Резолютивная часть постановления объявлена 12.01.2012.
В полном объеме постановление изготовлено 12.01.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Ключниковой Н.В. |
Судей |
Степиной Л.В. |
|
Шелудяева В.Н. |
При участии в заседании: |
|
от открытого акционерного общества "Корпоративные сервисные системы" (ОГРН 1023101638933, г. Белгород, ул. Преображенская, 42, 308000) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (г. Белгород, ул. Преображенская, 82,308000) от третьих лиц: открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (ОГРН 1027700198767, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, 15, 191002) Управления Роскомнадзора по Белгородской области (г. Белгород, ул. Гагарина, д. 6а, 308007) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- Максимчука Ю.А. - представит. (дов. от 28.03.2011 N 12-351/10),
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом |
рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Корпоративные сервисные системы" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 06.06.2011 (судья Мироненко К.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2011 (судьи Семенюта Е.А., Сергуткина В.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А08-3280/2010-17,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Корпоративные сервисные системы" (далее - Общество, ОАО "КорСсис") обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 20.04.2010 по делу N 024-10-АЗ, а также просило возвратить дело об административном правонарушении в отношении ОАО "Ростелеком" (правопреемник ОАО "ЦентрТелеком") на новое рассмотрение в УФАС по Белгородской области (с учетом уточнений).
В рассмотрении дела в качестве третьих лиц принимали участие открытое акционерное общество "ЦентрТелеком" и Управление Роскомнадзора по Белгородской области.
Определением суда от 26.05.2011 была произведена замена третьего лица - открытого акционерного общества "ЦентрТелеком" его правопреемником - открытым акционерным обществом "Ростелеком".
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 06.06.2011 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.09.2011 решение суда от 06.06.2011 было оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "КорСсис" просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, приняв по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя ОАО "Ростелеком", кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 21.10.2005 N 39 ОАО "ЦентрТелеком" включено в реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования.
Кроме того, Федеральная антимонопольная служба РФ внесла ОАО "ЦентрТелеком" в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 процентов, как юридическое лицо, занимающее долю на рынке оказания услуг местной и внутризоновой связи более 65% включая территорию Белгородской области. Соответственно операторы связи, оказывающие эти услуги на территории области, включая ОАО "КорСсис", размещают оборудование и/или имеют присоединение к сети Белгородского филиала ОАО "ЦентрТелеком".
Для целей оказания услуг ОАО "КорСсис" заключен с ОАО "ЦентрТелеком" договор от 01.05.2008 N 4Т/46-12546 о предоставлении комплекса ресурсов, согласно которому комплекс ресурсов (плата-место, полка-место, рамка-место, антенна-место), предоставленные для размещения оборудования ОАО "КорСсис", расположены на производственных площадках ОАО "ЦентрТелеком" по адресу: г. Белгород, пр-кт Б.Хмельницкого, д. 81.
В целях обеспечения возможности коммутации другими операторами ОАО "КорСсис" заключен с ОАО "ЦентрТелеком" договор от 01.07.2008 N 46-12988/14330 на организацию соединения между оборудованием сторонних организаций, пунктом 4.1 которого предусмотрено, что услуги оплачиваются заказчиком по действующим тарифам прейскуранта N 125 "Тарифы на услуги электросвязи". Размер платы за услуги приведен в приложении N 2 являющемся неотъемлемой частью договора.
В приложении N 2 к договору тарифы на организацию соединения между оборудованием сторонних организаций составили (без НДС): обеспечение соединения между оборудованием сторонних организаций, за соединение - 5 тыс. руб. - единовременный платеж; абонентская плата за обслуживание соединительной линии - 200 руб. - ежемесячный платеж.
8 июля 2009 года Белгородским филиалом ОАО "ЦентрТелеком" направлено ОАО "КорСсис" письмо N 14-06/210, в котором оператор связи уведомил об изменении тарифов на услуги, предоставляемые ОАО "КорСсис" в рамках данного договора.
При этом для оказания услуги по организации соединения между оборудованием сторонних организаций и обслуживания соединительных линий ОАО "ЦентрТелеком" установил тарифы (без НДС): предоставление доступа к технологическим ресурсам для организации соединения оборудования операторов с оборудованием других операторов за одну линию - 40000 руб. - единовременный платеж; обеспечение соединения между оборудованием ОАО "ЦентрТелеком" и оборудованием сторонней организации - 5000 руб. - единовременный платеж; предоставление технологических ресурсов для организации соединения оборудования оператора (линией, организованной медным кабелем, за одну пару) - 10000 руб. - ежемесячный платеж; предоставление технологических ресурсов для организации соединения оборудования оператора (линией, организованной волоконно-оптическим кабелем, за одну пару) 20000 руб. - ежемесячный платеж; предоставление комплекса ресурсов для размещения кабелей сторонней организации от оборудования ОАО "ЦентрТелеком" до оборудования сторонней организации, за полный и неполный метр - 20,0 руб. - ежемесячные платежи.
В ответ на письмо N 14-06/210 Общество направило в ОАО "ЦентрТелеком" запрос о предоставлении экономического обоснования увеличения стоимости услуг по действующему договору, а также пояснения сути услуги "предоставление доступа к технологическим ресурсам для организации соединения оборудования Оператора с оборудованием других операторов" и "предоставление технологических ресурсов для организации соединения оборудования оператора", упомянутых в письме, так как в рамках действующего договора со стороны ОАО "ЦентрТелеком" уже представляются такие услуги по организации соединений между оборудованием сторонних организаций и обслуживанию соединительных линий.
В ответе от 25.08.2009 N 34-11/8284 ОАО "ЦентрТелеком" указало, что решение общества об уточнении наименования оказываемых услуг и изменения их стоимости было принято с учетом представлений об использовании соответствующего имущества и необходимости соблюдения интересов ОАО "ЦентрТелеком" как собственника соответствующего имущества. В связи с этим оператор связи полагает, что требование ОАО "КорСсис" о предоставлении экономического обоснования стоимости услуг и пояснении сути услуг и необходимости их осуществления при исполнении ранее заключенного договора является необоснованным. В этом же письме указано, что продление действия договора будет возможно только при условии заключения сторонами дополнительного соглашения об изменении цены и уточнении наименования оказываемых услуг.
В своем заявлении, поданном 19.10.2009 в УФАС, Общество просило признать факт навязывания невыгодных условий договора и установления монопольно-высокой цены на услугу по организации соединений с оборудованием сторонних организаций со стороны ОАО "ЦентрТелеком". В этой связи ОАО "КорСсис" просило признать ОАО "ЦентрТелеком" нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Решением УФАС от 13.04.2010 дело N 024-10-АЗ, возбужденное в отношении ОАО "ЦентрТелеком" по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ, производством прекращено в связи с отсутствием нарушений антимонопольного законодательства.
ОАО "КорСсис", считая указанное решение незаконным и необоснованным, нарушающим его права и интересы, оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Исходя из содержания данной правовой нормы, злоупотребление доминирующим положением может заключаться в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента.
В силу статей 18 и 20 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) операторы связи имеют право на присоединение своих сетей электросвязи к сети связи общего пользования. Присоединение одной сети электросвязи к другой сети электросвязи и их взаимодействие осуществляются на основании заключаемых операторами связи договоров о присоединении сетей электросвязи. Цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети общего пользования, подлежат государственному регулированию. Перечень услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, цены на которые подлежат государственному регулированию, а также порядок их регулирования устанавливается Правительством Российской Федерации.
Государственное регулирование цен на услуги присоединения операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, введено в действие с 01.01.2006 Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2005 N 627.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона N 126-ФЗ к договору о присоединении сетей электросвязи, определяющему условия оказания услуг присоединения, а также связанные с этим обязательства по взаимодействию сетей электросвязи и пропуску трафика, применяются положения о публичном договоре в отношении операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования. При этом потребителями услуг присоединения и услуг по пропуску трафика для целей настоящей статьи являются операторы сети связи общего пользования. Оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, в целях обеспечения недискриминационного доступа на рынок услуг связи в сходных обстоятельствах обязан устанавливать равные условия присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика для операторов связи, оказывающих аналогичные услуги, а также предоставлять информацию и оказывать этим операторам связи услуги присоединения и услуги по пропуску трафика на тех же условиях и того же качества, что и для своих структурных подразделений и (или) аффилированных лиц.
ОАО "ЦентрТелеком" включено в реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования. Также ОАО "ЦентТелеком" включено ФАС России в реестр как хозяйствующий субъект имеющий долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов по товарным группам "услуги местной телефонной связи" и "услуги внутризоновой телефонной связи".
Оказание услуг по организации соединения между оборудованием сторонних организаций, предметом которого является услуга по организации соединения между оборудованием сторонних организаций и обслуживание соединительной линии, и именно это являлось предметом договора от 01.07.2008 N 46-12988/14330, не имеет отношения к сети связи общего пользования, поскольку соединительные линии (кроссировки) не выходят за пределы АТС. Данное соединение операторы могут осуществить самостоятельно на своих площадях, которые находятся у них в собственности либо арендовать такие площади у другого хозяйствующего субъекта.
Заявитель жалобы указывает, что оспариваемая им услуга по организации соединения с оборудованием сторонних организаций, оказываемая ОАО "ЦентрТелеком", не сформирована в соответствии с действующим законодательством. Однако Управлением Роскомнадзора по Белгородской области на рассмотрении антимонопольного дела N 024-10-A3 были представлены письменные пояснения, которые имеются и в материалах судебного дела, их которых следует, что в соответствии со ст. 20 Закона N 126-ФЗ цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, подлежат государственному регулированию. Услуги по организации соединения с оборудованием сторонних операторов не входят в перечень услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, оказываемых операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, которые подлежат государственному регулированию.
Довод заявителя жалобы о том, что суды не установили содержание оспариваемой услуги, является несостоятельным, так как в судебных актах отражено, что услуга соединения с оборудованием сторонних организаций оказывается путем установления физического соединения с применением опто-волоконного кабеля между оборудованием двух организаций.
В жалобе ОАО "КорСсис" говорится о том, что комиссией УФАС не проводился анализ рынка предоставления сооружений связи для размещения средств связи "точка присоединения междугородной/международной сети связи". Но данная услуга вообще не являлась предметом спора между сторонами.
УФАС изучало данные по рынку предоставления услуг по организации соединения между оборудованием сторонних организаций, поскольку ОАО "КорСсис" оспаривало именно её.
Тем не менее, по ходатайству ОАО "КорсСие" в ходе судебного рассмотрения данного дела была проведена экспертиза по вопросу доминирования ОАО "ЦентрТелеком" на рынке предоставления сооружений связи для размещения средств связи "точка присоединения междугородней/международной сети связи" на территории Белгородской области.
Изучив экспертное заключение, суды так же пришли к обоснованному выводу о том, что оно не имеет отношения к услуге, которая оспаривается ОАО "КорСсис" в рамках договора N 46-12988/14330.
Таким образом, вывод суда о том, что цена на услуги связи, включенные в условия договора N 46-12988/14330, не входит в перечень общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой электросвязи, государственное регулирование по которым на внутреннем рынке услуг связи осуществляется Федеральной службой по тарифам России. Указанные тарифы на представление сетевых, сопутствующих и дополнительных услуг связи являются коммерческими и утверждены ОАО "Центртелеком".
ОАО "КорСсис", являясь оператором связи, равноправным участником (хозяйствующим субъектом) на рынке соответствующих услуг, вправе по своему усмотрению на получение сетевых, сопутствующих и дополнительных услуг связи по тарифам, не подлежащим государственному регулированию или отказаться от получения услуг исполнителя, или обратиться в суд по вопросу урегулирования разногласий по исполнению договора или в связи с ним.
Антимонопольным органом было установлено, что услуга по организации соединения между оборудованием сторонних организаций заключается в прокладке опто-волоконного кабеля, также установлено, что волокно (патч-корд), которым произведено соединение, не выходит за пределы помещения АТС и не является частью сети общего пользования, никак не влияет на положение ОАО "ЦентрТелеком" на рынке услуг по организации соединений между оборудованием сторонних организаций.
Кроме того, услуги по организации соединений между оборудованием сторонних организаций и обслуживанию соединительной линии имеют возможность оказать и фактически оказывают все операторы телефонии и услуг передачи данных, имеющие данные соответствующие лицензии на территории Белгородской области и таких организаций несколько.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы Общества, явившиеся обоснованием его позиции, они исследованы судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора, им дана надлежащая оценка и оснований для переоценки установленных судом обстоятельств в силу статьи 286 АПК РФ у кассационной коллегии не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 06.06.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2011 по делу N А08-3280/2010-17 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 19 Закона N 126-ФЗ к договору о присоединении сетей электросвязи, определяющему условия оказания услуг присоединения, а также связанные с этим обязательства по взаимодействию сетей электросвязи и пропуску трафика, применяются положения о публичном договоре в отношении операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования. При этом потребителями услуг присоединения и услуг по пропуску трафика для целей настоящей статьи являются операторы сети связи общего пользования. Оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, в целях обеспечения недискриминационного доступа на рынок услуг связи в сходных обстоятельствах обязан устанавливать равные условия присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика для операторов связи, оказывающих аналогичные услуги, а также предоставлять информацию и оказывать этим операторам связи услуги присоединения и услуги по пропуску трафика на тех же условиях и того же качества, что и для своих структурных подразделений и (или) аффилированных лиц.
...
Заявитель жалобы указывает, что оспариваемая им услуга по организации соединения с оборудованием сторонних организаций, оказываемая ОАО "ЦентрТелеком", не сформирована в соответствии с действующим законодательством. Однако Управлением Роскомнадзора по Белгородской области на рассмотрении антимонопольного дела N 024-10-A3 были представлены письменные пояснения, которые имеются и в материалах судебного дела, их которых следует, что в соответствии со ст. 20 Закона N 126-ФЗ цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, подлежат государственному регулированию. Услуги по организации соединения с оборудованием сторонних операторов не входят в перечень услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, оказываемых операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, которые подлежат государственному регулированию."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12 января 2012 г. N Ф10-4950/11 по делу N А08-3280/2010-17
Хронология рассмотрения дела:
27.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-541/12
02.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-541/12
24.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-541/12
12.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4950/11
13.09.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7497/10