Резолютивная часть постановления объявлена 20.06.2008.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.06.2008.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Чадова В.М. |
Судей: |
Чистовой И.В. |
|
Кириловой Л.Л. |
|
|
при участии в заседании: |
|
|
|
от истца: ИП Шистеров Р.М. |
Шистеров Р.М. - индивидуальный предприниматель; Лавренцов В.В. - представитель (доверенность б/н от 10.08.2007 г.); |
от ответчика: Администрация МО "Вяземский район" |
Байкова М.И. - представитель (доверенность N 19 от 23.05.2008 г.); Березкина В.П. - представитель (доверенность N 3 от 18.01.2008); Козлова Г.И. - представитель (доверенность N 20 от 19.06.2008 г.); |
от третьего лица: 1. УФССП по Смоленской области |
Кошелева И.В - заместитель начальника юридического отдела (доверенность N 31 от 05.06.2008 г.); |
2. МП "Вяземское ПЖРО" |
не явился, надлежаще извещен; |
3. Департамента финансов и бюджета Смоленкой области |
Казаков А.В. - представитель (доверенность N 1885/15-01 от 05.06.2008 г.); |
4.Российский фонд Федерального имущества в лице филиала Российского фонда федерального имущества Смоленской области |
не явился, надлежаще извещен;
|
5. Министерство финансов Российской Федерации |
не явился, надлежаще извещен; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2008 по делу N А62-1525/2007,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Шистеров Роман Михайлович (далее - ИП Шистеров Р.М.), обратился в Арбитражный суд Смоленской области с иском к администрации муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области (далее - администрация МО "Вяземский район" Смоленской области), с привлечением в качестве третьего лица Муниципального предприятия "Вяземское производственное жилищно-ремонтное объединение" (далее - МП "Вяземское ПЖРО) о взыскании задолженности по неисполненным обязательствам в сумме 4681428 руб. 61 коп.
В свою очередь Администрация МО "Вяземский район" Смоленской области обратилась со встречным иском к ИП Шистерову Р.М о признании договора купли-продажи N 1505-А/4 от 19.03.2007 г. недействительным с применением последствий недействительности сделки.
Определением от 11.05.2007 г. к участию в деле в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований привлечены Муниципальное образование "Вяземский район", Смоленская область в лице Департамента финансов, бюджета и государственного заказа по Смоленской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управление федеральной службы судебных приставов по Смоленской области.
Определением от 12.09.2007 г. к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований привлечен Российский фонд Федерального имущества в лице филиала Российского фонда Федерального имущества Смоленской области.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 29.10.2007 (судья Воронова В.В) в удовлетворении исковых требований ИП Шистерову Р.М отказано в полном объеме. Встречный иск Администрации МО "Вяземский район" Смоленской области удовлетворен в части признания договора купли-продажи N 1505-А/4 от 19.03.2007 г. недействительным. В удовлетворении требования о применении последствий недействительности сделки отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2008 (судьи Полынкина Н.А., Можеева Е.И., Никулова М.В.) решение Арбитражного суда Смоленской области от 29.10.2007 отменено и принято новое решение: Исковые требования ИП Шистерова Р.М. удовлетворить. Взыскать с администрации МО "Вяземский район" Смоленской области в пользу ИП Шистерова Р.М. долг в сумме 4681428 руб. 61 коп. и 35 907 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины.
В удовлетворении встречного иска Администрации МО "Вяземский район" Смоленской области отказать в полном объеме.
Не согласившись с постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2008, Администрация муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на нарушение судом при вынесении обжалуемого судебного акта норм материального и процессуального, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, при принятии постановления судом всесторонне полно и объективно не исследованы имеющиеся в деле доказательства в связи, с чем просит отменить постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2008 и направить дело на новое рассмотрение.
В судебном заседании представителем Департамента бюджета и финансов Смоленской области заявило ходатайство о замене третьего лица по делу Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области в связи с произошедшей реорганизацией на его правопреемника по всем обязательствам - Департамент бюджета и финансов Смоленской области.
В доказательство факта реорганизации в материалы дела представлены постановление Администрации Смоленской области N 300 от 16.05.2008 и Положение о Департаменте бюджета и финансов Смоленской области.
Учитывая изложенное на основании статьи 48 Арбитражного кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции произведена замена третьего лица по настоящему делу Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области на его правопреемника - Департаменте бюджета и финансов Смоленской области.
Представитель Администрации МО "Вяземский район" Смоленской области в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Истец и представитель истца с доводами кассационной жалобы не согласились, считают постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2008 законным и обоснованным.
Третьи лица МП "Вяземское ПЖРО" и Министерство финансов Российской Федерации, Российский фонд Федерального имущества в лице филиала Российского фонда федерального имущества Смоленской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон и третьих лиц, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, суд кассационной инстанции считает необходимым постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2008 в части взыскания с Администрации муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области в пользу индивидуального предпринимателя Шистерова Романа Михайловича долга в сумме 4681428 руб. 61 коп. и 35 907 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины отменить.
Как установлено судом, 15 и 20 октября 2006 года судебным приставом исполнителем Вяземского районного отдела УФССП по Смоленской области Савинцевым были вынесены постановления о наложении ареста на дебиторскую задолженность МП "Вяземское ПЖРО", о чем составлены акты ареста дебиторской задолженности от 15.09.2006 г. на сумму 1000000 руб. и от 20.10.2008 г. на сумму 2681428 руб. 61 коп.
В связи с тем, что оценка дебиторской задолженности должника для судебного пристава-исполнителя являлась затруднительной, в соответствии с п. 2 ст. 52 Федерального закона "Об исполнительном производстве" для определения рыночной стоимости дебиторской задолженности был привлечен специалист ОГУ "Долговой центр при администрации Смоленской области", обладающий специальными познаниями в области оценки имущества.
Согласно отчета N 197/06 от 28.12.2006 г. рыночная стоимость дебиторской задолженности МП "Вяземское производственное жилищно-ремонтное объединение" по неисполненным обязательствам администрации МО "Вяземский район" Смоленской области по состоянию на 29.09.2006 г. составляет 746000 руб.
Постановлением N 3 от 19.01.2007 года дебиторская задолженность МП "Вяземское ПЖРО" по неисполненным обязательствам Администрации МО "Вяземский район" Смоленской области в сумме 4681428 руб.61 коп. передана Смоленскому отделению РФФИ для реализации на торгах с указанием цены реализации 746000 руб.
19.03.2007 года были проведены торги по продаже дебиторской задолженности МП "Вяземское ПЖРО" по неисполненным обязательствам администрации МО "Вяземский район" Смоленской области в сумме 4681428 руб. 61 коп., победителем которых согласно протокола N 08/03 от 19.03.2007 г. стал ИП Шистеров Р.М. и с ним был заключен договор купли-продажи дебиторской задолженности N 1505-А/4 от 19.03.2007 г.
По акту приема-передачи от 20.03.2007 г. имущество - дебиторская задолженность МП "Вяземское ПЖРО" в сумме 4681428 руб. 61 коп. передано ИП Шистерову Р.М., который письмами уведомил об этом администрацию МО "Вяземский район" Смоленской области и просил в срок до 09.04.2007 года погасить задолженность.
Неоплата Администрацией МО "Вяземский район" Смоленской области дебиторской задолженности по договору купли-продажи N 1505-А/4 от 19.03.2007 г. в сумме 4681428 руб. 61 коп. явилась основанием для обращения ИП Шистерова Р.М. в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований ИП Шистерова, исходил из того, что Администрация МО "Вяземский район" является исполнительно-распорядительным органом Муниципального образования "Вяземский район" и не может выступать надлежащим ответчиком по настоящему делу. При этом суд частично удовлетворил встречные исковые требования Администрации МО "Вяземский район" в части признания договора купли-продажи N 1505-А/4 от 19.03.2007 г. недействительным, а в удовлетворении требования о признании последствий недействительности сделки отказал.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда в части отказа в удовлетворении иска ИП Шистерова, пришел к выводу о том, что первоначальные исковые требования подлежат удовлетворению, и в полном объеме отказал в удовлетворении исковых требований Администрации МО "Вяземский район".
Суд кассационной инстанции считает, что выводы суда апелляционной инстанции об удовлетворении требований ИП Шистерова о взыскании с Администрации МО "Вяземский район" район в его пользу долга в сумме 4681428 руб. 61 коп и 35907 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины необоснованными в связи со следующим.
Согласно договору N 11 от 10.01.2004 заключенному между Администрацией МО "Вяземский район" Смоленской области и МП "ПЖРО", последнее обязалось предоставлять льготы по оплате коммунальных услуг, установленных для категорий граждан по Федеральным законам "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", возмещение данных категорий льгот производится в соответствии с Порядком предоставления и расходования дотаций и субсидий, выделяемых из федерального бюджета на финансирование текущих расходов по реализации вышеуказанных законов.
В силу статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 154-ФЗ финансовые средства необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Российской Федерации.
Средства на реализацию Федерального закона "О ветеранах" в части полномочий субъекта Российской Федерации должны быть предусмотрены законом об областном бюджете на очередной финансовый год.
При этом расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъекта Российской Федерации и имеют целевое назначение.
Во исполнение положений вышеуказанного закона постановлениями Администрации Смоленской области от 25.03.2003 N 59 и от 24.02.2004 N 35 были утверждены Порядки предоставления и расходования средств, выделяемых на финансирование расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О ветеранах". На основании вышеуказанных порядков органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер средств на возмещение средств по каждому виду льгот в пределах выделенных ассигнований.
В 2002-2204 годах возмещение расходов по представленным льготам производилось на основании договоров, заключаемых Администрацией Вяземского района с предприятиями и организациями, предоставляющими льготы по оплате коммунальных услуг.
Финансирование расходов на реализацию Федерального закона "О ветеранах" в части компенсации коммунальных услуг являлось в силу данного закона расходным обязательством субъекта Российской Федерации с возмещением таких расходов из федерального бюджета.
Полномочия по финансированию указанных расходов были переданы МО "Вяземский район" только в пределах тех сумм, которые были выделены на эти цели согласно областным законам об областном бюджете на очередной финансовый год.
Таким образом, ответственность МО "Вяземский район" в рамках ненадлежащего исполнения обязательств по перечислению денежных средств на реализацию Федерального закона "О ветеранах" в части компенсации коммунальных услуг ограничена объемом средств, выделенных из федерального бюджета.
В рамках исполнительного производства был наложен арест на дебиторскую задолженность МП "Вяземское ПЖРП", определенную как неисполнение обязательства Администрации МО "Вяземский район" Смоленской области. Судебным приставом исполнителем был неправильно определен уровень бюджета, имеющего задолженность перед МП "Вяземское ПЖРП".
Из представленных в материалы дела актов ареста дебиторской задолженности, невозможно установить из какого конкретно обязательства возникла задолженность.
Кроме того, акт сверки не является документом, однозначно подтверждающим факт наличия дебиторской задолженности и ее размер, поскольку не является первичным документом бухгалтерского учета.
Указанные в акте ареста дебиторской задолженности акты сверки расчетов от 10.03.2006 и 29.09.2006 составлялись для упорядочения расчетов между бюджетами разных уровней и не могут служить доказательствами признания задолженности Администрацией МО "Вяземский район".
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что выделенные бюджетные средства не компенсировали в полном объеме расходы по финансированию переданных полномочий по компенсации льгот на основании Федерального закона "О ветеранах".
Доказательств выделения субъекту Российской Федерации, а в последующем муниципальному образованию денежных средств, достаточных для возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот или их нецелевого использования суду не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что судебным приставом-исполнителем был наложен арест на обязательства, не являющиеся задолженностью МО "Вяземский район" Смоленской области, а впоследствии оценена и реализована дебиторская задолженность, фактическое наличие которой достоверно не установлено.
Суд кассационной инстанции не может признать обоснованным довод заявителя кассационной жалобы о недействительности договора купли-продажи дебиторской задолженности от 19.03.2007 г. N 1505-А/4 в силу следующего.
Договор купли-продажи от 19.03.2007 г. N 1505-А/4 был заключен на открытых торгах проводимых филиалом специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российским фондом федерального имущества в Смоленской области".
Пункт 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает возможность признания торгов недействительными только в случае нарушения порядка их проведения.
Признание вышеуказанного договора недействительным возможно в случае признания недействительными проведенных торгов.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.05.1998 N 516 "О дополнительных мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций" под дебиторской задолженностью понимаются права требования, принадлежащие должнику как кредитору по неисполненным денежным обязательствам третьи лиц по оплате фактически поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг.
Пункт 19 Временной инструкции предусматривает, что для ареста дебиторской задолженности судебный пристав-исполнитель должен затребовать все необходимые документы, удостоверяющие возникновение конкретных прав и обязанностей по дебиторской задолженности по соответствующему обязательству.
В ходе обращения взыскания на спорную дебиторскую задолженность судебным приставом-исполнителем были нарушены требования Федерального закона "Об исполнительном производстве" и пункт 5 Временной инструкции о порядке ареста и реализации прав (требований), принадлежащих должнику как кредитору по неисполненным денежным обязательствам третьих лиц по оплате фактически поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг (дебиторской задолженности) при обращении взыскания на имущество организаций-должников, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.07.1998 N 76 (далее - Временная инструкция).
Согласно пункта 11 Временной инструкции при наложении ареста на дебиторскую задолженность должника, лица осуществляющие взыскание, проверяют отражение дебиторской задолженности в документах бухгалтерского учета должника и наличие документов, подтверждающих дебиторскую задолженность. Однако доказательства того, что судебный пристав-исполнитель проверил документы бухгалтерского учета, в материалах дела отсутствуют.
В силу Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" нарушения, допущенные судебным приставом-исполнителем при наложении ареста на имущество должника, не являются основанием для признания судом торгов недействительными, поскольку указанные нарушения не связаны с правилами проведения торгов.
Поскольку нарушения совершенные судебным приставом исполнителем были допущены им в ходе ареста дебиторской задолженности и не касаются порядка проведения торгов, в силу пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации нет оснований для признания торгов и договора купли-продажи спорной дебиторской задолженности недействительными.
Согласно статьи 62 Закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что деятельность судебного пристава-исполнителя, предшествующая реализации имущества с публичных торгов, заканчивается подачей заявки специализированной организации на проведение торгов.
Согласно статьи 90 Закона "Об исполнительном производстве" защита прав взыскателя, должника и других лиц осуществляется путем обжалования действий судебного пристава-исполнителя.
Поскольку действия судебного пристава-исполнителя Администрация МО "Вяземский район" не обжаловала, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований считать договор купли-продажи дебиторской задолженности недействительным.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" судом кассационной инстанции отклоняется ввиду того, что в указанном пункте речь идет о признании недействительным договора купли-продажи имущества, изъятого из оборота, тогда как спорное правоотношение связано с куплей-продажей несуществующей дебиторской задолженности.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (абз. 2 ч. 1 ст. 110 АПК РФ).
С учетом изложенного судебные расходы первоначальному иску по в сумме 34907 руб. и апелляционной жалобе в сумме 1000 руб. истца ввиду отказа в удовлетворении требований ИП Шистерова кассационной инстанцией относятся на ИП Шистерова.
Судебные расходы Администрации МО "Вяземский район" за подачу встречного иска в сумме 2000 руб. и 1000 руб. за подачу кассационной жалобы
относятся на заявителя в связи с отказом в удовлетворении встречных исковых требований и отказом в удовлетворении кассационной жалобы в данной части.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст.ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2008 по делу N А62-1525/2007 в части взыскания с Администрации муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области в пользу индивидуального предпринимателя Шистерова Романа Михайловича долга в сумме 4681428 руб. 61 коп. и 35 907 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины отменить. Решение Арбитражного суда Смоленской области от 29.10.2007 по данному делу в указанной части оставить без изменения.
В остальной части постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2008 по делу N А62-1525/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Чадов |
Судьи |
И.В. Чистова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку нарушения совершенные судебным приставом исполнителем были допущены им в ходе ареста дебиторской задолженности и не касаются порядка проведения торгов, в силу пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации нет оснований для признания торгов и договора купли-продажи спорной дебиторской задолженности недействительными.
Согласно статьи 62 Закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что деятельность судебного пристава-исполнителя, предшествующая реализации имущества с публичных торгов, заканчивается подачей заявки специализированной организации на проведение торгов.
Согласно статьи 90 Закона "Об исполнительном производстве" защита прав взыскателя, должника и других лиц осуществляется путем обжалования действий судебного пристава-исполнителя.
...
Ссылка заявителя кассационной жалобы на п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" судом кассационной инстанции отклоняется ввиду того, что в указанном пункте речь идет о признании недействительным договора купли-продажи имущества, изъятого из оборота, тогда как спорное правоотношение связано с куплей-продажей несуществующей дебиторской задолженности."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24 июня 2008 г. N Ф10-2008/08 по делу N А62-1525/2007