Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Степиной Л.В. |
судей: |
Ключниковой Н.В. |
|
Шелудяева В.Н. |
при участии в заседании: |
|
от заявителя
от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
Клочковой А.Н. - специалиста-эксперта территориального отдела (доверенность от 25.08.2009 N 25, постоянная), |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального научно-производственного центра - Закрытого акционерного общества "Научно-производственный концерн (объединение) "Энергия" на решение Арбитражного суда Орловской области от 27.04.2009 (судья Володин А.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2009 (судьи Семенюта Е.А., Сергуткина В.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А48-1294/2009,
УСТАНОВИЛ:
Федеральный научно-производственный центр - закрытое акционерное общество "Научно-производственный концерн (объединение) "Энергия" (далее - ФНПЦ-ЗАО "НПК(О) "Энергия", Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе (далее - РО ФСФР России в ЮЗР) о признании недействительными п.п. 2, 3, 4, 5, 6, 7 предписания от 28.01.2009 N 54-09-ВГ-13/0392.
Решением суда от 27.04.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2009 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании представителя РО ФСФР России в ЮЗР, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 21.11.2008 в РО ФСФР России в ЮЗР из Прокуратуры Воронежской области поступила жалоба акционера Общества о возможных нарушениях организацией требований действующего законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, регламентирующего порядок одобрения крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.
В период с 26.11.2008 по 02.03.2009 РО ФСФР России в ЮЗР проводилась камеральная проверка Общества в целях проверки соблюдения прав и законных интересов акционеров при отчуждении имущества.
В ходе камеральной проверки ФНПЦ-ЗАО "НПК(О) "Энергия" было направлено предписание от 26.11.2008 N ЮР-080947-ЭИ/13 о представлении в срок до 08.12.2008 в территориальный отдел в Воронежской области РО ФСФР России в ЮЗР следующих документов:
1. Копию действующей редакции Устава Общества со всеми внесенными изменениями и дополнениями;
2. Документов, подтверждающих порядок одобрения крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, связанных с приобретением либо отчуждением имущества, за период времени с 2003 года по настоящее время, а именно:
а) копий документов, касающихся подготовки и проведения общих собраний акционеров, на которых принималось решение об одобрения крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в указанный период: протоколов заседаний Совета директоров Общества по подготовке общих собраний акционеров; в случае если голосование по вопросам повестки дня общего собрания акционеров Общества осуществлялось бюллетенями, утвержденные формы бюллетеней; документов, подтверждающих рассылку бюллетеней; предложений акционеров Общества в повестку дня общих собраний акционеров (о внесении вопросов в повестку дня общего собрания и выдвижении кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет) общества, коллегиальный исполнительный орган, ревизионную комиссию (ревизоры) и счетную комиссию общества); требований о созыве внеочередного общего собрания акционеров; текстов сообщений акционерам о проведении общих собраний; в случае если сообщение согласно Уставу Общества, публикуется в печатном издании - копии данной публикации; в случае, если сообщения акционерам направляются (вручаются) - копии реестра почтовых отправлений, либо список акционеров с подписями о получении уведомления; информации (материалов), предоставляемых акционерам при подготовке к проведению общих собраний акционеров; доверенностей для голосования на общих собраниях акционеров за указанный период.
б) копий протоколов заседаний Совета директоров, на которых принималось решение об одобрении крупных сделок Общества и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в период времени с 2003 года по настоящее время;
в) копий решений единоличного исполнительного органа Общества, которыми было принято решение об одобрении сделок, связанных с приобретением либо отчуждением имущества Общества, за период времени с 2003 года по настоящее время.
3. Справки о количестве акций, принадлежащих акционеру Общества - Кудинову Н.В.
По итогам рассмотрения представленных Обществом документов РО ФСФР России в ЮЗР не представилось возможным дать полную и объективную оценку действий Общества, связанных с отчуждением имущества, а также установить законность процедур по отчуждению имущества общества без получения дополнительных материалов, в связи с чем 26.12.2008 в адрес Общества был направлен запрос с требованием в срок до 15.01.2009 представить в территориальный отдел Воронежской области РО ФСФР России в ЮЗР заверенные копии документов.
Общество отказало в представлении истребуемых документов со ссылкой на незаконность указанного запроса.
РО ФСФР России в ЮЗР приняло решение о продлении сроков проверки до 02.03.2009, в адрес Общества направлено предписание от 29.01.2009 N 54-09-ВГ-13/0392 о предоставлении документов для проведения камеральной проверки, в соответствии с которым обществу необходимо было представить в территориальный отдел в Воронежской области РО ФСФР России в ЮЗР следующие документы и информацию:
1. Копию редакции Устава Общества, действовавшего с 2003 года до 2006 года, со всеми внесенными изменениями и дополнениями.
2. Копии документов, подтверждающих отчуждение имущества Общества, расположенного по адресу; г. Воронеж, ул. Красноармейская, д. 54 (договор либо контракт купли-продажи).
3. Копии документов, подтверждающих отчуждение Обществом имущества, расположенного по адресу: Воронежская область, г. Россошь, ул. Мира, д. 183-Г, д. 201, д. 203, в том числе документы, подтверждающие одобрение указанных сделок (по каждой сделке):
4. Копии ежеквартальной бухгалтерской отчетности с приложениями (ф-1-5) с 2003 года по 2007 год включительно с отметками налоговой службы о принятии.
5. Копию Протокола Заседания Совета директоров от 11 сентября 2003 года.
6. Копии документов, подтверждающих уведомление членов Совета директоров Общества о проведении заседания, на которых принимались решения об отчуждение имущества Общества, с 2003 года по настоящее время.
7. Справку, содержащую разъяснения по следующим вопросам:
а) количество объектов недвижимого имущества, реализованного Обществом в период времени с 2003 года по настоящее время (с указанием конкретных объектов);
б) по каждому объекту отчуждаемого в период с 2003 года по настоящее время имущества Общества указать:
- номер договора, дата заключения, полные реквизиты сторон;
- в какой срок, и в каком размере была осуществлена оплата;
- как и в каком порядке была определена цена реализуемых объектов недвижимого имущества Общества;
в) осуществлялось ли в период с 2003 года по настоящее время отчуждение имущества Общества посредством передачи его в уставной капитал юридических лиц, если да, указать, в какой период времени принималось решение о передаче имущества, кем принималось решение о передаче имущества, каков был определен порядок передачи, какое непосредственно имущество предавалось, каким образом оценивалось, полное наименование юридического лица, в уставной капитал которого предавалось недвижимое имущество Общества.
Представив в территориальный отдел в Воронежской области РО ФСФР России в ЮЗР часть запрашиваемых документов, Общество в отношении представления иных документов отказало, мотивируя данный отказ превышением полномочий РО ФСФР России в ЮЗР в части требования предоставления документов, касающихся совершения Обществом сделок.
Полагая, что п.п. 2, 3, 4, 5, 6, 7 оспариваемого предписания вынесены с превышением полномочий, предоставленных федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", Федеральным законом от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317, Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2004 N 206 "Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам" Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору на финансовых рынках, и находится в ведении Правительства Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 2, п. 10 ст. 42, п. 6.1 ст. 44 Федерального закона N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", Постановления Правительства РФ N206 от 09.04.2004, п. 1.2 Положения о проведении проверок организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденным приказом ФСФР России от 13.11.2007 N 07-108/пз-н, п. 4, п. 7.4, п. 21 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора, утвержденного приказом ФСФР России от 13.11.2007 г. N 07-107/пз-н, ст. 2, ст. 7 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) и принимая во внимание, что ФНПЦ-ЗАО "НПК (О) "Энергия" как закрытое акционерное общество является эмитентом, суд пришел к правильному выводу, что Федеральная служба по финансовым рынкам в лице своего территориального органа - Регионального отделения, выдавая предписание, действовала в рамках предоставленных ей действующим законодательством полномочий.
Как установлено судом, основанием для проведения камеральной проверки послужило обращение акционера Кудинова Н.В., содержащее информацию о возможных фактах нарушений Обществом процедуры одобрения крупных сделок, в том числе при отчуждении имущества, расположенного по адресам: г. Воронеж, ул. Красноармейская, д. 54; Воронежская область, г. Россошь, ул. Мира, д. 183-Г, д. 201, д. 203.
В соответствии с п. 1 ст. 78 Закона N 208-ФЗ крупной сделкой считается сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, за исключением сделок, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, сделок, связанных с размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества, и сделок, связанных с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества. Уставом общества могут быть установлены также иные случаи, при которых на совершаемые обществом сделки распространяется порядок одобрения крупных сделок, предусмотренный настоящим Федеральным законом.
Крупная сделка должна быть одобрена советом директоров (наблюдательным советом) общества или общим собранием акционеров в соответствии со ст. 79 названного Закона.
Согласно ст. 75 Закона N 208-ФЗ акционеры - владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций в случаях реорганизации общества или совершения крупной сделки, решение об одобрении которой принимается общим собранием акционеров в соответствии с пунктом 3 статьи 79 настоящего Федерального закона, если они голосовали против принятия решения о его реорганизации или одобрении указанной сделки либо не принимали участия в голосовании по этим вопросам.
Таким образом, нарушение порядка одобрения крупной сделки в соответствии со ст. 79 Закона N 208-ФЗ может повлечь нарушение прав акционеров на выкуп акций, а также отразиться на финансовом положении общества.
По правилам п. 6 ст. 79 Закона N 208-ФЗ крупная сделка, совершенная с нарушением требований данной статьи, может быть признана недействительной по иску общества или акционера.
На основании изложенного камеральная проверка Общества проводилась в целях проверки соблюдения прав и законных интересов акционеров при отчуждении имущества.
Оценив и исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ представленные доказательства, суд пришел к выводу, что обжалуемое предписание от 28.01.2009 N 54-09-ВГ-13/0392 соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были рассмотрены в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам, и в силу ст. 286 АПК РФ не подлежат переоценке в суде кассационной инстанции.
При вынесении обжалуемых судебных актов нормы материального и процессуального права судами не нарушены, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 27.04.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2009 по делу N А48-1294/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 75 Закона N 208-ФЗ акционеры - владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций в случаях реорганизации общества или совершения крупной сделки, решение об одобрении которой принимается общим собранием акционеров в соответствии с пунктом 3 статьи 79 настоящего Федерального закона, если они голосовали против принятия решения о его реорганизации или одобрении указанной сделки либо не принимали участия в голосовании по этим вопросам.
Таким образом, нарушение порядка одобрения крупной сделки в соответствии со ст. 79 Закона N 208-ФЗ может повлечь нарушение прав акционеров на выкуп акций, а также отразиться на финансовом положении общества.
По правилам п. 6 ст. 79 Закона N 208-ФЗ крупная сделка, совершенная с нарушением требований данной статьи, может быть признана недействительной по иску общества или акционера."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 2 ноября 2009 г. N Ф10-4315/09 по делу N А48-1294/2009