Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Радюгиной Е.А. |
Судей: |
Маргеловой Л.М. Чаусовой Е.Н. |
При участии в заседании: |
|
от Ассоциации охранных структур группы компаний "Кречет" (398001, г. Липецк, ул. Советская, 66, ОГРН 1084800000043) |
Проскурина В.А. - представителя (дов. от 06.03.2012 б/н пост.), |
от инспекции ФНС России по Советскому району г. Липецка (398059, г. Липецк, ул. Неделина, д. 4а) |
Кириличевой С.А. - представителя (дов. от 23.01.2012 N 02-11/01 пост.), |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Корытко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Липецкой области кассационную жалобу инспекции ФНС России по Советскому району г. Липецка на решение Арбитражного суда Липецкой области от 30.09.2011 (судья Тетерева И.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2011 (судьи Ольшанская Н.А., Протасов А.И., Михайлова Т.Л.) по делу N А36-1619/2011,
УСТАНОВИЛ:
Ассоциация охранных структур группы компаний "Кречет" обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Липецка от 24.02.2011 N 839 и обязании возместить из бюджета Ассоциации охранных структур группы компании "Кречет" 43 216 руб. в виде налога на добавленную стоимость.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 30.09.2011 заявленные требования Ассоциации удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2011 решение суда в части обязания инспекции ФНС России по Советскому району г. Липецка возместить Ассоциации охранных структур группы компании "Кречет" налог на добавленную стоимость в сумме 458 руб. отменено. В удовлетворении заявленных требований в указанной части отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция ФНС России по Советскому району г. Липецка просит решение и постановление судов в части признания незаконным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Липецка от 24.02.2011 N 839 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость в размере 42 758 руб. отменить как принятые с нарушением норм материального права.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции проверена законность судебных актов исходя из доводов заявителя жалобы.
Дело рассмотрено судом кассационной инстанции в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, инспекцией ФНС России по Советскому району г. Липецка по результатам проведенной камеральной проверки представленной АОС ГК "Кречет" 18.10.2010 уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2010 года составлен акт от 18.01.2011 N 14400 и принято решение от 24.02.2011 N 839 "Об отказе в возмещении полностью 42 758 суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению".
Основанием для вынесения оспариваемого решения послужил вывод налогового органа о необоснованном предъявлении налогоплательщиком к вычету налога в сумме 43 216 руб., в связи с операцией по приобретению автомобиля TOYOTA LAND CRUISER-200, поскольку Ассоциация, являясь некоммерческой организацией не может быть лизингополучателем, у Ассоциации отсутствует раздельный учет и отсутствуют доказательства использования автомобиля в предпринимательской деятельности.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Липецкой области от 29.04.2011 апелляционная жалоба Ассоциации на решение инспекции от 24.02.2011 N 839 об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость оставлена без удовлетворения, а резолютивная часть оспариваемого решения, в связи с опечаткой, изменена: АОС ГК "Кречет" отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 42 758 руб.
Не согласившись с решением инспекции от 24.02.2011 N 839, Ассоциация охранных структур группы компаний "Кречет" обратилась в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая незаконным решение инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Липецка от 24.02.2011 N 839 в части отказа в возмещении из бюджета Ассоциации охранных структур группы компании "Кречет" налога на добавленную стоимость в размере 42 758 руб., суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении:
1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя.
Следовательно, в целях главы 21 НК РФ реализация данных услуг является объектом налогообложения, а уплаченные в составе лизинговых платежей суммы НДС подлежат вычету в порядке, предусмотренном статьей 172 НК РФ.
Как следует из материалов дела, между ООО "Каркадэ" (Лизингодатель) и АОС ГК "Кречет" (Лизингополучатель) 19.06.2009 заключен договор лизинга N 2437/2009. В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора Лизингодатель, посредством заключения договора купли-продажи, обязуется приобрести в собственность у выбранного Лизингополучателем Продавца ООО "Центр-Липецк" имущество, указанное в Спецификации (раздел 2 договора) предмета лизинга, которое обязуется предоставить Лизингополучателю за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей, с правом последующего приобретения права собственности.
Из Спецификации данного договора следует, что предметом лизинга является легковой автомобиль иностранного производства TOYOTA LAND CRUISER-200, 2008 года выпуска.
Приобретенный автомобиль ООО "Каркадэ" передало АОС ГК "Кречет" по акту приема-передачи от 29.06.2009.
Согласно п. 3.2 договора лизинга от 19.06.2009 N 2437/2009 Лизингополучатель обязуется уплачивать лизинговые платежи в размере и в сроки, предусмотренные графиком платежей. НДС, предъявленный лизингодателем в составе лизинговых платежей за июль-сентябрь 2010 года АОС ГК "Кречет" включила в состав налоговых вычетов.
В подтверждение реальности указанной финансово-хозяйственной операции АОС ГК "Кречет" представила в налоговый орган для проверки и в материалы дела договор, счета-фактуры, выставленные ООО "Каркадэ" от 19.07.2010 N 110792, от 19.08.2010 N 125653, от 19.09.2010 N 140504, счет-фактуру ООО "Центр Липецк" от 15.08.2010 N ТЛ00004340.
Таким образом, проанализировав представленные в материалы дела документы, обосновывающие право на налоговые вычеты, с учетом того, что претензий относительно качества оформления документов, в том числе относительно качества оформления счетов-фактур, налоговым органом не заявлено, суды пришли к правомерному выводу, что представленные налогоплательщиком документы в целях подтверждения обоснованности применения налоговых вычетов, соответствуют требованиям статей 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
Довод налогового органа, что приобретенный АОС ГК "Кречет" за счет целевых средств автомобиль использовался только для осуществления некоммерческой деятельности, не связанной с получением выручки от реализации товаров (работ, услуг) правомерно отклонен судами, поскольку материалами дела, а именно договором от 01.09.2010 N 10/09-10 об оказании ООО "Рамо" юридических услуг, путевыми листами, журналом заданий и отчетами по заданиям АОС ГК "Кречет", платежным поручением, подтверждено, что Ассоциация в 3 квартале 2010 года осуществляла операции облагаемые налогом на добавленную стоимость и использовала для осуществления этих операций автомобиль TOYOTALAND CRUISER-200, приобретенный по договору лизинга от 19.06.2009 N 2437/2009.
При таких обстоятельствах, учитывая, что налоговое законодательство связывает право на применение налогового вычета с характером операции, для осуществления которой приобретался товар, - является ли она или нет объектом обложения налогом на добавленную стоимость, - а не с характером деятельности организации, суды пришли к обоснованному выводу, что АОС ГК "Кречет" выполнило предусмотренные статьями 171-172 НК РФ условия для предъявления к вычету суммы НДС, заявленной в декларации за 3 квартал 2010 года.
Также являются необоснованными доводы налогового органа о том, что АОС ГК "Кречет" при заключении договора лизинга нарушила ст. 665 ГК РФ, и о том, что решение суда вынесено без учета специфических норм правового регулирования деятельности некоммерческой организации в форме Ассоциации, связанных с необходимость преобразования Ассоциации для ведения предпринимательской деятельности на основании следующего. Договор лизинга от 19.06.2009 N 2437/2009, заключенный между АОС ГК "Кречет" и ООО "Каркадэ", заключен в соответствии с гражданским законодательством, а возникшие из него гражданские обязанности исполнены сторонами, при этом действия Ассоциации, в реальности не выходят за рамки норм как гражданского законодательства Российской Федерации, так и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Данный договор в судебном порядке недействительным не признан, требования о применении последствий недействительности оспариваемой сделки в отношении этого договора не заявлялось и в судебном порядке не рассматривалось.
На основании изложенного, суды правомерно, на основании установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, с учетом всех имеющихся в деле доказательств, руководствуясь нормами материального права, удовлетворили требования налогоплательщика о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Липецка от 24.02.2011 N 839 "Об отказе в возмещении полностью 42 758 руб. суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению".
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 30.09.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2011 по делу N А36-1619/2011 в обжалуемой части оставить без изменения, а кассационную жалобу инспекции ФНС России по Советскому району г. Липецка - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Радюгина |
Судьи |
Л.М. Маргелова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал соответствующим действующему законодательству договор лизинга, в котором в качестве лизингополучателя выступает некоммерческая организация (ассоциация). Таким образом, не был принят во внимание довод налогового органа о том, что ассоциация, являясь некоммерческой организацией, не может быть лизингополучателем.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 6 марта 2012 г. N Ф10-353/12 по делу N А36-1619/2011
Хронология рассмотрения дела:
29.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8285/12
21.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8285/12
06.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-353/12
14.12.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6129/11