Резолютивная часть постановления объявлена 16.01.2012.
В полном объеме постановление изготовлено 17.01.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Ключниковой Н.В. |
Судей |
Степиной Л.В. |
|
Шелудяева В.Н. |
При участии в заседании: |
|
от открытого акционерного общества "МегаФон" (ОГРН 1027809169585, г. Москва, Кадашевская набережная, д. 30, 115035) |
- Горбуновой О.А. - представителя (дов. 13.07.2009 N Р-350-09), - Алиева Р.А. - представителя (дов. от 13.07.2009 N Р-352-09); |
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (ОГРН 1026201269269, г. Рязань, ул. Ленина, 34, 390000) от третьих лиц: Правительства Рязанской области (г. Рязань, ул. Ленина, д. 30, 390000)
Администрации муниципального образования Рязанский муниципальный район Рязанской области (Рязанская область, Рязанский район, д. Турлатово, ул. Новая, 390511) Рязанской районной Думы Рязанской области (Рязанская область, Рязанский район, д. Турлатово, ул. Новая, 390511) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 17.06.2011 (судья Шуман И.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2011 (судьи Полынкина Н.А., Еремичева Н.В., Игнашина Г.Д.) по делу N А54-786/2011,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "МегаФон" (далее - ОАО "МегаФон", Общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 10.12.2010.
К участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: Правительство Рязанской области, администрация муниципального образования Рязанский муниципальный район Рязанской области, Рязанская районная Дума Рязанской области.
Решением суда от 17.06.2011 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.09.2011 решение суда от 17.06.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение, постановление суда в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также неправильным применением норм материального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей Общества, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, на территории Рязанского муниципального района Рязанской области ОАО "МегаФон" размещено шесть антенно-мачтовых сооружений связи на основании заключенных с Комитетом по управлению муниципальным имуществом муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области договоров: БС N 623556, земельный участок расположен по адресу: Рязанский район, п. Требухино; БС N 623570, земельный участок расположен по адресу: Рязанский район, п. Деулино; БС N 623635, земельный участок расположен по адресу: Рязанский район, п. Новоселки; БС N 623552, земельный участок расположен по адресу: Рязанский район, п. Полково; БС N 623575, земельный участок расположен по адресу: Рязанский район, п. Стенькино.
Рязанской районной Думой Рязанской области 30.04.2009 принято решение N 178 "Об установлении базовых ставок арендной платы, коэффициентов в зависимости от вида функционального использования и целевого назначения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области".
В приложении N 1 к решению Рязанской районной Думы от 30.04.2009 N 178 определены К1 - коэффициенты в зависимости от вида функционального использования и целевого назначения земельных участков по категориям арендаторов.
В пункте 8 указанного приложения N 1 предусмотрен размер К1 - коэффициента - 500 (земли под башнями сотовой связи).
Не согласившись с выбором коэффициента вида деятельности для операторов сотовой связи при расчете арендной платы за земельные участки, Общество обратилось в УФАС с заявлением о нарушении Рязанской районной Думой Рязанской области требований антимонопольного законодательства.
Решением от 10.12.2010 N 2940 Управление признало решение Рязанской районной Думы Рязанской области от 30.04.2009 N 178 отвечающим положениям антимонопольного законодательства.
Посчитав такое решение антимонопольного органа незаконным, Общество оспорило его в суде.
Удовлетворяя заявленное требование, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 N 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушением их изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района отнесены: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и по определению размера арендной платы следуют из п. 2 ст. 22, ст. 65 Земельного кодекса РФ, п. 10 ст. 3 Федерального закона РФ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" далее - Закон N 137-ФЗ), ст. 15 Закона N 131-ФЗ.
По предложению администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области, в целях реализации Закона N 137-ФЗ, руководствуясь постановлением Правительства Рязанской области от 26.02.2008 N 45 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, порядка условий и срока внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Рязанской области", ст. 44 Устава муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области, Рязанская районная Дума Рязанской области приняла решение от 30.04.2009 "Об установлении базовых ставок арендной платы, коэффициентов в зависимости от вида функционального использования и целевого назначения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области". Коэффициенты установлены в зависимости от вида функционального использования и целевого назначения земельных участков по категориям арендаторов - К1.
Как следует из материалов дела, установленный за земли под башнями сотовой связи коэффициент по виду деятельности К1, равный 500, в десятки раз отличается от средневзвешенного, а также в десятки раз отличается от коэффициента, установленного для операторов других видов связи.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 N 209-О, требование об экономическом обосновании устанавливаемых коэффициентов является обязательным и при отсутствии единых правил дифференциации базовых ставок арендной платы, такая дифференциация не должна осуществляться органами местного самоуправления произвольно, а должна основываться на анализе и оценке экономических, природных, и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Из представленных Администрацией муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области решения Рязанской районной Думы Рязанской области "Об утверждении коэффициентов для расчета базовых ставок арендной платы за землю на территории муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области на 2007 год", а также экономического обоснования по коэффициенту К1 для земель под башнями сотовой связи к проекту решения Рязанской районной Думы "Об установлении базовых ставок арендной платы, коэффициентов в зависимости от вида функционального использования и целевого назначения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области", суд не усмотрел экономической обоснованности методики расчета коэффициента, поскольку в ней отсутствуют какие-либо анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Руководствуясь принципами земельного и гражданского законодательства, изложенными в ст. 1 Земельного и Гражданского кодексов Российской Федерации, суд пришел к верному выводу о том, что увеличение арендной платы сверх пределов, установленных законом, не должно приводить к чрезмерному изъятию доходов арендатора, делающему его хозяйственную деятельность на арендуемом участке значительно менее выгодной по сравнению с тем, на что рассчитывал арендатор при заключении договора аренды.
В силу п. 8 ст. 4 Закона N 135-ФЗ условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, признаются дискриминационными условиями.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении районной Думой требований ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ, согласно которым государственным органам и органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы Управления, явившиеся обоснованием его позиции, они исследованы судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора, им дана надлежащая оценка и оснований для переоценки установленных судом обстоятельств в силу статьи 286 АПК РФ у кассационной коллегии не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 17.06.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2011 по делу N А54-786/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из представленных Администрацией муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области решения Рязанской районной Думы Рязанской области "Об утверждении коэффициентов для расчета базовых ставок арендной платы за землю на территории муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области на 2007 год", а также экономического обоснования по коэффициенту К1 для земель под башнями сотовой связи к проекту решения Рязанской районной Думы "Об установлении базовых ставок арендной платы, коэффициентов в зависимости от вида функционального использования и целевого назначения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области", суд не усмотрел экономической обоснованности методики расчета коэффициента, поскольку в ней отсутствуют какие-либо анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
...
В силу п. 8 ст. 4 Закона N 135-ФЗ условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, признаются дискриминационными условиями.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении районной Думой требований ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ, согласно которым государственным органам и органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17 января 2012 г. N Ф10-5010/11 по делу N А54-786/2011