город Калуга |
|
05 декабря 2014 г. |
Дело N А08-929/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.12.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.12.2014.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Сладкопевцевой Н.Г. |
|
судей |
Егоровой С.Г. |
|
|
Толкачевой И.Ю. |
|
при участии в заседании:
от истца ОАО "Российские железные дороги" Скобелкин Е.Ю. - дов. от 13.03.2014 в лице Юго-Восточной региональной дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД"
от ответчика ОАО "МРСК Центра" Сухененко В.В. - дов. от 18.11.2014, в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - Полурез М.Б. - дов. от 18.11.2014 "Белгородэнерго" |
|
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Федоровым М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 30.04.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 по делу N А08-929/2014,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с иском к ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - Белгородэнерго (далее - ОАО "МРСК Центра") о взыскании 547 845 руб. 95 коп. задолженности за оказанные услуги по передаче электрической энергии в июне 2012 г.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 30.04.2014, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, п. 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных 29.12.2011 Постановлением Правительства РФ N 1178 не запрещает использование двухставочного тарифа в отсутствие специальных приборов учета, если расчеты по нему уже осуществляются.
Заявитель жалобы считает, что ОАО "МРСК Центра" не вправе для определения стоимости услуг по передаче электроэнергии за июнь 2012 года использовать по части точек одноставочный тариф ввиду отсутствия интервальных приборов учета.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд полагает, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" и филиалом ОАО "МРСК Центра" - "Белгородэнерго" заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 4631002131 от 01.01.2008 г.
Согласно пункту 2.1 договора Исполнитель (истец) обязуется оказывать услуги по передаче электрической энергии от точек приема и до точек отпуска путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих Исполнителю на праве собственности или на ином основании, а Заказчик (ответчик) обязуется оплачивать эти услуги.
В соответствии с пунктом 6.2 договора стоимость услуг по передаче определялась, исходя из применения двухставочного тарифа, а именно, сложение двух величин: - произведение величины заявленной мощности электроустановок Потребителей на ставку на содержание электрических сетей и - произведение объема переданной Потребителем электрической энергии на соответствующем уровне напряжения на ставку на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии.
Оплата осуществляется на основании пункта 6.9 договора в следующем порядке: до 10 числа расчетного периода 30% от стоимости услуг; до 20 числа расчетного периода 30% от стоимости услуг; не позднее предпоследнего рабочего банковского дня расчетного периода 30% от стоимости услуг; окончательный расчет производится до 15 числа месяца, следующего за расчетным, с учетом произведенных ранее платежей.
Истец считает, что ответчик осуществил выбор двухставочного тарифа в полном соответствии с действующим на момент выбора законодательством - "Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109.
В п. 6.2 договора для осуществления расчетов за услуги по передаче электроэнергии стороны предусмотрели использование двухставочного тарифа.
В связи с не поступлением от ОАО "МРСК Центра" уведомления об изменении варианта тарифа на 2012 год, в период с января по май 2012 г. ОАО "РЖД" и ОАО "МРСК Центра" осуществляли расчеты по двухставочному тарифу.
Ответчик, начиная с 12.06.2012 начал вести расчеты по точке отпуска "Голофеевка - Н. Оскол" по двухставочному тарифу и фактической мощности, а по остальным точкам отпуска - по одноставочному тарифу.
Истец считает, что в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства РФ N 1178 от 29.12.2011 (далее - Основы N 1178), в расчетном периоде регулирования не допускается изменение варианта тарифа, поэтому ОАО "МРСК Центра" не вправе для определения стоимости услуг по передаче электроэнергии за июнь 2012 г. использовать по части точек поставки одноставочный тариф.
Поскольку стоимость услуг по передаче электроэнергии за июнь 2012 г. в размере 547 845 руб. 95 коп., определенную по двухставочному тарифу, ответчик полностью не оплатил, истец обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд обосновано исходил из следующего.
В соответствии с п. 64 "Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109, для целей расчетов за услуги по передаче электрической энергии потребители самостоятельно выбирают вариант тарифа на очередной календарный год путем направления письменного уведомления в сетевую организацию в течение 1 месяца с даты принятия решения об установлении тарифов на услуги о передаче электрической энергии в соответствующем субъекте Российской Федерации.
При этом выбранный вариант тарифа применяется с даты его введения в действие.
При отсутствии указанного уведомления расчеты за услуги по передаче электрической энергии, если иное не установлено по соглашению сторон, производятся по варианту тарифа, применявшемуся в предшествующий, расчетный период регулирования.
В расчетном периоде регулирования не допускается изменение варианта тарифа, если иное не установлено по соглашению сторон.
Согласно статье 422 ГК РФ если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В силу п. п. "а" пункта 2 постановления Правительства РФ N 442 от 04.05.2012 г. "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Постановление N 442) настоящее постановление применяется к отношениям, вытекающим из публичных договоров, ранее заключенных на розничных рынках электрической энергии (далее - розничные рынки), в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу.
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования. Текст постановления опубликован в Собрании законодательства РФ от 4 июня 2012 г. N 23 ст. 3008.
Таким образом, постановление N 442 вступило в силу 12.06.2012 г.
Данным постановлением были внесены изменения в Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004 г. (далее - Правила N 861).
В Правилах N 861 (в редакции постановления N 442) была изменена ранее существовавшая схема определения стоимости оказанных услуг по передаче электрической энергии - применяемая ранее величина заявленной мощности в качестве одной из составляющих для расчета за оказанные услуги исключена.
Согласно пункту 2 Правил N 861 (в редакции постановления N 442) заявленная мощность - величина мощности, планируемой к использованию в предстоящем расчетном периоде регулирования, применяемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и исчисляемая в мегаваттах.
Руководствуясь пунктом 47 Правил N 861 планируемый к потреблению объем услуг, в том числе заявленная мощность, может быть использован только в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и не применяется для целей определения обязательств потребителя услуг по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии), если иное не установлено пунктом 15.1 Правил N 861.
В соответствии с пунктом 15.1 Правила N 861 в зависимости от применяемого в отношении потребителя вида цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике объем услуг по передаче электрической энергии, оказанных прочими сетевыми организациями, вне зависимости от величины, заявленной в соответствии с пунктом 47 настоящих Правил, определяется исходя из фактического объема потребления электрической энергии (одноставочный вариант тарифа) или исходя из фактического объема потребления электрической энергии и среднего арифметического значения из максимальных в каждые рабочие сутки расчетного периода фактических почасовых объемов потребления электрической энергии (суммарных по всем точкам поставки) в установленные системным оператором плановые часы пиковой нагрузки (двухставочный вариант тарифа).
В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных 29.12.2011 Постановлением Правительства РФ N 1178, двухставочный вариант тарифа может быть выбран только в отношении энергопринимающих устройств, оборудованных приборами учета, позволяющими получать данные о потреблении электрической энергии по часам суток.
Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определены в Правилах N 861.
В силу пункта 4 Правил N 861, потребителями услуг по передаче электрической энергии являются, в том числе лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии (с 1 января 2013 г. - на условиях определения обязательств по оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки каждого потребителя электрической энергии, обслуживаемого энергосбытовой организацией и гарантирующим поставщиком). Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
Руководствуясь пунктом 34 Правил N 861 по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии.
Договор N 4631002131 от 01.01.2008 г. (между ОАО "МРСК Центра" и ОАО "РЖД") заключен во исполнение договора N 40009698 от 01.01.2008, заключенного между ОАО "МРСК Центра" и ОАО "Белгородэнергосбыт" - Гарантирующим поставщиком в интересах обслуживаемых им потребителей.
Услуги по передаче электрической энергии являются неотъемлемой частью процесса энергоснабжения.
В силу пункта 78 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановление Правительства РФ N 442 от 04.05.2012 г., расчеты за электрическую энергию (мощность) по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) осуществляются с учетом того, что стоимость электрической энергии (мощности) по договору энергоснабжения включает стоимость объема покупки электрической энергии (мощности), стоимость услуг по передаче электрической энергии, сбытовую надбавку, а также стоимость иных услуг.
В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ N 1178 от 29.12.2011 (далее - Основы N 1178), для расчетов за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, потребители (за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей, потребителей, энергопринимающие устройства которых непосредственно присоединены к переданным по согласованию в установленном порядке с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в аренду территориальным сетевым организациям объектам электросетевого хозяйства, входящим в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, или гарантирующих поставщиков (энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций), действующих в интересах указанных потребителей), а также до 31 декабря 2012 года включительно гарантирующие поставщики (энергосбытовые организации, энергоснабжающие организациями), действующие в интересах указанных потребителей, самостоятельно выбирают вариант тарифа на период регулирования путем направления письменного уведомления в сетевую организацию (гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации, энергоснабжающей организации). Указанные лица вправе (в том числе, в течение периода регулирования) выбрать двухставочную цену (тариф), если энергопринимающие устройства, в отношении которых оказываются услуги по передаче электрической энергии, оборудованы приборами учета, позволяющими получать данные о потреблении электрической энергии по часам суток со дня, указанного в уведомлении, но не ранее дня ввода в эксплуатацию соответствующих приборов учета. Выбранный вариант тарифа применяется для расчетов за услуги по передаче электрической энергии со дня введения в действие указанных тарифов.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона РФ от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электрической энергии в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике", утверждаемые Правительством РФ Основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.
Согласно письму Министерства энергетики РФ N МК-9119/09 от 04.10.2012 г. "О реализации постановления Правительства РФ от 04.05.2012 года N 442" указанное постановление Правительства РФ обязательно к применению в отношениях сторон, возникших до вступления постановления Правительства РФ N 442 в силу.
Решением ВАС РФ по делу N ВАС-4853/12 от 03.07.2012 установлено, что заявленная мощность применяется только в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Поскольку Постановление N 442 вступило в законную силу 12.06.2012 г., положения пункта 15(1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг подлежит применению к спорным правоотношениям, связанным с оказанием услуг по передаче электроэнергии, с указанной даты.
Таким образом, постановление N 442 внесло изменения в порядок расчета за оказанные услуги по передаче электрической энергии, исключив возможность применения величины заявленной мощности при оплате услуг, заменив величину заявленной мощности на величину фактической мощности. При этом потребитель вправе выбрать двуставочный вариант тарифа оплаты оказанных услуг, только если прибор учета позволяет получить данные о фактическом объеме потребления электрической энергии по часам суток.
Учитывая, что истец имеет указанный прибор учета лишь по одной точке поставки, применение двухставочного варианта тарифа с использованием величины фактической мощности возможно лишь по указанной точке.
В остальных точках поставки ввиду отсутствия специальных приборов учета, расчеты должны производиться по одноставочному варианту тарифа, в связи с чем, возражения ответчика по определению стоимости услуг по передаче электроэнергии по части точек поставки по одноставочному тарифу за июнь 2012 г. являются правомерными.
Поскольку при использовании в расчетах за оказанные услуги подлежащего применению одноставочного тарифа задолженности за спорный период у ответчика не имеется, арбитражный суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя жалобы о том, что п. 81 Основ N 1178 не запрещает использование двухставочного тарифа в отсутствие специальных приборов учета, если расчеты по нему уже осуществляются, а также о том, что ОАО "МРСК Центра" не вправе для определения стоимости услуг по передаче электроэнергии за июнь 2012 года использовать по части точек одноставочный тариф, основаны на неверном понимании заявителем жалобы норм права регулирующих возникшие между сторонами отношения.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, судебной коллегией не установлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 30.04.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 по делу N А08-929/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Сладкопевцева Н.Г. |
Судьи |
Егорова С.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно письму Министерства энергетики РФ N МК-9119/09 от 04.10.2012 г. "О реализации постановления Правительства РФ от 04.05.2012 года N 442" указанное постановление Правительства РФ обязательно к применению в отношениях сторон, возникших до вступления постановления Правительства РФ N 442 в силу.
...
Поскольку Постановление N 442 вступило в законную силу 12.06.2012 г., положения пункта 15(1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг подлежит применению к спорным правоотношениям, связанным с оказанием услуг по передаче электроэнергии, с указанной даты.
Таким образом, постановление N 442 внесло изменения в порядок расчета за оказанные услуги по передаче электрической энергии, исключив возможность применения величины заявленной мощности при оплате услуг, заменив величину заявленной мощности на величину фактической мощности. При этом потребитель вправе выбрать двуставочный вариант тарифа оплаты оказанных услуг, только если прибор учета позволяет получить данные о фактическом объеме потребления электрической энергии по часам суток."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 5 декабря 2014 г. N Ф10-3743/14 по делу N А08-929/2014