Дело рассмотрено 01.02.2012.
В полном объеме постановление изготовлено 03.02.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Ключниковой Н.В. |
Судей |
Панченко С.Ю. |
|
Шелудяева В.Н. |
При участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "Смоленский деловой партнер" (ОГРН 1096731006020, г. Смоленск, ул. 2-я Садовая, д. 25-а, 214012) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от Управления государственного автодорожного надзора по Смоленской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1026701442900, г. Смоленск, ул. Исаковского, д. 28, 214014) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
рассмотрев кассационную жалобу Управления государственного автодорожного надзора по Смоленской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда Смоленской области от 17.08.2011 (судья Борисова Л.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2011 (судьи Стаханова В.Н., Еремичева Н.В., Тучкова О.Г.) по делу N А62-2204/2011,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Смоленский деловой партнер" (далее - ООО "Смоленский деловой партнер", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительными предписаний Управления государственного автодорожного надзора по Смоленской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление) от 01.03.2011, от 03.03.2011.
Решением суда от 17.08.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 31.10.2011 решение суда от 17.08.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение, постановление суда о признании недействительными выданных Обществу предписаний Управления.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, между ООО "Смоленский деловой партнер" (Фрахтователь) и индивидуальным предпринимателем Паршенковым П.В. (Фрахтовщик) был заключен договор фрахтования от 02.01.2011 N 9, по условиям которого перевозка пассажиров и их багажа по заказу осуществляется автобусами, предоставляемыми Фрахтовщиком, по заявке Фрахтователя.
В ходе проведенной на основании письма прокуратуры Заднепровского района г. Смоленска от 19.10.2010 N 02-09-10 проверки соблюдения Обществом обязательных для исполнения требований законодательства РФ, международных договоров, соглашений, правил, стандартов и норм, регламентирующих деятельность автомобильного транспорта и дорожного хозяйства при осуществлении деятельности по организации заказных перевозок по договору фрахтования, Управлением было установлено следующее.
При организации заказных перевозок по договорам фрахтования осуществляется продажа билетов на проезд автобусами по маршруту "Смоленск - Москва" через билетную кассу любому физическому лицу, заказные перевозки пассажиров автобусами по маршруту "Смоленск - Москва" по договорам фрахтования осуществляются по расписанию, предлагаемому ООО "Смоленский деловой партнер". На кассе Общества размещено расписание движения автобусов, чем нарушены требования Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортном и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила перевозок).
По результатам проведенной проверки Управление выдало Обществу предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 02.03.2011.
3 марта 2011 года на основании приказа начальника Управления в отношении ООО "Смоленский деловой партнер" была проведена проверка выполнения предписаний органов государственного контроля (надзора) органов муниципального контроля, в ходе которой установлено, что Общество не устранило выявленные нарушения и продолжает осуществлять продажу билетов при организации заказных перевозок по договорам фрахтования на проезд автобусами по маршруту "Смоленск - Москва" через билетную кассу любому физическому лицу, заказные перевозки пассажиров автобусами по маршруту "Смоленск - Москва" по договорам фрахтования осуществляются по расписанию, предлагаемому ООО "Смоленский деловой партнер". На кассе Общества размещено расписание движения автобусов, чем нарушены требования Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортном и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112.
3 марта 2011 года по результатам проверки Управлением был составлен акт проверки и выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 03.04.2011.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, Управление составило протокол об административном правонарушении от 03.03.2011 N 000333.
Посчитав предписания Управления от 01.03.2011 и от 03.03.2011 незаконными, Общество оспорило их в суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 N 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушением их изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ, Устав) перевозки пассажиров и багажа подразделяются на: регулярные перевозки; перевозки по заказам; перевозки легковыми такси.
В пунктах 1-4 ст. 27 Закона N 259-ФЗ определено, что перевозка пассажира и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.
При этом правовое регулирование договора фрахтования подпадает под правовое регулирование главы 40 Гражданского кодекса РФ, в силу чего к нему применяются общие правила о перевозке.
Согласно статье 28 Устава маршрут перевозки пассажиров и багажа по заказу определяется договором фрахтования, если иное не установлено законом.
Порядок допуска пассажира в транспортное средство ставится Законом N 259-ФЗ в зависимость от определенности круга лиц, в интересах которых осуществляются перевозки.
Так, если лицо можно персонифицировать как пассажира, в интересах которого заключен договор фрахтования, то его допуск для посадки в транспортное средство должен осуществляться при предъявлении документов, удостоверяющих право осуществить поездку, либо по списку пассажиров, предоставленному заказчиком.
К заказным перевозкам, осуществляемым в интересах определенного круга лиц, относятся перевозки организованных групп людей. Допуск таких лиц к посадке в транспортное средство осуществляется в определенном порядке, установленном правилами перевозок пассажиров. К посадке в транспортное средство в этом случае будут допускаться лица, предъявившие документы, удостоверяющие право пользования предоставленным транспортным средством, либо включенные в список пассажиров, представленный фрахтователем (заказчиком).
Как установлено судом, между ООО "Смоленский деловой партнер" (фрахтователь) и индивидуальным предпринимателем Пашенковым П.В. (фрахтовщик) 02.01.2011 заключен договор фрахтования N 9, во исполнение которого на привокзальной площади железнодорожного вокзала расположен павильон с вывеской "Автобусы", и закреплена конструкция с надписью "Москва 7.30, 8.30, 9.00, 10.00, 11.00, 12.00, 13.00, 14.00, 15.00, 16.00, 17.00, 18.00, 19.00, 20.00, 23.00, 23.30".
При осуществлении перевозки согласно пункту 1.5. договора фрахтования Обществом формируются списки пассажиров с назначением лица, ответственного за перевозку; посадка пассажиров в транспортное средство осуществляется в соответствии со списком пассажиров, паспортные данные сверяются при формировании группы. Указанные списки передаются уполномоченному лицу фрахтовщика и являются основанием допуска пассажиров для посадки в транспортное средство. При этом каждому пассажиру выдается билет, подтверждающий факт заключения пассажиром договора.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что Общество является фрахтователем - заказчиком автобусов, а не перевозчиком, установив, что Общество организует заказные перевозки в интересах определенного круга лиц, которые могут быть как разовыми, так и постоянными, и его функции сводятся к формированию группы пассажиров, то есть привлечению клиентов.
При этом суд расценил конструкцию с надписью "Москва 7.30, 8.30, 9.00, 10.00, 11.00, 12.00, 13.00, 14.00, 15.00, 16.00, 17.00, 18.00, 19.00, 20.00, 23.00, 23.30" как коммерческое предложение, а не расписание регулярного маршрута и указал, что выдаваемый пассажиру билет подтверждает факт оплаты определенной заказанной пассажиром услуги (оговорены время и дата отправления, конечный пункт поездки, уплаченная сумма), что подтверждает порядок расчетов по договору фрахтования.
Доказательств того, что перевозки заявителем осуществляются иным способом, позволяющим квалифицировать их как регулярные, суду не представлено.
Кроме того, судами обеих инстанций принято во внимание, что оспариваемое заявителем предписание Управления не содержит указаний обществу о принятии конкретных мер по устранению выявленных нарушений.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд признал оспариваемое предписание незаконным.
Ссылка Управления на то, что размещение времени отправления и наименование пункта прибытия, а также продажа билетов однозначно свидетельствуют об осуществлении заявителем именно регулярных перевозок, судом была рассмотрена и обоснованно отклонена, так как указанные заявителем составляющие присущи и договору фрахтования.
Договор фрахтования, заключенный заявителем, является действующим.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, признаются несостоятельными и судом округа отклоняются, как направленные на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом, что в силу ст. 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права судом первой и апелляционной инстанций применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 17.08.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2011 по делу N А62-2204/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
С.Ю. Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 N 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушением их изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ, Устав) перевозки пассажиров и багажа подразделяются на: регулярные перевозки; перевозки по заказам; перевозки легковыми такси.
В пунктах 1-4 ст. 27 Закона N 259-ФЗ определено, что перевозка пассажира и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.
При этом правовое регулирование договора фрахтования подпадает под правовое регулирование главы 40 Гражданского кодекса РФ, в силу чего к нему применяются общие правила о перевозке.
Согласно статье 28 Устава маршрут перевозки пассажиров и багажа по заказу определяется договором фрахтования, если иное не установлено законом.
Порядок допуска пассажира в транспортное средство ставится Законом N 259-ФЗ в зависимость от определенности круга лиц, в интересах которых осуществляются перевозки."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 3 февраля 2012 г. N Ф10-5459/11 по делу N А62-2204/2011