Резолютивная часть постановления объявлена 25.11.2011.
В полном объеме постановление изготовлено 30.11.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Ключниковой Н.В. |
Судей |
Панченко С.Ю. |
|
Степина Л.В. |
При участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "Региональная энергосбытовая компания" (ОГРН 1064633003038, Курская область, г. Железногорск, ул. Гагарина, 28, 307170) |
- Алтуховой Ю.В. - представителя (дов. от 12.06.2011 N 69); |
от Комитета по тарифам и ценам Курской области (ОГРН 1054639074676, г. Курск, ул. Карла Маркса, 43, 305029) от третьего лица: открытого акционерного общества "Курскрегионэнергосбыт" (ОГРН 1054639005805, г. Курск, пр-кт Хрущева, 8, 305048) |
- Золотухиной Г.Н. - представит. (дов. от 15.09.2011 N 18-Д);
- Ломакиной В.В. - представителя (дов. от 07.07.2011 N 01-Д); |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козыревой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курской области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональная энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Курской области от 28.04.2011 (судья Морозова М.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2011 (судьи Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А., Протасов А.И.) по делу N А35-13912/2010,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Региональная энергосбытовая компания" (далее - ООО "РЭК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц Комитета по тарифам и ценам Курской области (далее - Комитет), нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и об обязании Комитета внести изменения в постановление от 05.10.2006 N 69, в которых конкретизировать границу зоны деятельности заявителя согласно ст. 92 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено открытое акционерное общество "Курская энергосбытовая компания" (в настоящее время - ОАО "Курскрегионэнергосбыт").
Решением суда от 28.04.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.07.2011 решение суда от 28.04.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, постановлением Комитета от 05.10.2006 N 69 "О присвоении статуса гарантирующего поставщика" трем сбытовым компаниям: ОАО "Курская ЭСК", ОАО "Курскэнергосбыт" и ООО "РЭК" присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Курской области и определены их зоны деятельности.
Согласно указанному постановлению границей зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО "Курская ЭСК" являются административные границы Курской области, за исключением части территории Горшеченского района Курской области, где точки поставки электрической энергии на оптовом рынке зарегистрированы за гарантирующим поставщиком ОАО "Липецкая энергосбытовая компания", и территорий, соответствующих зонам деятельности гарантирующих поставщиков ОАО "Курскэнергосбыт" и ООО "РЭК".
Границей зоны деятельности гарантирующего поставщика ООО "РЭК" является граница балансовой принадлежности электрических сетей, принадлежащих или находящихся на обслуживании МУП "Горэлектросети" г. Железногорск, к сетям которого присоединены потребители, подлежащие обслуживанию ООО "РЭК".
На момент вступления в силу вышеуказанного постановления Комитета подстанция "Индустрия 110/6 кВ" не входила в состав энергооборудования, находящегося на балансе сетевой компании МУП "Горэлектросети" г. Железногорск, в связи с этим, потребители, присоединенные к вышеуказанной подстанции находились в зоне деятельности гарантирующего поставщика ОАО "Курская ЭСК".
27 декабря 2006 года ООО "РЭК" приобрело в собственность подстанцию "Индустрия 110/6 кВ" и передало в аренду МУП "Горэлетросети" г. Железногорск с 01.01.2007, в связи с чем письмом от 27.02.2008 N 136 обратилось в Комитет об изменении границ зоны деятельности.
Однако, в соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии, в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила), изменение границ зоны деятельности гарантирующего поставщика до проведения конкурса возможно только при наличии согласования о таком изменении со стороны смежных гарантирующих поставщиков, чьи зоны деятельности изменяются.
Данное согласование со стороны ООО "РЭК" в адрес Комитета представлены не были, в связи с этим изменение границ зоны деятельности не было произведено.
Письмом от 26.09.2008 N 488 ООО "РЭК" повторно обратилось в Комитет по вопросу изменения границ зоны деятельности, в связи с приобретением в собственность объектов электросетевого хозяйства на территории г. Железногорска, в том числе, подстанции "Индустрия 110/6 кВ" вновь образованной сетевой компанией ООО "Железногорская сетевая компания", к сетям которой присоединены потребители ООО "РЭК".
Комитет подготовил проект постановления об изменении границ зон деятельности гарантирующего поставщика ООО "РЭК" по указанным основаниям и в соответствии с Правилами письмом от 22.10.2008 N 03-01/2114 обратился в ФСТ России о согласовании изменений границ зоны деятельности гарантирующего поставщика ООО "РЭК" и внесении соответствующих изменений в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и их зон деятельности (далее - Реестр).
ФСТ России письмом от 17.11.2008 N НБ-6643/14 отказало в согласовании изменения границ зоны деятельности гарантирующего поставщика ООО "РЭК" и внесении соответствующих изменений в Реестр в связи с отсутствием письменного согласия на такое изменение смежных гарантирующих поставщиков.
В свою очередь, Комитет письмом от 12.01.2009 N 03-09/12 сообщил гарантирующему поставщику ООО "РЭК", что для изменения границ зоны деятельности необходимо представить письменное согласие на такое изменение смежных гарантирующих поставщиков.
До настоящего времени гарантирующим поставщиком ООО "РЭК" не представлено письменное согласие смежных гарантирующих поставщиков об изменении границ зоны деятельности.
Таким образом, согласно постановлению Комитета от 05.10.2006 N 69 потребители, присоединенные к подстанции "Индустрия 110/6 кВ", в настоящее время находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика ОАО "Курская ЭСК".
В связи с этим ООО "РЭК" может осуществлять продажу электрической энергии и мощности потребителям, присоединенным к подстанции "Индустрия 110/6 кВ", как энергосбытовая компания, не подлежащая государственному регулированию.
Следовательно, согласно постановлению Комитета от 05.10.2006 N 69 потребители, присоединенные к подстанции "Индустрия 110/6 кВ", в настоящее время не входят в зону деятельности ООО "РЭК".
Полагая, что Комитет необоснованно не предпринял действия по внесению изменений в постановление от 05.10.2006, согласно которым потребители, присоединенные к подстанции "Индустрия 110/6 кВ", должны были войти в зону деятельности ООО "РЭК", Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 N 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушением их изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила) присвоение статуса гарантирующего поставщика и определение зон его деятельности входит в компетенцию органа исполнительной власти в области регулирования тарифов - Комитета по тарифам и ценам Курской области.
В силу п. 58 Правил границы зон деятельности гарантирующего поставщика не подлежат изменению в период между проведением очередных конкурсов и могут быть изменены до проведения первого конкурса в случае принятия решения уполномоченным органом об изменении (объединении или разделении) границ смежных зон деятельности гарантирующих поставщиков на основании письменного согласия на такое изменение зон деятельности всех гарантирующих поставщиков, границы зон деятельности которых изменяются.
Решением Арбитражного суда Курской области от 20.10.2010 по делу N А35-1669/2010, оставленным без изменения постановлениями Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2011 и Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23.06.2011, имеющими в силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ преюдициальное значение по делу, установлен факт нахождения согласно постановлению Комитета от 05.10.2006 N 69 потребителей, присоединенных к подстанции "Индустрия 110/6 К", в зоне деятельности гарантирующего поставщика ОАО "Курская ЭСК" и не входят в зону деятельности ООО "РЭК".
Довод заявителя жалобы о том, что письменные пояснения Комитета не соответствуют пункту 40 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Основные положения) правомерно отклонен судом ввиду следующего.
Определение конкретных точек присоединения и их регистрации не является предметом данного спора.
Общество привлекалось к административной ответственности за предоставление недостоверных сведений, поэтому, тот факт, что сбытовая надбавка была установлена на основании представленных ООО "РЭК" не свидетельствует о признании его гарантирующим поставщиком по данной конкретной подстанции.
Согласно п. 40 Основных положений, в случае если статус гарантирующего поставщика присвоен в соответствии с подпунктом "б" или "в" пункта 36 данного документа организации, не имеющей права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в отношении соответствующих ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика групп точек поставки эта организация должна получить право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке по группе точек поставки, соответствующей ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика, с 1 января очередного года, но не позднее 1 января 2010 г.
В противном случае она лишается статуса гарантирующего поставщика в соответствующей зоне деятельности с 1 января 2010 г.
Если такая организация не получает право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке и утрачивает статус гарантирующего поставщика до 1 января 2010 г. и в ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика статус гарантирующего поставщика присваивается до 1 января 2010 г. в соответствии с настоящим документом иной организации, требование настоящего абзаца распространяется также на эту иную организацию.
Однако гарантирующим поставщиком в спорной зоне подстанции "Индустрия 110/6 Кв" на момент принятия постановления Комитета от 05.10.2006 N 69 являлась ОАО "Курская энергосбытовая компания", которая на указанную дату уже имела право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке и ей был присвоен статус гарантирующего поставщика.
Кроме того, судом правомерно учтено, что изложение мнения Комитетом по отдельному делу, рассмотренному Арбитражным судом Курской области не является нарушением прав и законных интересов ООО "РЭК" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагает незаконно на него какие-либо обязанности, не создает иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, являясь реализацией Комитетом своих процессуальных прав, предусмотренных АПК РФ для участника процесса. В связи с чем, рассматриваемые действия не нарушают прав Общества.
При указанных обстоятельствах суд правомерно отказал ООО "РЭК" в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 28.04.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2011 по делу N А35-13912/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
С.Ю. Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решением Арбитражного суда Курской области от 20.10.2010 по делу N А35-1669/2010, оставленным без изменения постановлениями Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2011 и Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23.06.2011, имеющими в силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ преюдициальное значение по делу, установлен факт нахождения согласно постановлению Комитета от 05.10.2006 N 69 потребителей, присоединенных к подстанции "Индустрия 110/6 К", в зоне деятельности гарантирующего поставщика ОАО "Курская ЭСК" и не входят в зону деятельности ООО "РЭК".
Довод заявителя жалобы о том, что письменные пояснения Комитета не соответствуют пункту 40 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Основные положения) правомерно отклонен судом ввиду следующего.
...
Согласно п. 40 Основных положений, в случае если статус гарантирующего поставщика присвоен в соответствии с подпунктом "б" или "в" пункта 36 данного документа организации, не имеющей права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в отношении соответствующих ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика групп точек поставки эта организация должна получить право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке по группе точек поставки, соответствующей ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика, с 1 января очередного года, но не позднее 1 января 2010 г."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30 ноября 2011 г. N Ф10-4264/11 по делу N А35-13912/2010