г. Калуга |
|
09 декабря 2014 г. |
Дело N А62-2401/2014 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Радюгиной Е.А.
Судей Ермакова М.Н.
Егорова Е.И.
При участии в заседании: |
|
|
|
|
|
|
|
|
от общества с ограниченной ответственностью "Маке" (109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 21, стр. 3, ОГРН 1037789019377, ИНН 7709519141)
от Смоленской таможни (214032, г. Смоленск, ул. Лавочкина, д. 105, ОГРН 1026701425849, ИНН 6729005713) |
|
Власова А.А. - представителя (дов. от 22.01.2013 N 25/01, пост.) Орловой О.Г. - представителя (дов. от 05.11.2013 N 15, пост.)
Ситина М.В. - представителя (дов. от 23.01.2014 N 04.52/07, пост.) |
|
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Смоленской таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 18.06.2014 (судья Яковенкова В.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2014 (судьи Еремичева Н.В., Заикина Н.В., Федин К.А.) по делу N А62-2401/2014,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Маке" (далее - ООО "Маке", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений Смоленской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 25.02.2014 N 15-37/3612 и N 15-37/3613 об отказе в предоставлении льгот по уплате налога на добавленную стоимость при ввозе важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники и в возврате налога и об обязании таможенного органа возвратить излишне уплаченный налог на добавленную стоимость в размере 35 479 377 руб. 36 коп.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 18.06.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2014 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможенный орган просит решение и постановление судов отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции проверена законность судебных актов исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, ООО "Маке" по ДТ N N 10113070/171113/0014939, 10113070/261213/0017227 задекларированы товары - "оксигенератор QUADROX-i" с принадлежностями (товар N 6) и "кардиостимулятор наружный временный" (товар N 8), производства Maquet Cardiopulmonary AG, Германия, "модуль операционный климатический VARIOP" с принадлежностями, производства Maquet GmbH&Co.KG, Германия (товар N 1).
При таможенном оформлении товаров таможенному органу вместе с указанными ДТ представлены регистрационные удостоверения от 22.03.2013 N N ФСЗ 2010/07945, ФСЗ 2010/07947, от 14.06.2004 N МЗ РФ N 2004/772 (действительно до 14.06.2014), а также декларации о соответствии от 07.06.2013 N РОСС БЕ.ИМ04.Д00960, от 21.05.2013 N РОСС БЕ.ИМ04.Д0953 и сертификат соответствия от 26.04.2013 N РОСС DE.HM02.H17418, которые перечислены в графе 44 ДТ.
Должностные лица таможни исключили регистрационные удостоверения из комплекта документов, прилагаемых к ДТ, так как в регистрационных удостоверениях указано "медицинское изделие", и отказали в предоставлении льготы по налогу на добавленную стоимость по вышеперечисленным товарам, что подтверждается требованиями на корректировку сведений, заявленных в таможенной декларации, от 17.11.2013 и от 09.01.2014.
В связи с этим в названных ДТ льгота по налогу на добавленную стоимость заявлена не была, и общество уплатило налог в размере 18%.
Полагая, что в отношении данных товаров применимы нормы пункта 2 статьи 150 и подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), устанавливающие ставку налога на добавленную стоимость в размере 0% с учетом целевого назначения и ограниченной сферы применения данного товара, и представленные обществом регистрационные удостоверения и декларации о соответствии подтверждают, что ввезенные товары по своим кодам ОКПО 94 4400 и 94 5200 входят в Перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19, ООО "Маке" обратилось в таможенный орган с заявлениями о возврате налога на добавленную стоимость, как излишне уплаченного по ДТ NN 10113070/171113/0014939 и 10113070/261213/0017227 в общей сумме 35 479 377 руб. 36 коп., приложив все необходимые документы, перечень которых установлен частью 2 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Таможня письмами от 25.02.2014 N N 15-37/3613 и 15-37/3612 сообщила обществу, что оснований для предоставления льгот по уплате налога по ДТ NN 10113070/171113/0014939, 10113070/261213/0017227 не имеется.
Основанием для отказа послужили выводы таможни о том, что на момент ввоза товаров по указанным ДТ нормы НК РФ, устанавливающие основные термины категорий медицинских товаров, в отношении которых предусмотрено применение льгот по уплате налога на добавленную стоимость, а также принятые в соответствии с ними постановления Правительства Российской Федерации, содержащие основные условия применения указанных льгот, не приведены в соответствие со статьей 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в которой введен новый термин "медицинские изделия". Следовательно, при предоставлении регистрационных удостоверений нового образца на медицинские изделия оснований для предоставления льгот по уплате налога на добавленную стоимость при ввозе важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники не имеется.
Полагая, что решения таможенного органа от 25.02.2014 N N 15-37/3612 и 15-37/3613 не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы общества, ООО "Маке" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор и удовлетворяя заявленные требования, суды полно и всесторонне исследовали доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, и дали им правильную оценку.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу статьи 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 названного Кодекса, а также сырья и комплектующих изделий для их производства.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ установлено, что реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 утвержден Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее по тексту - Перечень), в примечании 1 которого указано, что к перечисленной в данном перечне медицинской технике относится медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном Минздравом России порядке.
В соответствии с пунктами 14 и 18 Перечня к числу важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники отнесены "приборы и аппараты для лечения, наркозные устройства для замещения функций органов и систем организма" (код ОКП 94 4400), в том числе "аппараты и устройства для замещения функций органов и систем организма" (код ОКП 94 4480) и "оборудование для кабинетов и палат, лабораторий и аптек" (код ОКП 94 5200).
Согласно разъяснениям Министерства здравоохранения Российской Федерации (письмо от 25.03.2002 N 2510/2698-02-23) и Министерства финансов Российской Федерации (письма от 06.03.2002 N 04-03-05/10, от 21.10.2013 N 03-07-07/43912, от 23.09.2013 N 03-07-07/39401, от 20.09.2013 N 03-07-07/38972, от 17.09.2013 N 03-07-07/38384) принадлежность медицинской техники к Перечню определяется кодом Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП). Принадлежность конкретной продукции к соответствующей группе Перечня определяется на основании принципа построения Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93. Перечисленные в Перечне группы медицинской техники, а также входящие в них подгруппы и виды продукции освобождаются от налога на добавленную стоимость.
Оценив имеющиеся в деле документы (регистрационные удостоверения и сертификаты соответствия) с учетом требований ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что ввезенные обществом товары входят в Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, в связи с чем ООО "Маке" имело право на льготу по уплате налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 2 статьи 150, подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 и отказ таможенного органа в возврате излишне уплаченного налога неправомерен.
Доводы заявителя жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судами первой и апелляционной инстанций. Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих изменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 18.06.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2014 по делу N А62-2401/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Смоленской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А.Радюгина |
Судьи |
М.Н.Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 утвержден Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее по тексту - Перечень), в примечании 1 которого указано, что к перечисленной в данном перечне медицинской технике относится медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном Минздравом России порядке.
...
Оценив имеющиеся в деле документы (регистрационные удостоверения и сертификаты соответствия) с учетом требований ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что ввезенные обществом товары входят в Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, в связи с чем ООО "Маке" имело право на льготу по уплате налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 2 статьи 150, подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 и отказ таможенного органа в возврате излишне уплаченного налога неправомерен."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 9 декабря 2014 г. N Ф10-4425/14 по делу N А62-2401/2014