Резолютивная часть постановления объявлена 05.12.2011.
В полном объеме постановление изготовлено 12.12.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Ключниковой Н.В. |
Судей |
Шуровой Л.Ф. |
|
Степина Л.В. |
При участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью Торгово-коммерческая фирма "Альянс" (ОГРН 1024000628740, Калужская область, Жуковский район, г. Белоусово, ул. Московская, д. 83) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от Городской Управы муниципального образования городского поселения "Город Белоусово" Жуковского района Калужской области (Калужская область, Жуковский район, г. Белоусово, ул. Мирная, д. 11) от третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Палата профессиональной оценки и экспертизы собственности (ОГРН 1024001198605, г. Калуга, ул. Гоголя, д. 2, офис 110) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
|
|
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Торгово-коммерческая фирма "Альянс" на решение Арбитражного суда Калужской области от 06.06.2011 (судья Носова М.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2011 (судьи Дорошкова А.Г., Полынкина Н.А., Тучкова О.Г.) по делу N А23-3627/10А-3-178,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Торгово-коммерческая фирма "Альянс" (далее - ООО "ТКФ "Альянс", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к городской управе муниципального образования городского поселения "Город Белоусово" Жуковского района Калужской области (далее - городская управа) о признании недействительным п. 2 постановления от 28.01.2010 N 12 в части установления рыночной стоимости в размере 1405000 руб.; пункта 3 в части установления цены продажи в размере 1405000 руб., а также городской управе внести изменения в оспариваемое постановление рыночной стоимости имущества и цены продажи, равной 1190677 руб. 96 коп., т.е. без учета НДС (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, было привлечено общество с ограниченной ответственностью "Палата профессиональной оценки и экспертизы собственности".
7 февраля 2011 года стороны достигли соглашение об обстоятельствах, не требующих дальнейшего доказывания, в соответствии с которым текст проекта договора купли-продажи от 05.02.2010 о продаже помещения по адресу: г. Белоусово, ул. Калужская, д. 1 был первоначально подготовлен администрацией, после его редактировало Общество. Редакция договора купли-продажи от 05.02.2010, подготовленная Обществом, - затронула только текст договора, оценка имущества взята из постановления от 28.01.2010 N 12.
Решением суда от 06.06.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 04.08.2011 решение суда от 06.06.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, 28.01.2010 городской управой было принято постановление N 12 "О приватизации помещения, расположенного по адресу: г. Белоусово, ул. Калужская, д. 1" посредством предоставления преимущественного права покупки арендатору помещения ООО "ТКФ "Альянс" - субъекту малого предпринимательства, которым определена нормативная цена объекта недвижимости, равная его рыночной стоимости, установленной ООО "Палата профессиональной оценки и экспертизы собственности" в отчете от 30.12.2009 N 2009-17-РН, в размере 1405000, и цена продажи названного нежилого помещения 1405000 руб.
В отчете оценщика от 30.12.2009 N 2009-17-РН указано, что рыночная стоимость на 23.12.2009 торгового помещения общей площадью 39,3 кв.м, встроенного на первом этаже в жилой пятиэтажный кирпичный дом по адресу: Калужская область, Жуковский район, г. Белоусово, ул. Калужская, д. 1, определенная затратным подходом, составляет без учета НДС: 1144600 руб., рыночная стоимость объекта оценки с учетом НДС равна: 1144600 руб. x 1,18 = 1350600 рублей, рыночная стоимость объекта оценки, определенная доходным подходом без учета НДС составляет: 224900 руб./0,185 = 1215700 руб., с учетом НДС равняется: 1215700 x 1,18 = 1434500 руб.
5 февраля 2010 года между муниципальным образованием "Город Белоусово" и Обществом был заключен договор купли-продажи помещения магазина площадью 39,3 кв.м по цене 1405000 руб., встроенное помещение магазина площадью 39,3 кв.м, расположенное по адресу: Калужская область, Жуковский район, г. Белоусово, ул. Калужская, д. 1, в этот же день было передано покупателю в собственность по передаточному акту от 05.02.2010, которым подтверждено, что расчет по договору произведен полностью, у сторон нет претензий по существу договора.
Оплата по договору в сумме 1405000 рублей поступила в бюджет 09.02.2010.
Общество, полагая, что определение цены продажи приватизированного имущества с учетом НДС нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 N 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушением их изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Закон N 159-ФЗ) установлено преимущественное право субъектов малого и среднего предпринимательства, отвечающих требованиям, названным в этой законодательной норме, на приобретение арендуемого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ).
В силу п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) начальная цена приватизируемого государственного или муниципального имущества устанавливается в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, на основании отчета об оценке государственного или муниципального имущества, составленного в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Законом N 135-ФЗ установлено, что при совершении сделок купли-продажи применяется рыночная стоимость объекта оценки, которая отражается в отчете об оценке объекта оценки. При этом для целей оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
При этом Федеральные стандарты оценки (N 2, 3, 4), утвержденные Приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, 254 и от 22.10.2010 N 508, не содержат конкретных указаний относительно расчета рыночной стоимости (с учетом НДС или без такового).
Из системного толкования норм главы 21 НК РФ следует, что при реализации товара его цена включает в себя его стоимость и НДС.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, независимый оценщик руководствовался разъяснениями, содержащимися в письме ФНС РФ от 12.05.2010 N ШС-37-3/1426@ "Об исчислении налога на добавленную стоимость налоговыми агентами при приобретении имущества казны" (вместе с письмом Минфина РФ от 19.10.2009 N 03-07-15/147), согласно которых при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, реализуемого по выкупной цене, исчисленной на основе рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, следует исходить из того, что эта стоимость включает налог на добавленную стоимость. В связи с этим порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального недвижимого имущества, применяемый с 1 января 2009 года, не приводит к увеличению рыночной стоимости этого имущества на соответствующую сумму налога.
Согласно составленному оценщиком - ООО "Палата профессиональной оценки и экспертизы собственности" отчету от 30.12.2009 N 2009-17-РН об оценке рыночной стоимости помещения магазина общей площадью 39,3 кв.м, встроенного на 1-ом этаже жилого 5-этажного здания по адресу: Калужская область, Жуковский район, г. Белоусово, ул. Калужская, д. 1, его рыночная стоимость была определена в размере 1405000 руб. с учетом НДС. Такая же цена имущества указана в качестве нормативной в п. 2 обжалуемого постановления городской управы от 28.01.2010 N 12.
Пунктом 3 постановления установлена цена продажи нежилого помещения в размере 1405000 руб.
Согласно расчету Общества стоимость произведенных неотделимых улучшений арендуемого нежилого имущества составляет 1190677,96 руб. Указанная сумма ниже зачтенной ответчиком при определении цены продажи приватизируемого имущества.
На основании изложенного включенные в обжалуемое постановление условия, касающиеся рыночной цены имущества с учетом НДС, соответствует законодательству и указанным выше разъяснениям по вопросу исчисления налога при приобретении имущества казны.
Указание рыночной стоимости с учетом НДС не нарушает права и законные интересы заявителя, так как порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального недвижимого имущества, применяемый с 01.01.2009, не приводит к увеличению рыночной стоимости этого имущества на соответствующую сумму налога.
Кроме того, судом учтено, что результаты проведения оценки объекта не были обжалованы Обществом в соответствии со ст. 6 Закона N 135-ФЗ. На момент рассмотрения дела в суде договор купли-продажи встроенного помещения магазина площадью 39,3 кв.м. заключен и исполнен сторонами (передаточный акт). Договор прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке. Цена договора составляет 1405000 руб. Данное условие является существенным.
При указанных обстоятельствах суд законно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении требований к городской управе о признании недействительным п. 2 постановления от 28.01.2010 N 12 в части установления рыночной стоимости в размере 1405000 руб.; пункта 3 в части установления цены продажи в размере 1405000 руб., а также о внесении изменений в оспариваемое постановление рыночной стоимости имущества и цены продажи, равной 1190677 руб. 96 коп., т.е. без учета НДС.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы Общества, явившиеся обоснованием его позиции, они исследованы при рассмотрении спора, им дана надлежащая оценка и оснований для переоценки установленных судом обстоятельств в силу статьи 286 АПК РФ у кассационной коллегии не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 06.06.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2011 по делу N А23-3627/10А-3-178 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Л.Ф. Шурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судом и подтверждается материалами дела, независимый оценщик руководствовался разъяснениями, содержащимися в письме ФНС РФ от 12.05.2010 N ШС-37-3/1426@ "Об исчислении налога на добавленную стоимость налоговыми агентами при приобретении имущества казны" (вместе с письмом Минфина РФ от 19.10.2009 N 03-07-15/147), согласно которых при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, реализуемого по выкупной цене, исчисленной на основе рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, следует исходить из того, что эта стоимость включает налог на добавленную стоимость. В связи с этим порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального недвижимого имущества, применяемый с 1 января 2009 года, не приводит к увеличению рыночной стоимости этого имущества на соответствующую сумму налога.
...
Указание рыночной стоимости с учетом НДС не нарушает права и законные интересы заявителя, так как порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального недвижимого имущества, применяемый с 01.01.2009, не приводит к увеличению рыночной стоимости этого имущества на соответствующую сумму налога.
Кроме того, судом учтено, что результаты проведения оценки объекта не были обжалованы Обществом в соответствии со ст. 6 Закона N 135-ФЗ. На момент рассмотрения дела в суде договор купли-продажи встроенного помещения магазина площадью 39,3 кв.м. заключен и исполнен сторонами (передаточный акт). Договор прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке. Цена договора составляет 1405000 руб. Данное условие является существенным."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12 декабря 2011 г. N Ф10-4415/11 по делу N А23-3627/10А-3-178