г. Брянск |
|
24 января 2012 г. |
Дело N А35-5723/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Маргеловой Л.М.
Судей Чаусовой Е.Н., Стрегелевой Г.А.
При участии в заседании:
от МУП "Курскэлектротранс" (ОГРН 1024600950384, ул. К. Маркса, д. 6, г. Курск, 305004)
Жукова Д.И. - представителя (доверенность от 16.05.2011 г. б/н, пост.),
от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ул. Ильинка, д. 9, г. Москва, 103097)
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Курской области (ул. Володарского, д. 22, г. Курск, 305000)
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Комитета социального обеспечения Курской области (ул. Моковская, д. 2-г, г. Курск, 305007)
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Комитета промышленности, транспорта и связи Курской области (ул. Радищева, д. 17, г. Курск, 30500)
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Курской области от 10.08.2011 г. (судья Трубецкая Е.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2011 г. (судьи Шеин А.Е., Яковлев А.С., Афонина Н.П.) по делу N А35-5723/2011,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Курскэлектротранс" (далее по тексту - МУП "Курскэлектротранс") обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском к Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Курской области и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании за счет казны Российской Федерации 75 285 972 руб. 81 коп. убытков, возникших в связи с предоставлением в 2008-2009 г.г. мер социальной поддержки населению в виде льгот на услуги общественного транспорта в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации: "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ, "О ветеранах" от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ, "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 г. N N 1244-1.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет промышленности, транспорта и связи Курской области, Комитет социального обеспечения Курской области.
Решением Арбитражного суда Курской области от 10.08.2011 г. исковое требование удовлетворено: с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу предприятия взыскано 75 285 972 руб. 81 коп. убытков. В иске к Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Курской области отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2011 г. решение Арбитражного суда Курской области от 10.08.2011 г. оставлено без изменения.
Заявитель кассационной жалобы просит отменить названные судебные акты, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, и вынести по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, МУП "Курскэлектротранс" в 2008, 2009 годах осуществляло перевозку граждан, имеющих право на льготный проезд в общественном транспорте, на основании единого социального проездного билета (далее - ЕСПБ) во исполнение постановления Администрации Курской области от 17.02.2005 г. N 7 "Об обеспечении равной доступности транспортных услуг на территории Курской области", на основании заключенных с Комитетом транспорта и связи Курской области договоров N 112 от 28.03.2008 г., N 175 от 27.06.2008 г., N 229 от 26.09.2008 г., N 338 от 29.12.2008 г., N 53 от 28.03.2009 г., N 114 от 26.06.2009 г. об организации перевозки в городском транспорте общего пользования отдельных категорий граждан (федеральных льготников) по единому социальному проездному билету.
Неполное возмещение расходов на предоставление льгот послужило основанием для обращения МУП "Курскэлектротранс" в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования о взыскании убытков за счет казны Российской Федерации, суды обоснованно исходили из следующего.
Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон N 122-ФЗ) с 01.01.2005 г. отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем, данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Во исполнение Закона N 122-ФЗ Постановлением Администрации Курской области от 17.02.2005 г. N 7 на территории Курской области установлены порядок проезда на транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету для отдельных категорий граждан (в том числе для федеральных льготников) и стоимость такого билета, которая составила с 01.09.2006 г. - 130 руб., с 01.04.2008 г. по 31.12.2009 г. - 150 руб.
Введенный указанным Постановлением единый социальный проездной билет (далее по тексту - ЕСПБ) предоставлял гражданам льготных категорий право проезда в городском общественном транспорте. При этом стоимость ЕСПБ была меньше стоимости обычного проездного билета (в то время, когда стоимость ЕСПБ составляла 130 руб. в месяц, стоимость обычного проездного билета составляла 500 руб. в месяц, в последующий период стоимость ЕСПБ составляла 150 руб., стоимость обычного проездного билета составляла 560 руб.).
Согласно п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
С целью компенсации расходов организаций, осуществляющих пассажирские перевозки льготников, Правительство Курской области Постановлением N 27 от 21.02.2007 г. утвердило правила возмещения расходов транспортным организациям на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории области для отдельных категорий граждан.
Во исполнение постановления Администрации Курской области от 17.02.2005 г. N 7, в соответствии с Постановлением Правительства Курской области N 27 от 21.02.2007 г. истец заключил с Комитетом транспорта и связи Курской области договоры N 112 от 28.03.2008 г., N 175 от 27.06.2008 г., N 229 от 26.09.2008 г., N 338 от 29.12.2008 г., N 53 от 28.03.2009 г., N 114 от 26.06.2009 г.
В силу указанных договоров Администрация Курской области возмещала расходы предприятиям, осуществлявшим пассажирские перевозки транспортом общего пользования, связанных с предоставлением льгот по ЕСПБ. Средства финансирования распределялись между транспортными организациями, осуществлявшими перевозки льготников, согласно их доле в транспортной работе. Как следует из справки Комитета транспорта и связи Курской области, доля МУП "Курскэлектротранс" в общем объеме внутригородских пассажирских социально-значимых перевозок в 2008 году составила 71,1%, в 2009 году - 69,6%.
Согласно пункту 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.2006 г. N 56-О в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией финансовой помощи целевого характера, в частности, в форме предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов.
Согласно Федеральным законам от 24.07.2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", от 24.11.2008 г. "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" бюджетам субъектов Российской Федерации предоставлены субвенции на осуществление расходов по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта для населения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 г. N 802 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что переданные из федерального бюджета средства в виде субвенций в 2008-2009 годах доведены до бюджета Курской области, однако данных денежных средств оказалось недостаточно для покрытия убытков истца от перевозки федеральных льготников.
МУП "Курскэлектротранс" представлен расчет, из которого следует, что размер понесенных расходов основан на следующих показателях: вид транспорта, количество реализованных в г. Курске ЕСПБ, стоимость обычного проездного билета на трамвай-троллейбус, стоимость ЕСПБ, сумма, полученная истцом от продажи ЕСПБ федеральным льготникам в соответствии с долей истца в общем объеме перевозок, сумма, поступившая из бюджета за перевозку федеральных льготников, доля истца в общем объеме перевозок.
Размер убытков определяется истцом путем разницы между ценой одного ЕСПБ и фактической стоимостью проездного билета на трамвай-троллейбус, за вычетом полученных компенсаций.
В соответствии с представленным расчетом сумма, которую истец мог получить от продажи федеральным льготникам обычных проездных билетов на трамвай-троллейбус, в 2008 году составила 65 846 500 руб., в 2009 году - 62 004 900 руб. Сумма, полученная истцом от продажи ЕСПБ согласно доле в общем объеме перевозок, составила в 2008 году 12 172 383 руб. 99 коп., в 2009 году - 11 753 143 руб. 20 коп. В качестве компенсации за перевозку федеральных льготников на общественном транспорте истцом получено из бюджета в 2008 году 18 530 700 руб., в 2009 году - 10 109 200 руб.
Исходя из этого, неполученная истцом провозная плата за перевозку федеральных льготников в 2008 году составила 35 143 416 руб. 01 коп., в 2009 году - 40 142 556 руб. 80 коп.
Понесенные предприятием расходы в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются реальным ущербом.
Показатели расчета подтверждены документами уполномоченных органов (Комитет промышленности, транспорта и связи Курской области, Комитет социального обеспечения Курской области).
При таких обстоятельствах, суды правомерно признали представленный истцом расчет верным и отклонили возражения ответчика.
Довод Министерства финансов Российской Федерации о том, что ответчиком по настоящему делу должен выступать субъект Российской Федерации - Курская область, правомерно отклонен судами первой и апелляционной инстанций.
Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.
Меры социальной поддержки, предусмотренные федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Поскольку по настоящему делу судами установлено недофинансирование со стороны Минфина России, суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации заявленной истцом суммы убытков.
Довод Минфина России о пропуске истцом срока исковой давности был предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонен исходя из положений статьи 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Поскольку исковое заявление подано в арбитражный суд 26.05.2011 г., трехгодичный срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, по требованиям, заявленным за 2008 и 2009 г.г., не истек.
Выводы судов по вопросу исчисления срока исковой давности соответствуют сложившейся судебно-арбитражной практике, установленной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлениях от 12.05.2009 N 514/09, от 26.05.2009 N 15759/08.
В силу указанного, доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 10.08.2011 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2011 г. по делу N А35-5723/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.М. Маргелова |
Судьи |
Е.Н. Чаусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.
Меры социальной поддержки, предусмотренные федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", являются расходными обязательствами Российской Федерации.
...
Довод Минфина России о пропуске истцом срока исковой давности был предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонен исходя из положений статьи 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Поскольку исковое заявление подано в арбитражный суд 26.05.2011 г., трехгодичный срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, по требованиям, заявленным за 2008 и 2009 г.г., не истек.
Выводы судов по вопросу исчисления срока исковой давности соответствуют сложившейся судебно-арбитражной практике, установленной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлениях от 12.05.2009 N 514/09, от 26.05.2009 N 15759/08."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24 января 2012 г. N Ф10-5097/11 по делу N А35-5723/2011