4 декабря 2014 г. |
Дело N А54-5297/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2014 года.
г. Калуга
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Ермакова М.Н. |
судей |
Егорова Е.И. |
|
Радюгиной Е.А. |
от ОАО "Рязанский мясокомбинат" 390027, г.Рязань, ул.Фирсова, д.25 ОГРН 1026201256487 |
не явились, извещены надлежаще |
от МИФНС России N 2 по Рязанской области 390013, г.Рязань, пр-д Завражнова, д.9 ОГРН 1046209032539
от УФНС России по Рязанской области 390013, г.Рязань, пр-д Завражнова, д.5 ОГРН 1046209031857 |
Захаряна А.З. - представитель, дов. от 23.06.14г. N 2.4-12/012366
Брызгалиной Н.В. - представитель, дов. от 06.11.13г. N 2.6-21/11990 |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Рязанский мясокомбинат" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 11.06.14г. (судья Ю.М.Шишков) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.14г. (судьи Н.В.Заикина, Н.В.Ерёмичева, В.Н.Стаханова) по делу N А54-5297/2013,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Рязанский мясокомбинат" (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения МИФНС России N 2 по Рязанской области (далее - налоговый орган) от 04.04.12г. N 16618.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено управление УФНС России по Рязанской области.
Решением Арбитражного Рязанской области от 11.06.14г. заявление удовлетворено частично: оспариваемый ненормативный правовой акт признан недействительным в части применения налоговых санкций за неполную уплату земельного налога за 2011 год в виде штрафа в размере 602940,8 руб.; в остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 28.08.14г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Налоговый орган в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения.
В соответствии с ч.1 ст.286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав представителей налогового органа и УФНС России по Рязанской области, просивших оставить жалобу без удовлетворения, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами, оспариваемый ненормативный правовой акт принят налоговым органом по результатам камеральной проверки налоговой декларации Общества по земельному налогу за 2011 год (акт от 06.03.12г. N 22377). Основанием для начисления налога, соответствующей пени и применения налоговых санкций по п.1 ст.122 НК РФ за неполную уплату налога явился вывод налогового органа о занижении Обществом налоговой базы - для расчета суммы налога Общество использовала не сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 62:29:0080076:82 и 62:29:0080076:83, содержащиеся в кадастре, а рыночную стоимость данных участков, определенную по результатам проведенной по инициативе Общества оценки.
Решением УФНС России по Рязанской области от 18.05.12г. N 2.15-12/04985 указанное решение налогового органа было оставлено в силе, после чего Общество обратилось с соответствующим заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявления Общества, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В силу п.3 ст.391 и п.2 ст.396 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) и определяют налоговую базу в целях исчисления налога самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного).
Согласно п.1 ст.390 и п.1 ст.391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения земельным налогом, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведений налогоплательщиков" от 07.02.08г. N 52 сведения о кадастровой стоимости земельных участков бесплатно предоставляются налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со ст. 388 НК РФ, на основании их письменного заявления, в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения в порядке, установленном ст.14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.07г. N 221-ФЗ (далее - закон N 221-ФЗ). Также указанные сведения могут быть размещены на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Пунктом 1 ст.14 Закона N 221-ФЗ устанавливалось, что общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости.
Из материалов дела следует, что по состоянию на 01.01.11г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:008 00 76:82 составляла 270504220,68 руб., с кадастровым номером 62:29:008 00 76:83 - 3867143,22 руб.
Поскольку расчет начисленных сумм налога и пени был произведен налоговым органом исходя из указанной кадастровой стоимости спорных участков, суды обоснованно признали его правомерным.
Доводы Общества о необходимости исчисления суммы налога из стоимости спорных участков, определенных на основании проведенной по его инициативе оценке стоимости, обоснованно признаны судами несостоятельными.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.11г. N 913/11 отмечено, что при установлении судом рыночной стоимости земельного участка, достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка не подменяет ранее содержащейся в нем информации о кадастровой стоимости этого участка и не делает ее недостоверной. Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для понуждения органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 21.02.13г. по делу N А54-5725/2010 удовлетворено заявление Общества и кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена в размере их рыночной стоимости: участка с кадастровым номером 62:29:008 00 76:82 - в размере 66096486 руб.; участка с кадастровым номером 62:29:008 00 76:83 - в размере 1243539 руб. При этом рыночная стоимость спорных земельных участков определена по состоянию на 01.01.10г.
Однако, указанное решение суда вступило в законную силу 22.03.13г. и является основанием для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости лишь на будущее.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанции правильно, нарушений норм процессуального права судами не допущено, сделанные судами выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы Общества основаны на ошибочном толковании примененных судам норм материального права, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов по изложенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 11 июня 2014 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2014 года по делу N А54-5297/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Рязанский мясокомбинат" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке кассационного производства.
Председательствующий |
М.Н.Ермаков |
Судьи |
Е.И.Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
По мнению налогового органа, налогоплательщик неправомерно занизил налоговую базу по земельному налогу, произведя расчет исходя из рыночной стоимости, а не из кадастровой, в связи с чем ему была начислена недоимка, пени и штрафы.
По мнению налогоплательщика, решение налогового органа нарушает его права и законные интересы.
Суд согласился с позицией налогового органа.
Судом установлено, что налоговый орган при расчете недоимки использовал информацию о стоимости земельных участков, указанную в кадастре.
Отклоняя довод налогоплательщика о необходимости исчисления суммы земельного налога из стоимости спорных участков, определенных на основании оценки стоимости, суд указал, что согласно позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.11 N 913/11, при установлении судом рыночной стоимости земельного участка, достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка не подменяет ранее содержащейся в нем информации о кадастровой стоимости этого участка и не делает ее недостоверной. Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для понуждения органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Хотя решением суда была установлена рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2010, однако оно вступило в законную силу только 22.03.2013, следовательно, является основанием для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости лишь на будущее.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции оставил кассационную жалобу налогоплательщика без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 4 декабря 2014 г. N Ф10-3908/14 по делу N А54-5297/2012