г. Брянск |
|
28 декабря 2011 г. |
Дело N А14-4445/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.12.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.12.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Степиной Л.В.
судей Ключниковой Н.В., Шелудяева В.Н.
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Асланова Гариба Солтан оглы (ОГРНИП 309366813200164, кв. 66, д. 21, бульвар Пионеров, г. Воронеж, 394000),
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от администрации городского округа город Воронеж (ОГРН 1023601575733, д. 10, ул. Плехановская, г. Воронеж, 394000),
- Подкопаева А.Е. - представителя (доверенность от 30.12.2010 N 823),
от прокурора Воронежской области (д. 126, пер. Красноармейский, г. Воронеж, 394006)
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Асланова Гариба Солтана оглы на решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.08.2011 (судьи Данилов Г.Ю., Протасов С.В., Соболева Е.П.) по делу N А14-4445/2011,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Асланов Г.С.о. (далее по тексту - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании постановления администрации городского округа город Воронеж (далее - Администрация) от 05.05.2011 N 407 "Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж" в части не включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов принадлежащего предпринимателю павильона, площадью 73 кв.м, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Ворошилова, напротив дома N 24, противоречащим ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-Фз "О защите конкуренции", п. 17 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Воронежской области, утвержденного Приказом Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 20.12.2010 N 174.
В порядке части 5 статьи 52 АПК РФ по заявлению прокуратуры Воронежской области в дело вступил прокурор.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 17.08.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматель просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, выслушав объяснения представителя Администрации, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, администрацией городского округа город Воронеж 05.05.2011 принято постановление N 407 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж". Указанное постановление опубликовано в официальном источнике информации "Берег" от 12.05.2011 г. N 48.
Заявитель, полагая, что данное постановление в части не включения в схему размещения нестационарных торговых объектов принадлежащего ему павильона противоречит закону и нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с упомянутыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 4 ст. 194 АПК РФ).
Арбитражный суд установил, что оспариваемое постановление администрации относится к числу нормативных правовых актов, поскольку рассчитано на неоднократное применение, закрепленные в нем схемы размещения торговых объектов распространяются на неограниченный круг потребителей - субъектов предпринимательской деятельности и являются одним из оснований для разрешения вопроса о размещении нестационарных торговых объектов на территории городского округа.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления, закрепляет правовые основы компетенции муниципальных образований, включая установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.
В соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Так, в соответствии с Законом РФ от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Приказом Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 20.12.2010 N 174 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Воронежской области", Уставом городского округа город Воронеж, принятым решением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 N 150-I, администрацией городского округа город Воронеж Воронежской области 5 мая 2011 года принято постановление N 407 "Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж".
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28.12.2008 N 381-Фз "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "от 28.12.2009 г."
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с Уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 10 указанного Закона).
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что постановление администрации городского округа город Воронеж от 05.05.2011 N 407 принято администрацией городского округа город Воронеж в пределах ее компетенции.
Кроме того, суд указал, что в соответствии с положениями пункта 6 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Аналогичное положение содержится в пункте 17 Приказа Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 20.12.2010 N 174 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Воронежской области".
Кроме того, указанным пунктом предусмотрено, что такие нестационарные торговые объекты включаются в новую схему размещения нестационарных торговых объектов как действующие, если они размещены в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством, муниципальными нормативными правовыми актами.
Порядок установки и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории муниципального образования - городского округа город Воронеж установлен решением Воронежской городской Думы от 26.12.2006 N 271-II "Об утверждении Положения о порядке установки и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории городского округа город Воронеж".
Пунктом 2.7 указанного Положения установлен запрет на установку и эксплуатацию павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования без разрешительных документов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, комитетом главного архитектора администрации городского округа город Воронеж 12.03.2004 индивидуальному предпринимателю Асланову Г.С.о выдан ордер от 12.03.2004 N 58-П сроком действия по 12.03.2009 на установку торгового павильона по адресу: г. Воронеж, ул. Ворошилова, напротив дома N 24.
Срок действия указанного ордера на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта истёк.
Городской межведомственной комиссией администрации городского округа город Воронеж по установке и эксплуатации временных сооружений на территории городского округа город Воронеж принято решение от 14.05.2009 N 115 (протокол N 6) об аннулировании разрешительной документации и демонтаже павильона, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Ворошилова, N 24, в связи с эксплуатацией временного сооружения в нарушение пункта 2.7 статьи 2 указанного Положения, в связи с истечением срока действия разрешительной документации и нарушением срока подачи заявления о ее продлении, а также с не исполнением индивидуальным предпринимателем Аслановым Г.С. о. предписания Управления главного архитектора.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Воронежской области от 22.10.2009 по делу N А14-9349/2009/262/10 указанное решение Межведомственной комиссии признано законным и обоснованным.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом, арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд правильно указал, что у администрации городского округа отсутствовала обязанность по включению в Схему размещения нестационарных торговых объектов принадлежащего предпринимателю павильона, площадью 73 кв.м, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Ворошилова, напротив дома N 24, поскольку эксплуатация данного временного сооружения без разрешительных документов противоречит требованиям муниципальных правовых актов, а также пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 65 "О свободе торговли", предусматривающего возможность осуществления торговли (в том числе с рук, лотков и автомашин) в местах, отведенных органами исполнительной власти.
При таких обстоятельствах отсутствуют положения, позволяющие сделать вывод о том, что оспариваемый правовой акт затрагивает и охраняемые интересы заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ссылка заявителя на наличие действующего договора аренды земельного участка для размещения временного сооружения от 11.05.2004 г. N 2390вс-03/мз была рассмотрена судом и обоснованно отклонена, поскольку решением Арбитражного суда Воронежской области от 07.12.2009 по делу N А14-12465/2008 указанный договор признан незаключенным.
Доводы предпринимателя относительно того, что суд первой инстанции не мог руководствоваться нормой, содержащейся в п. 17 Приказа Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 20.12.2010 N 174 в связи с превышением полномочий органа, его принявшего, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку предметом спора является оспаривание нормативного правового акта - постановления администрации городского округа город Воронеж от 05.05.2011 г. N 407.
Поскольку суд не усмотрел несоответствия оспариваемого нормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности Асланова Г.С.о., поэтому правомерно отказал в удовлетворении его требований.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области 17.08.2011 по делу N А14-4445/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом, арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд правильно указал, что у администрации городского округа отсутствовала обязанность по включению в Схему размещения нестационарных торговых объектов принадлежащего предпринимателю павильона, площадью 73 кв.м, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Ворошилова, напротив дома N 24, поскольку эксплуатация данного временного сооружения без разрешительных документов противоречит требованиям муниципальных правовых актов, а также пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 65 "О свободе торговли", предусматривающего возможность осуществления торговли (в том числе с рук, лотков и автомашин) в местах, отведенных органами исполнительной власти.
...
Доводы предпринимателя относительно того, что суд первой инстанции не мог руководствоваться нормой, содержащейся в п. 17 Приказа Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 20.12.2010 N 174 в связи с превышением полномочий органа, его принявшего, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку предметом спора является оспаривание нормативного правового акта - постановления администрации городского округа город Воронеж от 05.05.2011 г. N 407."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28 декабря 2011 г. N Ф10-4205/11 по делу N А14-4445/2011