Резолютивная часть постановления объявлена 23.12.2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.12.2011 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Чистовой И.В. |
Судей |
Козелкина И.И. |
|
Шильненковой М.В. |
при участии в заседании: |
|
от истца |
Криулина А.А. - представителя (доверенность б/н от 21.12.2011) |
от ответчиков от Муниципального образования "Воробьевский муниципальный район Воронежской обл." от Администрации Воробьевского муниципального района Воронежской обл. |
Смольянинова Е.Б. - представителя (доверенность б/н от 21.12.2011 г.)
Гриднева А.С. - представителя (доверенность б/н от 14.06.2011 г.) |
от третьих лиц |
не явились |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального образования "Воробьевский муниципальный район Воронежской обл." на решение Арбитражного суда Воронежской обл. от 6 июля 2011 г. (судья Гумуржи А.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 сентября 2011 г. (судьи Яковлев А.С., Шеин А.Е., Колянчикова Л.А.) по делу N А14-1803/2011/39/37,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Элегран", ОГРН 1063667229812, (далее ООО "Элегран"), обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Администрации Воробьевского муниципального района Воронежской области, о взыскании 809809 руб. 62 коп. задолженности по муниципальному контракту от 05.06.2008 и 330000 руб. задолженности по муниципальному контракту от 28.07.2008 N 20 (с учетом уточнения иска в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Муниципальное образование Воробьевский муниципальный район Воронежской области в лице финансового отдела Администрации Воробьевского муниципального района Воронежской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ГУП Воронежской области "Свой дом" и Администрация Мужичанского сельского поселения Воронежской области.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 06.07.2011 с Муниципального образования Воробьевский муниципальный район Воронежской области в лице финансового отдела администрации Воробьевского муниципального района Воронежской области в пользу ООО "Элегран" за счет муниципальной казны взыскано 1139809 руб. 62 коп. долга, в иске к администрации Воробьевского муниципального района Воронежской области отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, Муниципальное образование "Воробьевский муниципальный район Воронежской обл." обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене решения Арбитражного суда Воронежской области от 06.07.2011 и постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2011 как незаконных.
В судебном заседании представители ответчиков поддержали доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представитель истца доводы кассационной жалобы не признал, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Представители третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте Федерального арбитражного суда Центрального округа, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, арбитражный кассационный суд не находит оснований для её удовлетворения.
Как установлено арбитражным судом, 05.06.2008 между ООО "Элегран" (подрядчик) и Администрацией Воробьевского муниципального района Воронежской области (заказчик) заключен муниципальный контракт на строительство отпайки ВЛ 10кВ от ВЛ 10-2 ПС 35/10 кВ "Мужичье" для электроснабжения детского оздоровительного центра, расположенного в Ломовском парке Воробьевского района Воронежской области, в соответствии с которым подрядчик обязался выполнить работы согласно технической документации из своих материалов, своими силами и средствами, а заказчик обязался обеспечить оплату товаров в установленном контрактом порядке, форме и размере.
Согласно пункту 2.1 цена контракта составляет 2699365 руб. 40 коп.
Оплата цены контракта производится следующим образом: 30% за счет средств районного бюджета в виде предоставленных услуг (оплата командировочных расходов), выполнение работ в размере 809809 руб. 62 коп., 70% за счет средств областного бюджета (пункт 3.2 контракта от 05.06.2008).
Во исполнение своих обязательств по договору, подрядчик выполнил и сдал заказчику по акту N 1 от 30.07.2008 работы на сумму 2699365 руб. 40 коп.
Платежным поручением N 11121 от 11.08.2008 заказчик оплатил 1889555 руб. 78 коп.
28.07.2008 между ООО "Элегран" (подрядчик) и Администрацией Воробьевского муниципального района Воронежской области (заказчик) заключен муниципальный контракт N 20 на электромонтажные работы по устройству распределительной сети 0,4 кВ детского оздоровительного центра Ломовского парка Воробьевского района Воронежской области (далее - контракт N 20), в соответствии с которым заказчик поручил, а подрядчик принял на себя обязательство по выполнению электротехнических работ по устройству распределительной сети 0,4 кВ детского оздоровительного центра Ломовского парка Воробьевского района Воронежской области.
Согласно п. 2.1 цена контракта составляет 1100000 руб.
Оплата цены контракта производится следующим образом: 30% за счет средств районного бюджета в виде предоставленных услуг по проживанию и питанию работников истца на сумму 31292 руб. 83 коп. и выполнения земляных работ на сумму 298707 руб. 17 коп., 70% за счет средств областного бюджета в размере 858163 руб. 67 коп. (пункт 3.2. контракта от 05.06.2008).
В подтверждение факта выполнения работ истцом представлен подписанный сторонами акт о приемке выполненных работ N 1 от 31.07.2008 на сумму 1100000 руб.
Платежным поручением N 10916 от 06.08.2008 заказчик оплатил подрядчику 770000 руб.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение обязательства по оплате выполненных работ, ООО "Элегран" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по делу, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно ч. 2 ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии с п. 4 ст. 753 Гражданского кодекса Российской Федерации сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
Как следует из материалов дела, факт выполнения истцом работ по спорным договорам подтверждается актом N 1 от 30.07.2008 работы на сумму 2699365 руб. 40 коп. и актом о приемке выполненных работ N 1 от 31.07.2008 на сумму 1100000 руб.
Платежными поручениями N 11121 от 11.08.2008 и N 10916 от 06.08.2008 заказчик перечислил подрядчику 2659555,78 руб.
Доказательств оплаты указанных работ в полном объеме в дело не представлено.
Оценив в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в совокупности, арбитражный суд, руководствуясь ст.ст. 309, 310, 753, 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания с Муниципального образования Воробьевский муниципальный район Воронежской области в лице финансового отдела администрации Воробьевского муниципального района Воронежской области в пользу ООО "Элегран" за счет муниципальной казны 1139809 руб. 62 коп. долга.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что истцом не был соблюден досудебный порядок, предусмотренный спорными контрактами, был предметом исследования и оценки арбитражного суда первой инстанции и обоснованно отклонен им по мотивам, указанным в обжалуемом решении.
В соответствии со ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Пунктами 8.1, 8.3 спорных контрактов установлено, что все споры и разногласия по вопросам, предусмотренным контрактами, или связанными с ним, разрешаются путем переговоров на основе действующего законодательства и обычаев делового оборота. Все возможные претензии по муниципальным контрактам должны быть рассмотрены сторонами в течение 15 дней с момента получения претензий.
В соответствии со ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Дав надлежащее толкование условиям пунктов 8.1, 8.3 спорных контрактов, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что обязательный претензионный порядок урегулирования споров, возникших из спорных контрактов, сторонами установлен не был. Поскольку законом для данного вида договоров такой порядок также не установлен, оснований для оставления искового заявления без рассмотрения по указанным основаниям у арбитражного суда не имелось.
Как следует из материалов дела, ООО "Элегран" в адрес Администрации Воробьвского муниципального района Воронежской области были направлены письма, в которых истец просил произвести зачет сумм выполненных работ в фонд внебюджетных источников.
В соответствии со ст. 410 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны.
Согласно ст. 415 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается освобождением кредитором должника от лежащих на нем обязанностей, если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества кредитора.
Учитывая, что для зачета требования в силу ст. 410 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо наличие встречного однородного обязательства, которое в спорном случае отсутствует, а из буквального толкования текста писем не усматривается воля истца на прощение долга по спорным контрактам, арбитражный суд, дав в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку указанным доказательствам, обоснованно отклонил доводы ответчика о том, что данные письма свидетельствуют о зачете взаимных требований или о прощении долга истцом.
В силу п. 2 ст. 572 Гражданского кодекса Российской Федерации при дарении лицо выражает ничем не обусловленное намерение совершить безвозмездную передачу вещи или права конкретному лицу либо освободить его от имущественной обязанности.
Как правильно указал арбитражный апелляционный суд, из представленных в материалы дела писем также не следует, что ООО "Элегран" выражало намерение одарить Администрацию Воробьевского муниципального района Воронежской области.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что финансовый отдел Администрации Воробьевского муниципального района Воронежской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку не является ни органом местного самоуправления, ни главным распорядителем бюджетных средств, и не может предоставлять в суде интересы муниципального образования, подлежит отклонению по следующим основаниям.
В силу ст. 125 п.п. 2, 3 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно ст. 44 Устава Воробьевского муниципального района Воронежской области от имени Воробьевского муниципального района приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут: глава Воробьевского муниципального района, глава администрации Воробьевского муниципального района, назначенный по контракту. Органы местного самоуправления, которые в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с законом.
Статьей 37 Устава предусмотрено, что в структуру Администрации района входят отраслевые и территориальные органы администрации.
На основании п.п. 1.1 Положения о финансовом отделе администрации Ворбьевского муниципального района Воронежской области, утвержденного Постановлением администрации Воробьевского муниципального района Воронежской области от 27.06.2005 N 157, финансовый отдел является структурным подразделением и финансовым органом администрации, обеспечивающим проведение единой бюджетной политики и осуществляющим общее руководство организации финансов Воробьевского муниципального района.
Пунктом 3.4 Положения установлено, что финансовый отдел обеспечивает исполнение районного бюджета, осуществляет контроль за использованием бюджетных средств, выделяемых предприятиям, организациям и учреждениям.
Положением о бюджетном процессе в Воробьевском муниципальном районе, утвержденным решением Совета народных депутатов Воробьевского муниципального района от 11.04.2008 N 29, финансовый отдел отнесен к участникам бюджетного процесса и наделен полномочиями по осуществлению и ведению сводной бюджетной росписи, управлению муниципальным долгом, ведению реестра расходных обязательств Воробьевского муниципального района, исполнению судебных актов по искам к Воробьевскому муниципальному району.
Проанализировав указанные полномочия финансового отдела, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о наличии у него как специализированного структурного подразделения органа местного самоуправления (Администрации района) в соответствии со ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации правомочий представлять в арбитражном суде интересы муниципального образования.
Арбитражный кассационный суд учитывает также, что к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Администрация Воробьевского муниципального района Воронежской области, которая обладала всеми процессуальными правами стороны по делу и, соответственно, имела возможность защищать интересы муниципального образования. Кроме того, ни один из ответчиков в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации никаких доказательств того, какой орган в спорный период являлся главным распорядителем бюджетных средств по муниципальным контрактам, в суд не представил.
Поскольку главный распорядитель бюджетных средств установлен не был, арбитражный суд правильно привлек к участию в деле финансовый орган публично-правового образования и Администрацию района как исполнительный орган местного самоуправления, и, признав иск обоснованным, правомерно удовлетворил его, взыскав с МО Воробьевский муниципальный район Воронежской области в лице финансового отдела администрации Воробьевского муниципального района Воронежской области в пользу ООО "Элегран" за счет муниципальной казны 1139809 руб. 62 коп. долга.
Каких-либо процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав публичного образования, при рассмотрении дела в суде не установлено.
Суд кассационной инстанции полагает, что спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, фактические обстоятельства дела установлены на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных доказательств, выводы суда соответствуют этим обстоятельствам.
В связи с этим, оснований для отмены обжалуемых судебных актов суд кассационной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Руководствуясь ст. 287 п. 1 ч. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской обл. от 6 июля 2011 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 сентября 2011 г. по делу N А14-1803/2011/39/37 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Председательствующий |
Чистова И.В. |
Судьи |
Козелкин И.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ст. 125 п.п. 2, 3 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно ст. 44 Устава Воробьевского муниципального района Воронежской области от имени Воробьевского муниципального района приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут: глава Воробьевского муниципального района, глава администрации Воробьевского муниципального района, назначенный по контракту. Органы местного самоуправления, которые в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с законом.
...
Проанализировав указанные полномочия финансового отдела, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о наличии у него как специализированного структурного подразделения органа местного самоуправления (Администрации района) в соответствии со ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации правомочий представлять в арбитражном суде интересы муниципального образования."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28 декабря 2011 г. N Ф10-4891/11 по делу N А14-1803/2011/39/37