Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шуровой Л.Ф. |
судей |
Ермакова М.Н. |
|
Леоновой Л.В. |
При участии в заседании: |
|
от ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова 410040, г. Саратов, Деловой туп., д. 3 ОГРН 1046405319410 |
не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом |
от МИ ФНС России N 8 по Белгородской области 309183, Белгородская область, г. Губкин, ул. Севастопольская, д.41а |
не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом |
от ООО "Строн" (третье лицо) 410040, г. Саратов, ул. Песочная, д. 1, кв. 33 ОГРН 1083127000703 |
не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом |
рассмотрев кассационную жалобу ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова на решение арбитражного суда Белгородской области от 30.06.2011 (судья Бутылин Е.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2011 (судьи Протасов А.И., Донцова П.В., Сергуткина В.А.) по делу N А08-2800/2011
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Саратова (далее - ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Белгородской области (далее - МИ ФНС России N 8 по Белгородской области, ответчик) о признании недействительными решения от 20.01.2011 N 13 о государственной регистрации изменений в учредительные документы ООО "Строн" (ОГРН 2113127000644); записи ГРН 2113127000490; исключении из ЕГРЮЛ записи за государственным регистрационным номером 2313127000644 от 20.01.2011; признании недействительным решения о передаче регистрационного дела от 20.01.2011 N 23.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 30.06.2011 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора, просит их отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых решения и постановления.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Строн" зарегистрировано в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Белгородской области, где и находилось на налоговом учете.
В МИ ФНС России N 8 по Белгородской области 13.01.2011 был представлен комплект документов для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ООО "Строн".
Согласно расписке в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган вх. N 13 от 13.01.2011 ООО "Строн" представило в следующие документы: заявление по форме Р13001, заверенное нотариусом и подписанное заявителем - директором общества - Дмитриевым Алексеем Павловичем; устав общества, утвержденный протоколом N 5 внеочередного общего собрания участников ООО "Строн" от 13.01.2011; документ об уплате государственной пошлины; договор аренды помещения; доверенность.
МИ ФНС России N 8 по Белгородской области принято решение от 20.01.2011 N 13 о государственной регистрации изменений в учредительные документы. Регистрационное дело ООО "Строн" направлено в ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова на основании решения от 20.01.2011 N 23 "О передачи регистрационного дела".
Полагая, что изменения о месте нахождения Общества, внесенные в Устав ООО "Строн", а также произведенная в соответствии с оспариваемым решением государственная регистрация изменений осуществлены на основании недостоверных сведений, ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 2 ст. 198 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании п. 2 ст. 54 ГК РФ, п. 2 ст. 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" местом нахождения юридического лица, в т.ч. общества с ограниченной ответственностью, признается место его государственной регистрации.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).
К числу сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, относятся данные об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом (п.п. "в" п. 1 ст. 5 Закона о регистрации).
В силу п. 1 ст. 18 Закона о регистрации государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.
В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица (п. 4 ст. 18 Закона о регистрации).
Пунктом 1 ст. 17 Закона о регистрации установлен перечень документов для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по установленной форме, решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица, изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с п. 4 ст. 9 Закона о регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
Кроме того, в полномочия регистрирующего органа не входит оценка содержащихся в представленных для государственной регистрации документах сведений на предмет их достоверности.
Согласно п. 1 ст. 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае: непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; предусмотренном п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 настоящего Федерального закона; несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ; выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества; несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Как установлено судом, заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Строн" в связи со сменой местонахождения юридического лица, подано Дмитриевым А.П. в надлежащий налоговый орган, отвечает законодательно установленным требованиям к его оформлению и содержанию, подлинность подписи заявителя засвидетельствована нотариусом.
Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Строн" представлен полный пакет документов, необходимых для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
С учетом изложенного, суд пришел к верному выводу об отсутствии у МИ ФНС России N 8 по Белгородской области правовых оснований для отказа в государственной регистрации изменений в учредительные документы ООО "Строн", указав, что решение от 20.01.2011 N 13 о государственной регистрации изменений в учредительные документы ООО "Строн" является законным.
Довод ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова о том, что в представленном Обществом на регистрацию пакете документов отсутствовало решение о внесении изменений в учредительные документы обоснованно отклонен судом, поскольку в расписке о получении документов содержится запись "устав общества, утвержденный протоколом N 5 внеочередного общего собрания участников ООО "Строн", т.е. названный протокол имелся в пакете документов. Доказательств обратного заявителем не представлено.
Представление недостоверных, по мнению ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова, сведений о местонахождении юридического лица (в п. 2.3 Устава ООО "Строн" и листе Б заявления по форме Р13001 указан адрес местонахождения юридического лица: 410069, г. Саратов, ул. Песочная, д. 1, кв. 33, где находится жилая квартира, собственником которой является Сергеев Е.В., не имеющий никакого отношения к деятельности организации) не является основанием для признания недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 25 Закона о регистрации ответственность за представление недостоверных сведений для включения в государственные реестры несут заявитель и юридические лица.
За представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Иных последствий представления на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, документов, содержащих недостоверные сведения, в частности, возложение ответственности на орган, осуществивший государственную регистрацию, путем предъявления требования об отмене принятого этим органом решения, действующим законодательством не предусмотрено.
Основанием для внесения записи за ГРН 2313127000644 от 20.01.2011 и вынесения решения от 20.01.2011 N 23 о передаче регистрационного дела послужило решение налогового органа от 20.01.2011 N 13.
Таким образом, законность решения налогового органа от 20.01.2011 N 13, обуславливает в свою очередь как законность решения от 20.01.2011 N 23, так и невозможность исключения из ЕГРЮЛ записи за ГРН 2313127000644 от 20.01.2011.
В силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, при отсутствии предусмотренных ст. 198 АПК РФ условий для признания недействительными оспариваемых решений и действий МИ ФНС России N 8 по Белгородской области, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова, приведённые в кассационной жалобе, являлись обоснованием её позиции по делу в ходе разрешения спора по существу, они не опровергают выводов суда, сделанных на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств в соответствии с положениями норм материального права, а по существу направлены на их переоценку, что в силу ст. 286 и п. 2 ст. 287 АПК РФ не допускается при рассмотрении жалобы в суде кассационной инстанции.
Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.
Руководствуясь п.1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 30.06.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2011 по делу N А08-2800/2011 оставить без изменений, а кассационную жалобу ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.Ф. Шурова |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Представление недостоверных, по мнению ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова, сведений о местонахождении юридического лица (в п. 2.3 Устава ООО "Строн" и листе Б заявления по форме Р13001 указан адрес местонахождения юридического лица: 410069, г. Саратов, ... , кв. 33, где находится жилая квартира, собственником которой является Сергеев Е.В., не имеющий никакого отношения к деятельности организации) не является основанием для признания недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 25 Закона о регистрации ответственность за представление недостоверных сведений для включения в государственные реестры несут заявитель и юридические лица.
За представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
...
В силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30 января 2012 г. N Ф10-5358/11 по делу N А08-2800/2011