г. Воронеж |
|
14 августа 2014 г. |
Дело N А08-929/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 августа 2014 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Алферовой Е.Е.,
судей Афониной Н.П., Владимировой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Зарубиной Н.Е.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной региональной дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД": Скобелкин Е.Ю., представитель по доверенности N 77 АБ 1883154 от 13.03.2014;
от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - Белгородэнерго: Полурез М.Б., представитель по доверенности N Д-БЛ/23/75 от 21.04.2014;.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной региональной дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 30.04.2014 г. по делу N А08-929/2014 (судья Дробышев Ю.Ю.) по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной региональной дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - Белгородэнерго (ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498) о взыскании 547 845 руб. 95 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с иском к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - Белгородэнерго (далее - ОАО "МРСК Центра", ответчик) о взыскании 547 845 руб. 95 коп. задолженности за оказанные услуги по передаче электрической энергии в июне 2012 г.
Решением от 30.04.2014 г. суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, ОАО "РЖД" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению истца, п. 81 не запрещает использование двухставочного тарифа в отсутствие специальных приборов учета, если расчеты по нему уже осуществляются.
Заявитель жалобы считал, что ОАО "МРСК Центра" не вправе для определения стоимости услуг по передаче электроэнергии за июнь 2012 года использовать по части точек одноставочный тариф.
В ходе рассмотрения жалобы был представлен отзыв ответчика по делу, в котором, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не основанными на законе, ОАО "МРСК Центра" просило оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве ответчик считал, что положения п. 15 Правил N 442 подлежат применению к правоотношениям в спорном периоде.
Представитель ОАО "РЖД" поддерживал доводы апелляционной жалобы. Считал обжалуемое решение незаконным и необоснованным, полагая, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права. Просил суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ОАО "МРСК Центра" возражал против доводов апелляционной жалобы. Считал обжалуемое решение законным и обоснованным по основаниям, изложенным в приобщенном к материалам дела отзыве. Просил суд оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав явившихся представителей, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" и филиалом ОАО "МРСК Центра" - "Белгородэнерго" заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 4631002131 от 01.01.2008 г.
Согласно пункту 2.1 договора Исполнитель (истец) обязуется оказывать услуги по передаче электрической энергии от точек приема и до точек отпуска путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих Исполнителю на праве собственности или на ином основании, а Заказчик (ответчик) обязуется оплачивать эти услуги.
В соответствии с пунктом 6.2 договора стоимость услуг по передаче определялась, исходя из применения двухставочного тарифа, а именно сложение двух величин: - произведение величины заявленной мощности электроустановок Потребителей на ставку на содержание электрических сетей; - произведение объема переданной Потребителем электрической энергии на соответствующем уровне напряжения на ставку на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии.
Оплата осуществляется на основании пункта 6.9 договора в следующем порядке: до 10 числа расчетного периода 30 % от стоимости услуг; до 20 числа расчетного периода 30 % от стоимости услуг; не позднее предпоследнего рабочего банковского дня расчетного периода 30 % от стоимости услуг; окончательный расчет производится до 15 числа месяца, следующего за расчетным, с учетом произведенных ранее платежей.
Из правовой позиции истца следует, что ответчик осуществил выбор двухставочного тарифа в полном соответствии с действующим на момент выбора законодательством - "Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109.
В п. 6.2 договора для осуществления расчетов за услуги по передаче электроэнергии стороны предусмотрели использование двухставочного тарифа.
В связи с не поступлением от ОАО "МРСК Центра" уведомления об изменении варианта тарифа на 2012 год, в период с января по май 2012 г. ОАО "РЖД" и ОАО "МРСК Центра" осуществляли расчеты по двухставочному тарифу.
Ответчик, начиная с 12.06.2012 г. в одностороннем порядке начал вести расчеты по точке отпуска "Голофеевка - Н. Оскол" по двухставочному тарифу и фактической мощности, а по остальным точкам отпуска - по одноставочному тарифу.
Истец указал, что в нарушении "Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", утвержденных постановлением Правительства РФ N 1178 от 29.12.2011 (далее - Основы N 1178), в расчетном периоде регулирования не допускается изменение варианта тарифа, поэтому, ОАО "МРСК Центра" не вправе для определения стоимости услуг по передаче электроэнергии за июнь 2012 г. использовать по части точек поставки одноставочный тариф.
Поскольку ответчик не надлежаще исполняет свою обязанность по оплате услуг по передаче электроэнергии за июнь 2012 г. в размере 547 845 руб. 95 коп., что подтверждается актом, подписанным с разногласиями, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемый судебный акт, пришел к выводу о том, что ответчик правомерно применил в расчетах одноставочный тариф, задолженность по оплате по которому у него отсутствует.
По мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовав доказательства, представленные сторонами и, правильно применив нормы материального и процессуального права, принял обоснованный судебный акт по существу спора.
Данный вывод судебная коллегия Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда основывает на следующем.
В соответствии с п. 64 "Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109, для целей расчетов за услуги по передаче электрической энергии потребители самостоятельно выбирают вариант тарифа на очередной календарный год путем направления письменного уведомления в сетевую организацию в течение 1 месяца с даты принятия решения об установлении тарифов на услуги о передаче электрической энергии в соответствующем субъекте Российской Федерации.
При этом выбранный вариант тарифа применяется с даты его введения в действие.
При отсутствии указанного уведомления расчеты за услуги по передаче электрической энергии, если иное не установлено по соглашению сторон, производятся по варианту тарифа, применявшемуся в предшествующий, расчетный период регулирования.
В расчетном периоде регулирования не допускается изменение варианта тарифа, если иное не установлено по соглашению сторон.
Согласно статье 422 ГК РФ если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В силу п.п. "а" пункта 2 постановления Правительства РФ N 442 от 04.05.2012 г. "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Постановление N 442) настоящее постановление применяется к отношениям, вытекающим из публичных договоров, ранее заключенных на розничных рынках электрической энергии (далее - розничные рынки), в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу.
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования. Текст постановления опубликован в Собрании законодательства РФ от 4 июня 2012 г. N 23 ст. 3008.
Таким образом, постановление N 442 вступило в силу 12.06.2012 г.
Данным постановлением были внесены изменения в Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004 г. (далее - Правила N 861).
В Правилах N 861 (в редакции постановления N 442) была изменена ранее существовавшая схема определения стоимости оказанных услуг по передаче электрической энергии.
Так, применяемая ранее величина заявленной мощности в качестве одной из составляющих для расчета за оказанные услуги исключена.
Согласно пункту 2 Правил N 861 (в редакции постановления N 442) заявленная мощность - величина мощности, планируемой к использованию в предстоящем расчетном периоде регулирования, применяемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и исчисляемая в мегаваттах.
Руководствуясь пунктом 47 Правил N 861 планируемый к потреблению объем услуг, в том числе заявленная мощность, может быть использован только в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и не применяется для целей определения обязательств потребителя услуг по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии), если иное не установлено пунктом 15.1 Правил N 861.
В соответствии с пунктом 15.1 Правила N 861 в зависимости от применяемого в отношении потребителя вида цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике объем услуг по передаче электрической энергии, оказанных прочими сетевыми организациями, вне зависимости от величины, заявленной в соответствии с пунктом 47 настоящих Правил, определяется исходя из фактического объема потребления электрической энергии (одноставочный вариант тарифа) или исходя из фактического объема потребления электрической энергии и среднего арифметического значения из максимальных в каждые рабочие сутки расчетного периода фактических почасовых объемов потребления электрической энергии (суммарных по всем точкам поставки) в установленные системным оператором плановые часы пиковой нагрузки (двухставочный вариант тарифа).
В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных 29.12.2011 Постановлением Правительства РФ N 1178, двухставочный вариант тарифа может быть выбран только в отношении энергопринимающих устройств, оборудованных приборами учета, позволяющими получать данные о потреблении электрической энергии по часам суток.
Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определены в Правилах N 861.
В силу пункта 4 Правил N 861, потребителями услуг по передаче электрической энергии являются, в том числе лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии (с 1 января 2013 г. - на условиях определения обязательств по оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки каждого потребителя электрической энергии, обслуживаемого энергосбытовой организацией и гарантирующим поставщиком). Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
Руководствуясь пунктом 34 Правил N 861 по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии.
Договор N 4631002131 от 01.01.2008 г. (между ОАО "МРСК Центра" и ОАО "РЖД") заключен во исполнение договора N 40009698 от 01.01.2008, заключенного между ОАО "МРСК Центра" и ОАО "Белгородэнергосбыт" - Гарантирующим поставщиком в интересах обслуживаемых им потребителей.
Услуги по передаче электрической энергии являются неотъемлемой частью процесса энергоснабжения.
В силу пункта 78 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановление Правительства РФ N 442 от 04.05.2012 г., расчеты за электрическую энергию (мощность) по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) осуществляются с учетом того, что стоимость электрической энергии (мощности) по договору энергоснабжения включает стоимость объема покупки электрической энергии (мощности), стоимость услуг по передаче электрической энергии, сбытовую надбавку, а также стоимость иных услуг.
Кроме того, согласно подпункту "б" пункта 2 постановления N 442 указанный нормативный акт применяется при расчете обязательств по продаже и покупке электрической энергии (мощности) на оптовом рынке электрической энергии (мощности) (далее - оптовый рынок) и розничных рынках начиная с апреля 2012 года.
Таким образом, учитывая цель заключения договора с ОАО "РЖД" N 4631002131 стороны по данному процессу являются лицами, на которых распространяется действие подпункта "б" пункта 2 постановления N 442, то есть законодатель прямо устанавливает, возможность применения указанного пункта, начиная с апреля 2012 года.
В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ N 1178 от 2912.2011 (далее - Основы N 1178), для расчетов за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, потребители (за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей, потребителей...), а также до 31 декабря 2012 года включительно гарантирующие поставщики (энергосбытовые организации, энергоснабжающие организациями), действующие в интересах указанных потребителей, самостоятельно выбирают вариант тарифа на период регулирования путем направления письменного уведомления в сетевую организацию (гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации, энергоснабжающей организации). Указанные лица вправе (в том числе, в течение периода регулирования) выбрать двухставочную цену (тариф), если энергопринимающие устройства, в отношении которых оказываются услуги по передаче электрической энергии, оборудованы приборами учета, позволяющими получать данные о потреблении электрической энергии по часам суток со дня, указанного в уведомлении, но не ранее дня ввода в эксплуатацию соответствующих приборов учета. Выбранный вариант тарифа применяется для расчетов за услуги по передаче электрической энергии со дня введения в действие указанных тарифов.
Таким образом, пункт 81 Основ N 1178 дает потребителю услуг (в данном случае, ОАО "МРСК Центра") право выбора варианта тарифа как одноставочный, так и двухставочный. При этом законодатель вводит одно лишь ограничение по выбору варианта тарифа, а именно: выбор двухставочного варианта тарифа в целях расчета за услуги по передаче электрической энергии возможен, если обеспечен учет электроэнергии, позволяющий получать данные о потреблении электрической энергии по часам суток со дня.
В соответствии со статьей 6 Федерального Закона РФ от 26.03.2003 N З6-ФЗ "Об особенностях функционирования электрической энергии в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального Закона "Об электроэнергетике", утверждаемые Правительством РФ основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.
Согласно письму Министерства энергетики РФ N МК-9119/09 от 04.10.2012 г. "О реализации постановления Правительства РФ от 04.05.2012 года N 442" указанное постановление Правительства РФ обязательно к применению в отношениях сторон, возникших до вступления постановления Правительства РФ N 442 в силу.
Решением ВАС РФ по делу N ВАС-4853/12 от 03.07.2012 установлено, что заявленная мощность применяется в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Поскольку Постановление N 442 вступило в законную силу 12.06.2012 г., следовательно, положения пункта 15(1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, введенным в действие постановлением N 442 подлежит применению к спорным правоотношениям сторон, связанным с оказанием услуг по передаче электроэнергии, в июне, июле 2012 года.
Таким образом, постановление N 442 внесло изменения в порядок расчета за оказанные услуги по передаче электрической энергии, исключив возможность применения величины заявленной мощности при оплате услуг, заменив величину заявленной мощности на величину фактической мощности. При этом потребитель вправе выбрать двуставочный вариант тарифа оплаты оказанных услуг, только если прибор учета позволяет получить данные о фактическом объеме потребления электрической энергии по часам суток.
Учитывая, что истец имеет указанный прибор учета лишь по одной точке поставки, то применение двухставочного варианта тарифа с применением величины фактической мощности возможно лишь по указанной точке, поскольку по данной точке имеются данные о фактическом объеме потребления электрической энергии по часам суток, в остальных точках поставки ввиду отсутствия специальных приборов учета, расчеты должны производиться по одноставочному варианту тарифа, в связи с чем, возражения ответчика по определению стоимости услуг по передаче электроэнергии по части точек поставки по одноставочному тарифу за июнь 2012 г. являются правомерными.
Поскольку при применении данного тарифа, задолженности по оказанию услуг в спорный период у ответчика перед истцом не имеется, суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы истца о том, что п. 81 не запрещает использование двухставочного тарифа в отсутствие специальных приборов учета, если расчеты по нему уже осуществляются, а также о том, что ОАО "МРСК Центра" не вправе для определения стоимости услуг по передаче электроэнергии за июнь 2012 года использовать по части точек одноставочный тариф, не могут быть признаны состоятельными по указанным ранее основаниям, а также в силу следующего.
Пункт 81 Основ N 1178 дает потребителю услуг (в данном случае, ОАО "МРСК Центра") право выбора варианта тарифа как одноставочный, так и двухставочный. При этом законодатель вводит одно лишь ограничение по выбору варианта тарифа, а именно: выбор двухставочного варианта тарифа в целях расчета за услуги по передаче электрической энергии возможен, если обеспечен учет электроэнергии, позволяющий получать данные о потреблении электрической энергии по часам суток со дня.
Истец имеет указанный прибор учета лишь по одной точке поставки, то применение двухставочного варианта тарифа с применением величины фактической мощности возможно лишь по указанной точке, поскольку по данной точке имеются данные о фактическом объеме потребления электрической энергии по часам суток, в остальных точках поставки ввиду отсутствия специальных приборов учета, расчеты должны производиться по одноставочному варианту тарифа.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 9 названного Кодекса, а также положений ст. 65 Кодекса, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, в том числе и на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий.
Доказательств наличия у него прибора, позволяющего получать данные о потреблении электрической энергии по часам суток со дня, по всем точкам поставки, истец в материалы дела не представил.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что при вынесении решения судом первой инстанции нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, не допущено, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в виде государственной пошлины в сумме 2 000 руб. относятся на заявителя и возврату из федерального бюджета не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 30.04.2014 г. по делу N А08-929/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной региональной дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД" - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.Е. Алферова |
Судьи |
Н.П. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-929/2014
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов-структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД"
Ответчик: ОАО "МРСК Центра"