалов дела, в подтверждение правомерности определения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 46:29:103007:89 Комитетом представлено суду решение органа кадастрового учета от 31.08.2010 г., из которого следует, что вид разрешенного использования спорного земельного участка изменен и фактически указанный земельный участок предназначен для размещения и эксплуатации дилерского центра (торгового предприятия).
В установленном законом порядке указанное решение не отменено и недействительным не признано.
При таких обстоятельствах спора решение Комитета по управлению имуществом Курской области в части определения цены выкупаемого земельного участка с кадастровым номером 46:29:103007:89 с применением показателей, установленных для земельных участков, используемых для размещения объектов торговли, является законным и обоснованным.
В свою очередь, заявителем в установленном порядке не представлены суду допустимые доказательства, свидетельствующие об ином виде разрешенного использования спорного земельного участка.
В силу изложенного выводы суда первой инстанции о неподтверждении ООО "Юпитер 9" факта нарушения его прав и законных интересов решением Комитета по управлению имуществом Курской области в оспариваемой части являются обоснованными.
Отсутствие доказательств, свидетельствующих о нарушении прав заявителя оспариваемым ненормативным актом, является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая требования вышеназванных норм действующего законодательства и обстоятельств спора, судебная коллегия считает необходимым постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2011 г. отменить, оставив в силе решение Арбитражного суда Курской области от 27.01.2011 г..
Руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2011 г. по делу N 35-8757/2010 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Курской области от 27.01.2011 г. по настоящему делу.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
...
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", орган, уполномоченный на распоряжение земельным участком, вправе обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о внесении изменений в сведения об объекте недвижимости.
Исправление ошибок в государственном кадастре недвижимости допускается на основании, в том числе заявления заинтересованного лица (статья 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" учет изменений объекта недвижимости осуществляется на основании соответствующего решения органа кадастрового учета.
...
Учитывая требования вышеназванных норм действующего законодательства и обстоятельств спора, судебная коллегия считает необходимым постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2011 г. отменить, оставив в силе решение Арбитражного суда Курской области от 27.01.2011 г..
...
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2011 г. по делу N 35-8757/2010 отменить."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15 ноября 2011 г. N Ф10-4186/11 по делу N А35-8757/2010