Резолютивная часть постановления объявлена 16.01.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.01.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Степиной Л.В. |
судей |
Ключниковой Н.В. |
|
Шелудяева В.Н. |
при участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "Дельта-пак" (ОГРН 1023601233677, д. 4, ул. Химзаводская, г. Россошь, Воронежская область, 396657) от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Воронежской области (д. 2, ул. Донбасская, г. Воронеж, 394026) |
- Глущенко Д.В. - представителя (доверенность от 29.12.2011 N 307);
- Добычиной И.Г. - представителя (доверенность от 26.12.2011 N 73-д); |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Забелиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Воронежской области, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.05.2011 (судья Максимович Т.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2011 (судьи Сергуткина В.А., Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А14-428/2011,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Дельта-пак" (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - Управление, регистрационный орган) о признании недействительным решения от 25.11.2010 N 28/034/2010-54 об отказе в государственной регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имущества: газопровод высокого давления от стального газопровода высокого давления за ГРП N 3 ("Промзона" до с. Евстратовка) до сушилок, расположенных по адресу: Воронежская область, г. Россошь, ул. Химзаводская, 4а, литера Г1, протяженностью 408,7 п.м, и с требованием обязать Управление зарегистрировать право собственности на указанный объект недвижимого имущества.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 23.05.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2011 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит указанные решение и постановление отменить, так как выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судами обеих инстанций нарушены нормы материального права и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, заслушав в судебном заседании объяснения представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, постановлением от 06.11.2009 N 1896 администрация Россошанского муниципального района Воронежской области с учетом изменений, внесенных постановлением от 18.10.2010 N 2533, утвердила 21.10.2009 акт выбора земельного участка для проектирования и строительства газопровода высокого давления протяженностью 411,5 м к сушилкам, расположенным по адресу: Воронежская область, г. Россошь, ул. Химзаводская, 4а.
Администрацией городского поселения город Россошь выдано ООО "Дельта - пак" разрешение от 25.11.2009 N RU35627101-286 на строительство газопровода высокого давления протяженностью 418 м.
Вместе с тем, приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 17.02.2010 N 211-з утверждены границы охранной зоны объекта газоснабжения (газопровод) общей площадью 1662 кв. м от места врезки в существующий газопровод по ул. Химзаводская, 4а, г. Россошь, Воронежская область вдоль трассы объекта газоснабжения (газопровод) - в виде территории ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 м с каждой стороны объекта газоснабжения (газопровод).
6 апреля 2010 года администрацией выдано ООО "Дельта - пак" разрешение N RU35627101-58 на ввод данного объекта - газопровода высокого давления протяженностью 408,7 м в эксплуатацию.
10 июня 2010 года Общество обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имущества, приложив, в том числе следующие документы: кадастровый паспорт сооружения от 12.04.2010 N 1305, разрешение на строительство от 25.11.2009 N КШ6527101-286, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 06.04.2010 N RU35627101-58, акт выбора земельного участка от 21.10.2009 и приказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 17.02.2010 N 211-з.
Управление сообщением от 25.11.2010 отказало ООО "Дельта - пак" в государственной регистрации права собственности на газопровод высокого давления протяженностью 408,7 м на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ Закон о регистрации). В сообщении об отказе в госрегистрации права Управление указало, что Обществом представлены не все документы, необходимые в соответствии с законом для государственной регистрации прав, а представленные документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. Государственный регистратор также сослался на то, что администрацией городского поселения город Россошь превышены полномочия на выдачу разрешительных документов, так как газопровод высокого давления протяженностью 408,7м является межпоселковым, что усматривается из ответа Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области от 12.07.2010 N 33-10/0884. Помимо указанного причиной отказа в госрегистрации права явилось и то, что сведения о земельном участке, необходимом для строительства объекта, имеют противоречивый характер.
Общество оспорило данный отказ как несоответствующий требованиям действующего законодательства и нарушающий его права и законные интересы в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, и если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав.
В силу п. 1, 2 ст. 16 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Основаниями для государственной регистрации прав, являются, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество (п. 1 ст. 17 названного Закона).
Согласно п. 1 ст. 25 Закона о государственной регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
К таким документам относится разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное в соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию застройщик в числе других документов должен представить правоустанавливающие документы на земельный участок и разрешение на строительство (ч. 3 ст. 55 названного Кодекса).
Как следует из материалов дела, обращаясь в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на газопровод высокого давления протяженностью 408,7 м, Обществом было приложено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Учитывая изложенное, кассационная коллегия судей находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций, удовлетворивших заявленные Обществом требования, основаны на положениях абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20, пункта 1 статьи 25 Закона о регистрации, частей 1, 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878.
Довод, указанный в кассационной жалобе, о том, что разрешение на строительство от 25.11.2009 N КШ6527101-286 и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 06.04.2010 N КШ6527101-58 выданы неуполномоченным органом - администрацией городского поселения город Россошь, был также предметом рассмотрения судами обеих инстанций и обоснованно отклонен, исходя из следующего.
В силу ст. 28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" земельные участки для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабжения передаются организациям - собственникам систем газоснабжения в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ).
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится, в том числе выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений (пункт 5).
В силу части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
Постановлением администрации Воронежской области от 24.11.2006 N 960 "Об утверждении Порядка выдачи разрешений на строительство и оформления документов для выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства регионального значения и объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты на территории Воронежской области" предусмотрено, что разрешение на строительство выдается в соответствии с Градостроительным кодексом РФ департаментом архитектуры и строительной политики Воронежской области в случаях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительного регламента.
Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки (подвергающиеся зонированию и включающиеся в состав правил землепользования и застройки), в том числе в границах территорий общего пользования (площадей, улиц, проездов, набережных, скверов, бульваров).
С учетом вышеизложенного суд указал, что из паспорта и градостроительного плана земельного участка для строительства газопровода высокого давления следует, что градостроительные регламенты в отношении земельного участка, на котором расположен газопровод, не установлены, разрешенное использование земельного участка - газоснабжение, земли свободные от застройки, основные виды разрешенного использования - существующие и проектируемые магистрали для движения транспорта. Согласно акту выбора земельного участка от 21.10.2009 спорные земли относятся к землям населенных пунктов, свободным от застройки.
При этом материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что земельный участок, отведенный для строительства газопровода, находится в границах территорий общего пользования.
Кроме того, приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 17.02.2010 N 211-з утверждены границы охранной зоны объекта газоснабжения (газопровод высокого давления) от места врезки в существующий газопровод по ул. Химзаводская, 4а, г. Россошь и установлены соответствующие ограничения прав на входящие в них земельные участки.
Вместе с тем в соответствии с Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878, межпоселковый газопровод - это распределительный газопровод, проложенный между поселениями. Из смысла данных Правил вытекает, что собственник газопровода не может являться собственником земельных участков по территории которых проложен межпоселковый газопровод, а лишь обязан не нарушать (соблюдать) права и интересы собственников земельных участков, поскольку земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются и могут быть использованы ими.
При указанных обстоятельствах, посчитав, что у Управления не имелось достаточных правовых оснований для отказа в государственной регистрации права собственности общества на газопровод высокого давления протяженностью 408,7 м, суды удовлетворили заявленные по настоящему делу требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы Управления, явившиеся обоснованием его позиции, они исследовались судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора и оснований для переоценки установленных судом обстоятельств в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у кассационной коллегии не имеется.
Кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты отвечают нормам материального права, содержащиеся в них выводы - фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 ст. 287, статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.05.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2011 по делу N А14-428/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки (подвергающиеся зонированию и включающиеся в состав правил землепользования и застройки), в том числе в границах территорий общего пользования (площадей, улиц, проездов, набережных, скверов, бульваров).
С учетом вышеизложенного суд указал, что из паспорта и градостроительного плана земельного участка для строительства газопровода высокого давления следует, что градостроительные регламенты в отношении земельного участка, на котором расположен газопровод, не установлены, разрешенное использование земельного участка - газоснабжение, земли свободные от застройки, основные виды разрешенного использования - существующие и проектируемые магистрали для движения транспорта. Согласно акту выбора земельного участка от 21.10.2009 спорные земли относятся к землям населенных пунктов, свободным от застройки.
При этом материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что земельный участок, отведенный для строительства газопровода, находится в границах территорий общего пользования.
Кроме того, приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 17.02.2010 N 211-з утверждены границы охранной зоны объекта газоснабжения (газопровод высокого давления) от места врезки в существующий газопровод по ул. Химзаводская, 4а, г. Россошь и установлены соответствующие ограничения прав на входящие в них земельные участки.
Вместе с тем в соответствии с Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878, межпоселковый газопровод - это распределительный газопровод, проложенный между поселениями. Из смысла данных Правил вытекает, что собственник газопровода не может являться собственником земельных участков по территории которых проложен межпоселковый газопровод, а лишь обязан не нарушать (соблюдать) права и интересы собственников земельных участков, поскольку земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются и могут быть использованы ими."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 января 2012 г. N Ф10-4976/11 по делу N А14-428/2011
Хронология рассмотрения дела:
13.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3702/12
19.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3702/12
20.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4976/11
19.09.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3858/11