Резолютивная часть постановления объявлена 20.01.2012.
В полном объеме постановление изготовлено 20.01.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Ключниковой Н.В. |
Судей |
Степиной Л.В. |
|
Шелудяева В.Н. |
При участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "Фирма ОНИКС" (ОГРН 1023602618247, г. Воронеж, ул. Депутатская, д. 4, 394055) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от администрации городского округа город Воронеж (ОГРН 1023601575733, г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 10, 394067) от третьего лица: муниципального казенного предприятия городского округа город Воронеж "Воронежский жилищно-коммунальный комбинат" (ОГРН 1023602618731, г. Воронеж, пл. Ленина, д. 9, 394006) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
|
рассмотрев кассационную жалобу администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.06.2011 (судья Федосова С.С.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2011 (судьи Миронцева Н.Д., Сергуткина В.А., Протасов А.И.) по делу N А14-1843/2011,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма ОНИКС" (далее - ООО "Фирма ОНИКС", Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным решения администрации городского округа город Воронеж (далее - Администрация), выраженного в письме от 25.11.2010 N 09.03/3856 и в письме от 25.03.2011 N 09.03/615 об отказе в приватизации объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Л. Швецовой, д. 21, общей площадью 34,2 кв. м, как не соответствующее ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) (уточненные требования).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвовало муниципальное казенное предприятие городского округа город Воронеж "Воронежский жилищно-коммунальный комбинат" (далее - третье лицо, МКП "ВЖКК").
Решением суда от 28.06.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.10.2011 решение суда от 28.06.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального права, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, 20 мая 1999 между Комитетом по управлению имуществом г. Воронежа и муниципальным унитарным предприятием "Воронежский жилищно-коммунальный комбинат" был заключен договор N ХВ-24-Ц о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение сроком действия с 20.05.1999 по 20.05.2002 и подписан акт приема-передачи имущества в хозяйственное ведение, в том числе и помещений, расположенных по улице Л. Шевцовой, д. 21.
25 февраля 2002 года на основании приказа Департамента муниципальной собственности администрации г. Воронежа (далее - Департамент) N 292 между Администрацией и МУП "Воронежский жилищно-коммунальный комбинат" был заключен договор сроком действия с 25.02.2003 по 24.02.2006 о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение N ХВ-104-Ц и подписан акт приема-передачи имущества в хозяйственное ведение, в отношении в том числе и помещений, расположенных по улице Л. Шевцовой, д. 21.
7 июля 2005 года решением Воронежской городской Думы N 83-II "О мерах по упорядочению деятельности МУП ВЖКК был изменен вид муниципального унитарного предприятия "Воронежский жилищно-коммунальный комбинат", основанного на праве хозяйственного ведения, на муниципальное казенное предприятие, основанное на праве оперативного управления.
10 мая 2006 года на основании приказа Комитета по управлению имуществом Администрации N 390 "О передаче муниципального имущества в оперативное управление МКП городского округа г. Воронеж "ВЖКК" был заключен договор N 0У-833 сроком действия с 10.05.2006 по 09.05.2009 о передаче муниципального имущества в оперативное управление и подписан передаточный акт. Дополнительным соглашением к договору от 14.05.2009 срок действия договора от 10.05.2006 N 0У-833 продлен до 13 мая 2012. Согласно перечню муниципального имущества передаваемого в оперативное управление МКП "ВЖКК" последнему передавались и помещения, расположенные по адресу: г. Воронеж, ул. Л. Шевцовой, д. 21.
11 августа 2010 года приказом Департамента N 78 из оперативного управления муниципального казенного предприятия городского округа город Воронеж "Воронежский жилищно-коммунальный комбинат" были изъяты нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Воронеж, ул. Л. Шевцовой, д. 21.
ООО "Фирма ОНИКС" в период с 31 июля 2005 года путем последовательных заключений договоров аренды нежилого помещения от 21.07.2005 N 90а, от 10.07.2006 N 90/1, от 28.01.2007 N 90/2, от 29.12.2007 N 90/2, от 08.12.2008 N 90/2, от 01.03.2010 N 90/2 являлось арендатором встроенного нежилого помещения III, поз. N 1в, лит. А, на первом этаже, общей площадью 34,2 кв. м. Арендодателем с 31.07.2005 г. выступало МКП "ВЖКК", а с 10.09.2010 в силу дополнительного соглашения к договору аренды недвижимого имущества от 01.03.2010 N 90/2 арендодателем выступала Администрация.
13 января 2011 года Общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Л. Шевцовой, 21.
Письмом от 25.11.2010 N 09-03/3856 Администрация отказала в удовлетворении реализации Обществом преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества - нежилого помещения по адресу: г. Воронеж, ул. Л. Шевцовой, 21, площадью 34, 2 кв. м по причине отсутствия государственной регистрации договора оперативного управления, заключенного между Администрацией и муниципальным казенным предприятием "Воронежский жилищно-коммунальный комбинат".
ООО "Фирма ОНИКС" 16.02.2011 направила в Администрацию претензию, согласно которой просило повторно рассмотреть заявление Общества от 13.01.2011 о выкупе арендуемого имущества. При этом обратило внимание на то, что бездействие управления имущественных отношений и МКП "ВЖКК" по регистрации в установленном порядке договора оперативного управления не может ставить в зависимость право Общества на выкуп арендуемого имущества.
Письмом от 25.03.2011 N 09-03/615 Администрация вновь отказала Обществу в удовлетворении этого требования, указав на действие договорных отношений между администрацией городского округа город Воронеж и ООО "Фирма ФЕНИКС" только с 2010 года, что в силу требований п. 1 ст. 3 Закона N 159-ФЗ является препятствием для выкупа нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Л. Шевцовой, д. 21.
Посчитав отказ в выкупе арендуемого имущества, выраженный в письмах Администрации от 25.11.2010 N 09.03/3856 и от 25.03.2011 N 09.03/615, незаконным, Общество оспорило его в суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.
В силу ст. 3 Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон 135-ФЗ).
Такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, что: арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи; площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В ч. 2 ст. 9 Закона N 159-ФЗ установлено, что субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным ст. 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным ст. 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
При получении заявления субъекта малого или среднего предпринимательства уполномоченный орган обязан совершить действия, предусмотренные ч. 3 ст. 9 Закона N 159-ФЗ, в том числе: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества; направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества.
Материалами дела подтверждено, что с 31.07.2005 и по настоящее время Общество непрерывно арендует муниципальное имущество - встроенное нежилое помещение на первом этаже по адресу: г. Воронеж, ул. Л. Шевцовой, д. 21, общей площадью 34,2 кв. м.
В соответствии с приказами Комитета по управлению имуществом администрации городского округа город Воронеж о сдаче в аренду спорного нежилого помещения от 21.07.2005 N 597, от 10.07.2006 N 681, от 02.04.2007 N 337, от 28.12.2007 N 1642, от 01.03.2010 N 223 договора аренды каждый раз заключались третьим лицом с Обществом с согласия собственника - Администрации.
Задолженность по арендной плате у Общества отсутствует. Площадь помещения не превышает предельного значения, предусмотренного ст. 1 Закона Воронежской области от 10.10.2008 N 80-ОЗ. Арендуемое помещение не включено в перечень имущества, установленный ч. 4 ст. 18 Федерального закона РФ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Таким образом, Общество отвечает всем требованиям, установленным в ст. 3 Закона N 159-ФЗ, а поэтому Администрация обязана была совершить действия, предусмотренные п. 3 ст. 9 Закона N 159-ФЗ по приватизации помещения, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Л. Шевцовой, д. 21 общей площадью 34,2 кв. м,.
Кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты отвечают нормам материального права, содержащиеся в них выводы - фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.06.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2011 по делу N А14-1843/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отказав арендатору в приобретении арендуемого муниципального имущества на основании преимущественного права покупки, арендодатель исходил из того, что договор аренды был заключен только в 2010 г. Следовательно, в силу требований п. 1 ст. 3 Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, оснований для выкупа спорного имущества нет.
Суд установил, что отношения между арендатором и арендодателем строились на основании нескольких договоров, которые не пролонгировались. Однако первый договор между сторонами был заключен в 2005 г. Согласно вышеуказанному закону преимущественное право на выкуп арендуемого муниципального имущества может быть предоставлено при условии, что арендуемое имущество находится во временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение 3 и более лет до дня вступления в силу этого закона (он вступил в силу в 2008 г.). Все прочие условия закона для реализации преимущественного права арендатором соблюдены. Таким образом, требования арендатора должны быть удовлетворены.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 января 2012 г. N Ф10-5088/11 по делу N А14-1843/2011