Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей: |
Панченко С.Ю. |
|
Степиной Л.В. |
при участии в заседании: |
|
от Богучарской квартирно-эксплуатационной части Московского военного округа |
не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, |
|
|
от Администрации городского поселения г. Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области |
не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, |
|
|
от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Воронежской области |
не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, |
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского поселения город Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.03.2009 (судья Ловчикова Н.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2009 (судьи Сергуткина В.А., Миронцева Н.Д., Протасов А.И.) по делу N А14-957/2009/22/22,
УСТАНОВИЛ
Богучарская квартирно-эксплуатационная часть Московского военного округа (далее - Богучарская КЭЧ МВО) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконным бездействия Администрации городского поселения г. Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области (далее - Администрация), связанного с уклонением от принятия в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального назначения, находящихся в федеральной собственности и закрепленных на праве оперативного управления за заявителем, расположенных по адресам: г. Богучар, военный городок и проспект 50-летия Победы, 4а, а также об обязании Администрации принять на свой баланс вышеуказанные объекты недвижимости по акту приема-передачи в течение установленного законом срока.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 30.03.2009 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2009 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе заявитель просит обжалуемые судебные акты отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, у Богучарской КЭЧ МВО на праве оперативного управления находится федеральное имущество, внесенное в реестр федерального имущества.
Согласно распоряжению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 06.06.2006 N 1751-р "О передаче объектов Богучарской квартирно-эксплуатационной части Московского военного округа Министерства обороны Российской Федерации в муниципальную собственность городского поселения город Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области", с учетом изменений, внесенных распоряжением от 05.03.2007 N 498-р, из оперативного управления Богучарской КЭЧ МВО в муниципальную собственность городского поселения город Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области следовало передать федеральное имущество, а именно:
-жилые дома, за исключением помещений, принадлежащих иным лицам на праве собственности, а также за исключением служебных квартир и встроенно-пристроенных помещений, расположенные по адресу: Воронежская область, Богучарский район, г. Богучар, военный городок, дома N 1 (4 кв); N 2 (3 кв); N 3 (15 кв. + 1 комната) N 4 (24 кв); N 5 (25 кв); N 6 (17 кв. + 1 комната); N 7 (5 кв.); N 8 (3 кв); N 9 (19 кв); N 10 (14 кв); N 11 (7 кв); N 12 (6 кв); N 13 (10 кв); N 14 (4 кв); N 15 (10 кв); N 16 (1 кв); N 17 (3 кв); N 18 (3 кв) N 19 (1 кв); N 20 (1 кв); N 21 (6 кв); N 24 (1 кв); N 25 (2 кв); N 26 (1 кв); N 29 (4 кв); N 32 (2 кв); N 33 (2 кв); N 34 (2 кв); N 38 (4 кв); N 39 (2 кв); N 41 (2 кв); N 42 (1 кв); N 43 (1 кв); N 44 (1 кв); и по адресу проспект 50-лет Победы дом 4-а (11кв). Всего: 220 квартир + 2 комнаты.
- объекты инженерной инфраструктуры, расположенные по адресу: г. Богучар, военный городок: пункт бытового обслуживания, д. N 67, площадью 305,00 кв.м; пункт приема и выдачи белья, д. N 3, площадью 56,96 кв.м.; пункт приема и выдачи белья, д. N 9, площадью 56,96 кв.м.; комната для работы с детьми, д. N 13, площадью 73,55 кв.м.; комната для работы с детьми, д. N 15, площадью 73,55 кв.м.; комната для работы детьми, д. N 16, площадью 72,25 кв.м.; канализационно-насосная станция, инв. N 4, площадью 24 кв.м.; канализационно-насосная станция, инв. N 5, площадью 24 кв.м.; напорный коллектор, инв. N 17, площадью 4000 м.; асфальтовое покрытие, площадью 13800 кв.м.; благоустройство, инв. N 66, площадью 21100 кв.м.; дороги, проезды, пешеходные площадки, инв. N 64, площадью 154565 кв.м.; объездная дорога, инв. N 8, площадью 9473 кв.м.; объездная дорога, инв. N 9, площадью 27682 кв.м.; объездная дорога, инв. N 10, площадью 2383 кв.м.; подъездная автодорога, инв. N 11, площадью 3867 кв.м.4; озеленение, инв. N 67, площадью 200000 кв.м.; узел связи, инв. N 74, площадью 1621,5 кв.м.; трансформаторная подстанция, инв. N 10; N 11;
- инженерные коммуникации, расположенные по адресу: Воронежская область, Богучарский район, г. Богучар, военный городок: сети горячего водоснабжения, протяженностью 22200 м.; сети бытовой канализации, протяженностью 10624 м.; сети водоснабжения, протяженностью 12120 м.; сети дождевой канализации, инв. N 62, протяженностью 11100 м.
Ссылаясь на данные распоряжения, Богучарская КЭЧ МВО 24.11.2008 направила в адрес Администрации акты приема-передачи указанного имущества для рассмотрения и подписания.
Письмом от 04.12.2008 N 570 Администрация сообщила о невозможности принятия в муниципальную собственность передаваемое имущество в связи: с отсутствием денежных средств в бюджете городского поселения на ремонт, содержание зданий, сооружений, инженерных коммуникаций; отсутствием возмещения Росимуществом финансовых затрат на содержание военного городка; не предоставлением Богучарской КЭЧ МВО свидетельства о государственной регистрации права управления; отсутствием решения по вопросу земельных отношений на территории военного городка; отсутствием производственной базы, предназначенной для обслуживания военного городка.
Не согласившись с отказом Администрации, Богучарская КЭЧ МВО обратилась в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
При рассмотрении настоящего дела судебные инстанции пришли к выводу о том, что бездействие Администрации по уклонению от принятия в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального назначения является незаконным.
В кассационной жалобе Администрация, по существу не оспаривая наличие обязанности по принятию в муниципальную собственность упомянутого выше имущества, ссылается на то, что в удовлетворении заявленного Богучарской КЭЧ МВО требования следовало отказать в связи с отсутствием у органа местного самоуправления денежных средств на финансирование затрат по содержанию передаваемого имущества, непредставлением технической документации на эти объекты, необходимой для государственной регистрации права.
Кассационная инстанция полагает, что обжалуемые судебные акты прияты с учетом обстоятельств дела, требований действующего законодательства и оснований для их отмены или изменения не имеется.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица или индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 к муниципальной собственности отнесены объекты жилищного фонда.
Пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 3 к настоящему Постановлению, в частности объекты жилого и нежилого фонда, за исключением входящих в состав имущества приватизируемых предприятий, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность установлен пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 22.08.2004).
В соответствии с указанной нормой находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
При этом решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" таким органом является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Материалами дела подтверждается, что решение о передаче объектов федерального имущества в муниципальную собственность было принято уполномоченным органом.
В силу части 11 статьи 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ это решение является основанием возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденный перечень.
Исходя из обстоятельств спора, требований указанных норм закона и с учетом постановления Богучарского районного Совета народных депутатов Воронежской области от 28.05.2004 N 33, согласно которому муниципальное образование согласилось принять имущество, арбитражный суд пришел к правильному выводу о наличии обязанности Администрации принять имущество, передаваемое ей в соответствии с Распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 06.06.2006 N 1751-р и подписать акт приема-передачи имущества в установленный срок.
Ссылка Администрации на недостаточность собственных средств муниципального образования для финансирования затрат на содержание передаваемых в муниципальную собственность объектов обоснованно отклонена судом.
Согласно п. 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П отношения, связанные с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения жилищного фонда социального использования, носят публично-правовой характер. Осуществляя их регулирование, законодатель, исходя из публичных целей, вправе определять, что те или иные объекты, необходимые для жизнеобеспечения населения, в процессе конкурсного производства подлежат передаче соответствующему муниципальному образованию. Тем самым реализуется и распределение между разными уровнями публичной власти функций социального государства (статья 7 Конституции Российской Федерации).
При этом в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П разъяснено, что местный бюджет не существует изолированно - он является составной частью финансовой системы Российской Федерации; недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
Учитывая, что оспариваемое бездействие Администрации не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Богучарской КЭЧ МВО, арбитражный суд обоснованно удовлетворил требования заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.03.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2009 по делу N А14-957/2009/22/22 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
С.Ю. Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П отношения, связанные с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения жилищного фонда социального использования, носят публично-правовой характер. Осуществляя их регулирование, законодатель, исходя из публичных целей, вправе определять, что те или иные объекты, необходимые для жизнеобеспечения населения, в процессе конкурсного производства подлежат передаче соответствующему муниципальному образованию. Тем самым реализуется и распределение между разными уровнями публичной власти функций социального государства (статья 7 Конституции Российской Федерации).
При этом в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П разъяснено, что местный бюджет не существует изолированно - он является составной частью финансовой системы Российской Федерации; недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22 сентября 2009 г. N Ф10-4034/09 по делу N А14-957/2009/22/22