См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 6 апреля 2011 г. N Ф10-769/11 по делу N А09-4830/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 20.01.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.01.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Степиной Л.В. |
судей |
Ключниковой Н.В. |
|
Шелудяева В.Н. |
при участии в заседании: |
|
от открытого акционерного общества "Управление торговли командования Воздушно-космической обороны" (ОГРН 1097746403512, д. 7а, ул. Луначарского, г. Брянск) от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (д. 27, ул. 3-го Июля, г. Брянск) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- Филилеева Ф.В. - представителя (доверенность от 30.12.2011 N 15-48/9497); |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 20.07.2011 (судья Копыт Ю.Д.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2011 (судьи Игнашина Г.Д., Полынкина Н.А., Дорошкова А.Г.) по делу N А09-4830/2010,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Управление торговли командования Воздушно-космической обороны" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконными действий должностного лица Управления Росреестра по Брянской области - государственного регистратора Чижонкова А.А., связанных с приостановлением и отказом в государственной регистрации права собственности общества на объект недвижимости - здание магазина N 5, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, 1, и обязании регистрирующего органа провести государственную регистрацию права собственности на указанный объект недвижимости.
Решением суда от 19.08.2010, оставленным постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2010 без изменения, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19.08.2010 указанные решение и постановление отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суд по ходатайству заявителя произвел замену стороны по данному спору - государственный регистратор Чижонков А.А. заменен на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее - Управление). Кроме того, общество уточнило заявленные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и просило признать незаконным отказ в государственной регистрации права собственности ОАО "Управление торговли командования Воздушно-космической обороны" на объект недвижимости - магазин N 5, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, 1, и обязать Управление произвести государственную регистрацию права собственности на упомянутый объект недвижимости.
Решением суда первой инстанции от 20.07.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2011 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит указанные решение и постановление отменить, так как выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушены нормы материального и процессуального права и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, заслушав в судебном заседании объяснения представителя Управления, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судом, 29.03.2010 общество обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - здание магазина N 5, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, 1, приложив соответствующие документы.
Уведомлением от 22.04.2010 Управление сообщило заявителю о приостановлении государственной регистрации сроком на один месяц в связи с отсутствием в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) сведений о зарегистрированном праве оперативного управления за федеральным казенным предприятием "Управление торговли Московского округа ВВС и ПВО" и праве собственности Российской Федерации на спорный объект. Управление также указало на необходимость представления дополнительных доказательств (сведений, документов) наличия оснований для проведения государственной регистрации.
На основании абзаца 9 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N122-ФЗ, Закон о регистрации), а также в связи с истечением срока приостановления регистрационных действий, госрегистратор 21.05.2010 сообщил заявителю об отказе в регистрации права собственности на объект недвижимости - магазин N 5.
Данный отказ как незаконный общество оспорило в арбитражном суде.
Принимая судебные акты об удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия предусмотренных законом оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на заявленный объект недвижимости, поскольку в регистрирующий орган были представлены все необходимые и достаточные документы, предусмотренные Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со статьями 9 и 13 упомянутого Закона регистрирующим органом проводится правовая экспертиза документов, представленных для регистрации права, их действительность и наличие соответствующих прав у лица, обратившегося за регистрацией. Регистрирующим органом производится проверка законности сделки и устанавливается отсутствие противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами.
Согласно абзацу 9 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, если правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
В силу пункта 1 статьи 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.
В случае если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты. Если права возникают на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, заявление о государственной регистрации права может подать нотариус, совершивший соответствующее нотариальное действие. Если права возникают на основании судебного акта или осуществляются в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", то государственная регистрация прав может быть осуществлена по требованию судебного пристава-исполнителя.
Как следует из содержания приведенной нормы, устанавливая перечень лиц, по заявлениям которых регистрируются права на недвижимое имущество, законодатель исходил из основания возникновения этого права.
Основанием для государственной регистрации возникновения права собственности, согласно абзацу 8 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В силу статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.
Акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента государственной регистрации в ЕГРЮЛ становится собственником имущества (правопреемником), включенного в план приватизации или передаточный акт. Это следует из пункта 11 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
При этом государственная регистрация ранее возникшего права на приватизированный объект недвижимости, а также перехода права собственности на этот объект не требуется.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что общество создано путем преобразования федерального казенного предприятия "Управления торговли Московского округа ВВС и ПВО" в соответствии с Указом Президента РФ от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис", постановлением Правительства РФ от 22.11.2008 N 875 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" и является правопреемником названного казенного предприятия.
В регистрирующий орган обществом были представлены Приказ Министра обороны РФ от 02.04.2009 N 127 "О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным казенным предприятием "Управление торговли Московского округа ВВС и ПВО", Приказ Министра обороны РФ от 03.07.2009 N 595 "О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации 2009 N 127" (документы, подтверждающие возникновения права правопредшественника на объект недвижимости), выписка из Приказа Министра обороны РФ от 03.12.2008 N 1174, выписка из Приказа Министра обороны РФ от 13.07.2009 N 718 "Об условиях приватизации федерального казенного предприятия "Управление торговли Московского округа ВВС и ПВО, передаточный акт подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального казенного предприятия "Управление торговли Московского округа ВВС и ПВО", уставные документы общества.
Оценив и исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что представленные заявителем в регистрирующий орган документы в их совокупности свидетельствуют о наличии у общества права собственности на указанный объект недвижимости.
Довод кассатора о том, что арбитражный суд не удовлетворил его ходатайство об отложении судебного разбирательства, был рассмотрен апелляционным судом. Ему дана надлежащая правовая оценка, соответствующая требованиям части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом того, что суд области располагал данными об извещении Управления о времени и месте судебного разбирательства.
На основании изложенного, кассационная инстанция считает, что выводы судов обеих инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, и основаны на правильном применении норм материального права, при отсутствии нарушения процессуальных норм.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 20.07.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2011 по делу N А09-4830/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.
Акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента государственной регистрации в ЕГРЮЛ становится собственником имущества (правопреемником), включенного в план приватизации или передаточный акт. Это следует из пункта 11 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
...
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что общество создано путем преобразования федерального казенного предприятия "Управления торговли Московского округа ВВС и ПВО" в соответствии с Указом Президента РФ от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис", постановлением Правительства РФ от 22.11.2008 N 875 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" и является правопреемником названного казенного предприятия."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25 января 2012 г. N Ф10-769/11 по делу N А09-4830/2010
Хронология рассмотрения дела:
25.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-769/11
04.10.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4292/11
20.07.2011 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-4830/10
06.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-769/11
15.12.2010 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4450/10